Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока литературы по теме "Сравнение двух литературных героев" для 8 кл

Конспект урока литературы по теме "Сравнение двух литературных героев" для 8 кл

Цель урока:

1) повторить материал по теме " Индивидуальная характеристика героя";

2) разобраться в жанровых и композиционных особенностях сравнительной характеристики двух литературных героев;

3) совершенствовать навыки анализа текста;

4) способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.

Оборудование урока: раздаточный материал с текстами, типовыми схемами и таблицей.

Ход урока.

I. Повторение материала по теме "Индивидуальная характеристика литературного героя".

1) С каким видом характеристики вы познакомились на уроках литературы в 7– ом классе? ( С индивидуальной характеристикой литературного героя. )

2) Что лежит в основе индивидуальной характеристики

литературного героя? (Описание устойчивых особенностей героя (внешних и внутренних качеств), которые зависят от его образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях. )

3) Какова задача сочинения типа индивидуальной характеристики литературного героя? ( Задача такого сочинения – установление признаков литературного персонажа, которые делают его неповторимым, запоминающимся и не похожим на других. )

4) Как строится сочинение подобного рода?

Сочинение типа индивидуальной характеристики героя состоит из трех частей: вступительной, основной (главной) и заключительной. Основу главной части составляет перечень и анализ наиболее важных признаков.

Выбор материала для вступительной и заключительной частей целиком зависит от конкретного содержания главной части. Но чаще всего во вступлении устанавливается место персонажа в общей системе образов произведения, а в заключении дается итоговая (общая) оценка этому персонажу.

II. Постановка цели урока.

III . Комплексная работа по теме урока.

1) Чтение текста. Выполнение заданий, предложенных после него.

Сравнить – это значит сопоставить, т. е. поставить рядом два предмета и рассмотреть их с какой-либо общей точки зрения для того, чтобы найти у них сходства и различия.

Следовательно, сравнительная характеристика двух литературных героев – это сопоставление двух героев с какой-либо общей точки зрения, для того чтобы найти у них сходства и различия.

Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать.

Тема сочинения-рассуждения сравнительного типа формулируется обычно так: "Остап и Андрий", "Жилин и Костылин" и т. п. Можно сравнивать не только двух литературных героев, но и двух писателей, два периода в развитии литературы, два произведения одного или разных писателей и т. д.

Однако не всегда тема, касающаяся двух героев, должна быть раскрыта как сравнение. Например, тема "Гринев и Савельич" может быть раскрыта в виде обычного доказательства. В этом случае основной тезис определяется с помощью постановки вопроса. Например: Какую роль в жизни Гринева играл Савельич? Обоснование этого тезиса и составит содержание сочинения.

а) Определите тему текста.

б) Ответьте на вопросы:

– Что лежит в основе сравнительной характеристики двух литературных героев?

– Когда нельзя сравнивать двух литературных героев?

– Как обычно формулируются темы сравнительных характеристик?

– Что еще можно сравнивать?

– Всякая ли тема, касающаяся двух литературных героев, может быть раскрыта как сравнение?

– Как можно раскрыть подобные темы?

2) Слово учителя. Типовые схемы строения сравнения. Краткий анализ схем.

Сравнение может быть последовательным и параллельным. И то и другое строится по определенным схемам.

Последовательное сравнение

основание сравнения


черты 1-го героя черты 2-го героя

цель

сравнения героя

Параллельное сравнение

основание сравнения.

черты сходства черты различия

двух героев двух героев

цель

сравнения героев

– Рассмотрите схемы последовательного и параллельного сравнения. Какое из них, по– вашему мнению, более рационально? Почему?

( Параллельное сравнение рациональнее, так как позволяет более выпукло (на "сравнительном фоне") показать особенности героев и "не отойти" от сравнения. )

P. S. 1) При полном сравнении иногда рассматриваются различия между героями, а потом сходство. Обычно это бывает в тех случаях, когда различий между сравниваемыми объектами больше, чем сходства.

2) Если у героев только черты сходства или, наоборот, только черты различия, тогда главная часть соответственно упрощается.

3) Работа с таблицей "Языковые средства для выражения сходства и различия и для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой".

Для чего служат?

Примеры

1) Для выражения сходства.

Слова: "сходный", "подобный", "одинаковый", "аналогичный" и т. д.

Обороты типа: "между А и Б много сходного (общего) ; "сходство А и Б состоит в том, что"; "у А и Б есть сходные (общие) черты". Местоимения "оба" ("обе").

Союзы: "и – и", "как, так и", "тоже", "также", "если…то" и т. п.

2) Для выражения различия.

Антонимы: обороты типа: "различия между А и Б (состоит) в том, что"; "А и Б различаются тем, что…" и т. д.

Предлог "в отличие".

Союзы: "а", "но", "же".

Вводные слова: "напротив", "наоборот".

Параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-противительная интонация.

3) Для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой.

Обороты типа: "теперь рассмотрим отличительные (сходные) черты А и Б"; "несмотря на сходство (или различие), между А и Б есть и различия (сходства) " и др.

– Какие языковые средства могут использоваться для выражения сходства?

– Какие языковые средства могут использоваться для выражения различия?

– Какие языковые средства могут использоваться для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой?

4) Работа по сочинению на литературную тему.

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, веселые и злые, простодушные и себе на уме.

Поэтому так и интересны два героя романа В. Киселева "Девочка и птицелет» – Оля и Лена Костина, волей судьбы оказавшаяся в небольшом городке России.

Единственное, что их сближает, – это возраст и учеба в одной школе.

А вот различий между ними гораздо больше. Одно из самых важных – отношение к товарищам. Оля – очень чуткий и добрый человек, умеющий быть верным и отзывчивым другом. Возьмем, например, ее отношения с Колей Галетой. Мальчику трудно даются знания. Видя это, Оля не только помогает ему преодолеть возникшие трудности, но и делает все возможное, чтобы он поверил в свои силы. А когда у Коли случается несчастье с отцом, она и вовсе принимает самое горячее участие в его делах. В отличие от Оли, Лена Костина – "активистка", бессердечный человек. Она радуется неудачам товарищей и не умеет быть верным и преданным другом.

К учебе и к классным делам девушки тоже относятся по-разному. Оля учится на тройки, иногда получает даже двойки, а Лена – "круглая отличница, лучшая ученица". Но Оля умеет страстно увлекаться. Она очень любит химию, поэзию, особенно Тараса Шевченко, потому что тот "самый храбрый поэт". Да и идею птицелета Оля встречает с радостью и огромным восторгом. А Лена "не интересуется ни химией, ни историей". И даже когда узнает тайну о птицелете, остается совершенно равнодушной к ней.

Есть и еще одно различие между героинями романа. Это поведение в минуту опасности. Оля – смелая девочка. Она наравне с ребятами дает отпор Петькиной компании, не теряется в трудной ситуации и применяет против Петьки прием, которому научил ее отец. А вот о Лене этого сказать нельзя. Даже тогда, когда ей сыплют шиповник за шиворот, она не сопротивляется, а только ревет.

Что же хотел сказать В. Киселев читателям, показывая двух девочек на страницах романа? Мне кажется, только одно. Не все в человеке определяется социальным. Многое в нем зависит от воспитания, от тех нравственных и духовных ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.

1) Прочитайте сочинение на литературную тему. Какое это сочинение – индивидуальная характеристика или сравнительная характеристика? Обоснуйте свое мнение.

2) Определите, по какой схеме оно написано. Составьте план сочинения.

3) Найдите языковые средства, используемые в сочинении для выражения сходства и различия и для речевого оформления перехода от одной части сравнении к другой.

IV. Обобщение материала.

1) О чем шла речь на уроке?

2) Что вы узнали о сравнении двух литературных героев?

V. Домашнее задание:

1) повторить материал по теме урока;

2) определить основание и цель сравнения Швабрина и Гринева;

3) выявить черты сходства (1-ый вариант) и черты различия (2-ой вариант) героев, обосновать свою позицию.

Список используемой литературы.

1) Ладыженская Т. А. , ЗепаловаТ. С. Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров". –

Москва. Просвещение. 1990

2) Никитина Е. И. "Русский язык. Русская речь". – Москва, Дрофа, 2010

3) Айзерман Л. С. «Сочинение о сочинениях». – М. , 1986.

4) Бойко М. И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.

5) Малышева Л. М. «Пишем сочинения». – М. , 1999.

Метки: Литература