Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Тема. Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович»

Тема. Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович»

Тема. Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович»

Цели урока:

Познавательная (новое на основе повторения). Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;

Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;

Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.

Оборудование урока:

Былины (разные издания)

Картина Васнецова В. М. "Богатыри"

Иллюстрация к былинам.

Былина "Богатырское слово"

Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.

Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)

Ход урока

I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)

2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)

– Что такое УНТ?

– Жанры УНТ.

– Роль УНТ в литературе.

II. Переход к теме урока.

1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.

Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.

III. Новый материал.

1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?

2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.

1. Работа со статьей учебника "Былины" (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.

Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:

– О чем повествуют былины?

– Где происходит действие в былинах?

– Что воспевают былины?

– Что показывают нам былины?

– Что воплощают в себе былины?

– Что делают предметом изображения былины?

Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.

Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).

В тетради появляется запись:

2. Опорный конспект (ОК)

I. ОК1 Былины*(от слова "быль") – произведения УНТ. ОК2

Повествуют о русских богатырях.

Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.

Воспевают красоту и широту Русской земли.

Показывают реальность древнерусского быта

Воплощают думы и чувства народа.

Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.

3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)

– Как передавались былины?

– Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)

– На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.

– Есть ли в былине рифма?

– Чем сопровождалось пение былин?

– Какую роль играют былины в искусстве и литературе?

(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)

По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:

II. Особенности былин. ОК3

Пелись и рассказывались под гусли.

Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.

Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.

Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.

Являются основой для многих произведений искусства.

4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)

5. Выразительное чтение (учитель) былины "Богатырское слово"

Вопрос на восприятие:

– Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)

– Вопросы (см. учебник после текста былины)

III.

1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?

(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

В опорном конспекте появляется следующая запись:ОК4

Былинная троица:Илья Добрыня Алеша

Муромец Никитич Попович

2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)

3) Вывод: Образы богатырей собирательны.

Словарно-семантическая работа. ОК5

Богатырь* – слово это – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова "Три богатыря".

Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.

– Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)

– А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).

– А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили ).

– Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ __________Русские Богатыри ).

– Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).

– Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).

– Это правильно. Чувствуется, что всадники внезапно осадили коней __________Вероятно, впереди враг. А какие еще детали подтверждают нашу мысль? (Богатыри готовы к бою Они в каком-то едином порыве схватились за оружие )

– Пожалуй вы правы Почему вы отмечаете, что они в едином порыве схватились за оружие? (Богатыри – боевые друзья. Их никто никогда не побеждал. Победят они и в этой битве).

– А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)

– Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину "Как стена", как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).

6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.

(Прочитать отрывки из статьи "О личной жизни "Трех богатырей")

– А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее )

(Развить мысль).

V. Вопрос классу:

– сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)

Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.

В опорном конспекте появляется еще одна запись:ОК6

Герои в сказке и былине

Сказка

1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.

2. Сражаются и побеждают просто чудовищ.

3. Качества героев сверхъестественного происхождения.

4. (Герой) Решает личные проблемы. Былина

1. Подвиг богатыря бескорыстен.

2. Побеждает врагов земли Русской.

3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.

4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.

VI. Вывод. Итог урока.

Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.

VII. Д. З.

1. Рассказ о подвиге богатырей.

2. Выразительное чтение.

3. Опорный конспект.

4. Подготовиться к сочинению по картине "Три богатыря" В. М. Васнецова.

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое предание? (Пересказ статьи. )

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (статья «Былины»).

Составление плана.

Чтение статьи по абзацам, беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями. )

Задания.

1) озаглавить первый абзац.

1. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

2) выделить основную мысль второго абзаца.

2. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

3) Дать определение былины.

3. Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.

– Где происходит действие былин?

4. Место действия былины – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде _______________

– Откуда сказители знали о далеких землях?

5. Русь вела оживленную торговлю.

Задание: озаглавить пятый пункт.

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

6. Документальная ценность былин.

– Отношение жителей Руси к коню.

7. Конь – верный помощник воина и землепашца.

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача?

8. Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.

9. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Задание: перечислить темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского?

10. Главное в жизни – будничный труд крестьянина.

Задание: назвать особенности былин.

11. Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

Задание: прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

12. Повторы слов и выражений.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.

13. Сходство композиции былин и сказок.

Задание: рассмотреть иллюстрацию учебника (с. 14 «Гусляры»).

14. Сказители – гусляры.

– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты. )

IV. Подведение итогов урока.

Вывод. Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

Домашнее задание: с. 11-17, прочитать материал учебника; задания: собиратели былин, основные циклы былин; крестьяне – хранители былин; самостоятельно читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).

Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин.

Новгородские – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы. )

2. Пересказ статьи «О собирании, исполнении и значении былин».

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие « Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.

2. Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.

3. Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).

4. Аналитическая беседа по вопросам.

– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда. )

– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе. )

– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем». )

5. Задание 1: зачитать описание внешности пахаря.

(«А у оратаря кудри качаются А кафтанчик у него черна бархата». С. 19 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится. )

– Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице (4-я строфа) А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле орáтай каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви. )

6. Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики булатные», «гужики шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.

IV. Подведение итогов урока.

– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?

Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.

Домашнее задание: с. 23 в учебнике, подготовить ответ на вопрос 3 (характеристика Вольги или Микулы).

Индивидуальное задание: если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).

Цели: продолжить знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Рассматривание рисунков учащихся (индивидуальное задание).

2. Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?

Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает » до « А кафтанчик у него черна бархата».

(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь « коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема. )

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).

Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни. )

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы. Определение, к какому циклу относится былина, какова ее тема.

– К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества. )

2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.

Можно читать на фоне музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Садко».

3. Выполнение заданий по тексту былины.

Задание 1. Рассказать о главном герое былины, истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Живет в Нове-городе богатый купец, который раньше не имел имущества, были у него только гусли. На честный пир Садко купцы не позвали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался и уходил прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад

И поди свяжи шелковый невод.

_______________.

Дам три рыбы – золоты перья.

Тогда ты счастлив будешь!

Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.

Всех угощал он: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских (церковнослужителей). )

Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил корабли, «тридцать черленых» кораблей и

поехал Садко по Волхову (река в Новгороде)

Со Волхова во Ладожско,

А со Ладожска во Неву-реку,

А со Невы-реки во сине море.

Как поехал он по синю морю,

Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новгородские _______________

Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.

Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведных.

Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.

Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».

Садко сделал все так, как советовал старик, и – очутился на берегу моря раньше своих дружинников.

А дружина поминает одного Садка:

– Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,

Встречает свою дружинушку со Волхова.

Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена взрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».

Стал Садко выгружать бессчетну золоту казну.

Как повыгрузил со черленыих кораблей,

Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,

Стал поживать Садко во Нове-городе.

Задание 2. Зачитать зачин, назвать гиперболы, постоянные эпитеты («хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море); повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы. . ,) торжественные приемы повествования, троекратные повторения.

IV. Подведение итогов урока.

– В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника.

Индивидуальное задание:

1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2 ученика рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И. Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. ); подготовить выставку, стенд-раскладушку;

2) подготовить рассказ-сообщение с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, написанных на былинные сюжеты.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература