Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок по рассказу Ф. Глинки "Последнее уничтожение на Бородинском поле"; 5 кл

Урок по рассказу Ф. Глинки "Последнее уничтожение на Бородинском поле"; 5 кл Цели: проанализировать содержание рассказа, раскрыв его идейно-нравственное своеобразие;

познакомить с одной из заповедей Международного Гуманитарного

права ,гласящей, что любой человек имеет право на гуманное отношение

не только при жизни, но и после смерти; ввести понятие «оксюморон»;

учить работать над высказываниями классиков, доказывать свою точку

зрения; познакомить с образом русского поля в литературе, живописи,

скульптуре и музыке;

воспитывать милосердие и гуманность

развивать речь обучающихся.

1. Вступление.

Полями пахнет, – свежих трав,

Лугов прохладное дыханье!

От сенокосов и дубрав

Я в нем ловлю благоуханье,

Повеет ветер – и замрет. . .

Слайдшоу «Русское поле!» (под мелодию песни «Русское поле»)

Русское поле! Много их на нашей земле, огромных и небольших, пологих и испещренных оврагами, проселочными дорогами, холмами перелесками. И особенно в нашей – среднерусской полосе.

Поле России – это олицетворение ее бескрайности, широты и раздолья.

Поле прекрасно в любое время года:

и зимой:

Когда под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

и весной:

Когда в полях еще белеет снег,

А воздух уж весною дышит…

и летом:

Когда зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый золотые переливы…

и осенью:

Когда льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Многолик образ русского поля в живописи.

Это и волнующаяся ,наваливающаяся нива на картинах Шишкина и Соврасова «Рожь»

Это и земля-кормилица, как у Веницианова «На пашне» или Мясоедова «Косари»

Это и земля-заступница, горькая и многострадальная, как у Васнецова «Утро после побоища…»

Сколько выстрадала русская земля за свою многовековую историю. Не раз сходились на полях полчища врагов с доблестными русскими воинами. И вставал русский солдат, чтобы отстоять честь родной земли, да не посрамить матушку-Россию!

Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле…

Да простит нас история за нехронологическую последовательность: в июле 1943 года на Орловско-Курской дуге сошлись на небольшом поле 1200 машин. Враг, потеряв 400 танков и более 10 тысяч солдат и офицеров, повернул вспять.

В 1995 году на Прохоровском поле возведен памятник-звонница, купол-державу которого венчает Божья Матерь с Покровом

Русский художник Павел Дмитриевич Корин создал мозаическую карти­ну "Дмитрий Донской". Обратите внимание: на переднем плане не великий князь, а два богатыря – Александр Пересвет (Брянский боярин) Родион Ослябя.

Сейчас на поле храм-памятник Сергию Радонежскому. Архитектор объединил церковь и крепость, а на холме возвышается 30-метровый чу­гунный обелиск. Это памятник Дмитрию Донскому.

Установлен он на том месте, где стоял шатер Мамая.

Памятник Д. И. Донскому напоминает памятник М. И. Кутузову – главнокоман­дующему Русской армией в Отечественной войне 1812 года, в том числе и в Бородинском сражении. Очевидцы рассказывали, что перед битвой над станом русской армии парили орлы. Эту весть сочли добрым предзнаменованием, рассказывали, что будто бы видели парящего орла над головой Кутузова, что и нашло отражение в памятнике.

Через 100 лет было поставлено 33 монумента, многие из них увенчаны орлами. Есть здесь памятник, воздвигнутый Францией в 1913 году – «Мертвым великой армии» – на месте командного пункта Наполеона.

1. Главная часть.

Вашему вниманию предлагается видеофрагмент из фильма «Война и мир». Вслушайтесь в слова Пьера Безуховa и всмотритесь в детали – в страшные картины войны.

Мотивация

Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О поле, о войне…)

Тема сегодняшнего урока "Идейно-нравственное своеобразие рассказа Федора Николаеви­ча Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле"

На нем мы должны проанализировать содержание рассказа и понять, что любой человек имеет право на гуманное отношение к себе не только при жизни, но и после смерти. Это одна из главных

заповедей Международного Гуманитарного Права, о котором мы говорили ранее.

А сейчас ……………. расскажет нам о жизни и творчестве Ф. Н. Глинки (Сообщение 10-12 предложений)

Каждая война уносит жизни многих людей.

Погиб человек! Не важно, свой или враг! А тело его осталось без погребения. На родной или чужой земле оста­лись лежать тела, неприятельские или тела соотечественников? Как быть? Кто теперь кому враг?

Жан Жак Руссо говорил: « Если цель войны – уничтожение враждебного го­сударства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только бросают его и сдаются, они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов, и вновь становятся просто людьми».

Беседа

(Карточки)

1) С описания каких событий начинается повествование Ф. Н. Глинки?

2) Докажите свою точку зрения текстом.

3) Обратите внимание на фразу: „возвратившиеся из засад лесных крестьяне… "

Наполеон, желая захватить Россию, жестоко относился и к мирному населению, которое было вынуждено вести партизанскую войну.

Значительно позже организация Международного Красного Креста в своих основополагающих принципах указывала, что необходимо гуманно относиться к мирному населению. Но, к сожалению, очень часто данное требование нарушается.

4) Какая деталь подтверждает жестокость отношения Наполеоновской армии к крестьянскому населению.

5) И началась жизнь крестьянская на авось, а что же произошло с французской армией? Подтвердите текстом.

Физминутка

Посмотрите видеофрагмент, подтверждающий, насколько ужасным было отступление французской армии.

6) Какая фраза текста подтверждает необходимость меры уничтожения трупов?

7) И вот поле Бородинское окатилось красным заревом. Как вы думаете, с каким чувством сжигались трупы?

8) Это была, действительно, необходимая мера. Можно ли сожжение трупов назвать жестокостью и варварством? (Карточка 1).

9) Какое предложение, подчеркивает всю жестокость, а поpoй и бессмысленность войны – как противоестественного явления (Горели кости людей…

Вспомним слова Н. А. Некрасова:

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей

10) Какое чувство испытываете вы после прочтения данной фразы?

11) Читая дома, в каком месте рассказа вы почувствовали, что что-то должно измениться? (И неужели не было существа…)

12) Как вы думаете, почему данное предложение вопросительное?

(Казалось бы, какая любовь и жалость могли быть к врагу, но, Жан Жак Руссо говорил: « враг он только тогда враг, пока он жив, когда он погибает, он просто смертный человек»,

Необходимо понять, что это были погибшие люди, которых тоже надо оплакивать. )

И еще: в этих словах – авторская позиция: он, участник Отечественной войны 1812 года, сожалеет о несостоявшейся жизни погибших людей.

13) Кто, по-вашему , искренне сострадает?

14) Какая фраза подтверждает всю глубину сострадания вдовы генерала Тучкова?

(она с запасом своих слез)

15) В чем разница в поведении вдовы и отшельника?

Еще Шекспир сказал: «Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других – слезы»

16) Обратите внимание на словосочетание – Живой мертвец, оно называется оксюморон – это сочетание лексически несочетаемых слов.

17) Как вы понимаете фразу «напутствуют в дальний безвестный путь»?

Все выполняли повинность, а они видели не врагов, а людей, гибель которых приняли с огромным состраданием.

(Карточка 2)

18) Обратите внимание на многозначительное авторское опре­деление: «поле, поседевшее от пепла костей…»

Почему он употребляет именно эту фразу?

Кок вы понимаете эти слова?

(Действительно, цвет пепла. Земля, словно испытала великое горе, приняв в себя детей своих)

19) Таким образом, заканчивая анализ рассказа, ответьте на возрос: «Кто и как выполнял трудную обязанность по погребению»?

Крестьяне

Вдова

Отшельник

20) Как автор относится к поступку вдовы генерала Тучкова?

(Потрясен, видит в ней проявления высокой любви)

21) Прочитайте последнее предложение текста

Почему именно этими словами автор завершает рассказ?

22) Как вы понимаете высказывание Г. Гейне: « Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу – безразличию и бездушию».

23) Подберите синонимы к слову милосердный.

Как вы понимаете слово милосердие?

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. ( Словарь Ушакова)

24) А в наше время нужно ли нам быть милосердными?

Дома вам нужно было порассуждать письменно или устно над фразой « В милосердии мы нуждаемся, милосердием мы бедны…»

(Проверка сочинений)

25) Итак, чему учит нас рассказ Ф. Н. Глинки? Какими мы должны быть?

(Милосердие и гуманность – главные качества счастливой и мирной жизни)

Рефлексия

Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно. . .

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…

3Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по древнему изречению:

«САМОЕ ВЕЛИКОЕ, САМОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ – МИЛОСЕРДИЕ И ПРОЩЕНИЕ…» (Сократ), соединив личные наблюдения и материал урока.

Список литературы

1. И. Бунин «Полями пахнет, – свежих трав…»

2. А. С. Пушкин «Зимнее утро»

3. Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»

4. А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

5. Высказывания Жан Жака Руссо, Сократа, Г. Гейне, Шекспира.

6. Толковый словарь Ушакова.

Метки: Литература