Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Разработка урока по литературе на тему "Древнерусская литература. Житие Сергия Радонежского"

Разработка урока по литературе на тему "Древнерусская литература. Житие Сергия Радонежского"

Разработка урока по литературе на тему "Древнерусская литература. Житие Сергия Радонежского"

Цели урока:

1. Образовательные:

– Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства;

– Закрепить понятия “житие”, “святой”;

2. Развивающие:

– Развивать навыки работы с текстом

– Развивать умение работы в группах, слушать друг друга

3. Воспитательные:

Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.

Ход урока.

I. Организационный момент (1-2 мин)

Приветствие, запись числа и темы урока.

II. Повторение темы предыдущего урока, переход к новому материалу (10 мин).

1. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся осмыслить «Житие Сергия Радонежского». Дома вы прочитали житие, какой жанр современной литературы оно вам напомнило? (биографию)

О ком в современное время написаны биографии? (о знаменитых ученых, писателях, политиках). Существует особая серия «Жизнь замечательных людей», которая посвящена знаменитым людям, добившихся успехов в различных областях науки, спорта, в литературе, в искусстве.

Скажите, какая разница между житием и биографией? Как вы думаете, о ком говорится в житии? (о святых)

Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).

2. Запись определения и жанровых признаков в тетрадь. Учитель параллельно записывает на доске.

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью. Они отличаются от биографии жанровыми признаками:

1) подчёркнуто религиозная оценка

2) окрашенность описываемого

3) каноничность – использование устойчивых формул, выбор яз. средств

4) взгляд автора на героя «снизу вверх»

5) реальное и идеальное изображение

Житие и сказание относятся к агиографической литературе. Агиография –жизнеописание святых. Сказание отличается от жития тем, что затрагивает не всю жизнь святого, а лишь часть ее.

III. Работа в группах (5 мин).

1. Подготовка к работе в группах: деление класса на группы, учитель объединяет более сильных и более слабых учеников и даёт задания:

1 группа: более слабые – историки.

Прочитать информацию о Епифании Премудром, рассказать классу.

Епифаний Премудрый – писатель-агиограф, инок Троице-Сергиева монастыря. Сведения о нем извлекаются только из его собственных сочинений.

Епифаний родился в Ростове в 1 пол. 14 века. Он учился в Ростовском монастыре. Около 31 года провел в Троице-Сергиевом монастыре, сначала в качестве дьякона, а затем – иеромонаха и духовника братства.

В течение многих лет Епифаний Премудрый состоял в монастыре под началом его основателя Сергия Радонежского, встречался с наезжавшим в монастырь Стефаном, епископом пермским. Троице– Сергиев монастырь с его высокой книжной культурой был основной духовной школой Епифания Премудрого.

Епифаний много путешествовал, был в Константинополе, в Иерусалиме, побывал в Троице-Сергиевой лавре.

Один из образованнейших людей своего времени, Епифаний Премудрый знал греческий язык, был начитан в библейской, церковно-учительной, житийной, исторической византийской и древнерусской литературах. Современники прозвали Епифания «Премудрым» за его выдающуюся умственную и литературную одаренность.

Вскоре после смерти Стефана (1396), первого епископа пермского, Епифаний Премудрый написал его «Житие». Описание жизни Стефана Пермского не содержало подробных биографических сведений о нем и развертывалось в традиционном духе церковно-поучительных биографий «святых» (благочестивое детство, ранняя любовь к книгам, самоотверженные духовные подвиги, блаженная кончина). Но в литературном отношении это обширное произведение Епифания Премудрого отличалось новизной и значительностью. Епифаний Премудрый прославлял Стефана Пермского как просветителя коми (зырян), обратившего их из язычества в христианство, как создателя пермской азбуки, переводчика на пермский язык книг «священного писания».

В работе над житием Стефана Пермского Епифаний Премудрый творчески использовал «Слово о законе и благодати» Илариона.

В 1392 году, когда умер Сергий Радонежский, Епифаний стал делать записи о нем. До этого монах наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.

«Житие Сергия Радонежского», написанное в 1417-—1418 гг. , отличается от первого «Жития» большей биографической обстоятельностью, последовательностью изложения и лиризмом.

В обоих «житиях» изобилуют взволнованные размышления автора о судьбах его героев и людей, их окружающих. Внутренняя жизнь людей раскрывается Епифанием Премудрым при помощи контрастных и экспрессивных характеристик отдельных психологических состояний (чувств «добрых» или «злых»), которые редко сменяют друг друга. Стиль «житий» отличается пышностью и символико-метафорической насыщенностью. Обилие сложных эпитетов, сравнений, синонимов и аллегорий создает крайнюю витиеватость словесной изобразительности, которую сам Епифаний Премудрый удачно назвал «плетением словес» или словесной «паутиной».

«Жития», созданные Епифанием Премудрым, относятся к лучшим памятникам древне – русской агиографической литературы, а сам Епифаний Премудрый по праву считается крупнейшим мастером нового для своего времени житийно-панегирического стиля, развивавшего высокие традиции литературы Киевской Руси и углублявшего достижения южнославянских литератур (XIV – начала XV в. ).

Стиль Епифания Премудрого стал образцом для многих произведений русской литературы XIV—XVI вв. , прославлявших могущество русской государственности и объединение русских земель вокруг Москвы. Возможно, что Епифанием Премудрым написаны также введение к тверской летописи, письмо к игумену Кириллу Тверскому, «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского».

После Москвы, где Епифаний собирал информацию о Стефане Пермском, он побывал в Твери, но в 1415 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру и уже не выезжал оттуда.

Умер около 1420 года.

2 группа: слабые – биографы.

Прочитать информацию о Сергии Радонежском, рассказать классу, ответить на вопрос: почему Сергий Радонежский не просто священнослужитель, а святой? Рассказать о кончине святого.

Сергий (в миру – Варфоломей) родился от добрых родителей Кирилла и Марии. Еще до рождения, когда его мать была в церкви, он начал вопить в утробе матери 3 раза. В детстве он не пил грудное молоко, если мать ела мясо. У Сергия было 3 брата. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. В поле он встретил старца, который сказал о его предназначении. После семья переехала в Радонеж, и родители приняли схиму. В возрасте 23 трех лет Варфоломей принял иночество и стал Сергием. Вместе с братом Стефаном построил небольшую церковь во имя святой Троицы. Затем стали стекаться иноки, образовался Троице-Сергиев монастырь. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Слава о Сергии разошлась до Царьграда. Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма – молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования. Очистившись от греховных помыслов и сосредоточившись на божественном, по мнению исихастов, можно было достичь соединения с Богом.

3 группа: средние – теоретики.

Докажите, что данный текст принадлежит жанру сказания по жанровым признакам, записанным в тетради.

4 группа: сильные – литературоведы.

1. Тип святости Сергия – Преподобный. Как вы поняли, что это означает? (Святые, которые прославились в монашеском подвиге постом, молитвой, трудами)

2. О каких чудесах Сергия вы узнали из прочитанных глав «Жития»?

3. Каким даром обладал Сергий Радонежский? В каких эпизодах мы наблюдаем это? (пророческий, предсказание победы над Мамаем, собственная смерть)

4. Какие библейские герои упомянуты в «Житии»? Расскажите эпизод их появления.

5. Какое чудо случилось после кончины святого? Какие чудеса случались потом? Зачитайте строки из текста.

5 группа: сильные – лингвисты.

1. Назовите языковые особенности жития. Какие слова наиболее часто употребляются? (церковная лексика)

2. Найдите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси.

3. Какие еще художественные средства используются в тексте?

4. Найдите устаревшие слова. Что они обозначают? (отрок, чадо, скорбеть, хоругвь, се)

5. В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное из убивая…» употреблено слово «хоругвь»?

6. Какой эпитет наиболее часто употребляет Епифаний Премудрый? Кто и что им характеризуется? (великий Дмитрий, великий Боже, великая вера и т. д. )

6 группа: сильные – искусствоведы.

Работа по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

1. Какое событие явилось основой сюжета картины?

2. В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события? (Таинственность, поэтическая природа, она живет своей жизнью).

3. Что роднит картину Нестерова с иконой? (По бледному нимбу над его головой различим в нём святого).

4. Что вы можете сказать об отроке? Каким он представлен? (Отрок – деревенский пастушок, с глубочайшей чистоты с синими глазами. Он спокоен, обворожён ожиданием чуда). Обратите внимание на его одежду, руки. (Тонкие пальцы отрока сплетены в благоговейном жесте. В глазах светятся вера и желание служения Богу. Всё его лицо, вся фигура говорят о радостном почтении перед святым, перед его долгой и праведной жизнью, перед силой его души. Мальчик спокоен. Так и стоят эти фигуры, объединённые чистой душой, окружённые светлым пейзажем).

Работа по картине Н. Рериха «Святой Сергий»

1. Каким вы видите Сергия на этой картине?

2. Почему рядом с Сергием изображена икона Христа Спасителя? Что символизирует глаз вверху картины?

3. Над кем возвышается Сергий? Что символизирует храм в его руках? (над врагами, изображенных схематично, церковь – Русь, которую Сергий трижды спасает, именно поэтому земля, на которой он стоит объята пламенем)

4. В чем отличие картин Нестерова и Рериха? (у Нестерова реалистическое изображение – пейзаж, человек, у Рериха – иконографическое, схематичное, он больше следует древней традиции изображения святых)

2. Проверка работы в группах (20 мин).

IV. Итог урока.

Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?

Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

V. Домашнее задание.

Самостоятельный анализ «Жития Александра Невского» по вопросам (учитель либо диктует учащимся вопросы, либо раздаёт каждому ученику в печатном виде):

1. Докажите, что это житие. Как автор говорит о себе?

2. Почему Александр Невский становится воином-святым? Каким вы видите его в житии? Докажите строками из текста.

3. Каков язык жития? Найдите художественные средства.

4. Почему святые Борис и Глеб помогают Александру Невскому?

5. Какое чудо произошло после смерти святого? Какими словами передана скорбь людей по поводу его кончины?

6. Мини-рассуждение: кого из современных героев вы бы возвели в ранг святого?

Интернет-ресурсы

http://lib. pushkinskijdom. ru/Default. aspx?tabid=3853 Словарь книжников и книжности Древней Руси, информация о Епифани Премудром

http://ru. wikipedia. org/wiki/%C5%EF%E8%F4%E0%ED%E8%E9_%CF%F0%E5%EC%F3%E4%F0%FB%E9 информация о Епифани Премудром

http://ru. wikipedia. org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E8%E9_%D0%E0%E4%EE%ED%E5%E6%F1%EA%E8%E9 информация о Сергии Радонежском

http://artcyclopedia. ru/videnie_otroku_varfolomeyu_1899-1890_holst_maslo_160h211_sm-nesterov_mihail_vasilevich. htm картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

http://www. koltunov. ru/Rerih/SergiyRadonejskiy. htm картина Н. К. Рериха «Святой Сергий»

Метки: Литература