Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Олимпиадные задания школьного этапа олимпиады по литературе. 10

Олимпиадные задания школьного этапа олимпиады по литературе. 10

Время выполнения -2 часа

Часть 1. Сопоставительный анализ поэтических текстов ( 50 баллов)

Ф. И. Тютчеву принадлежат два стихотворения, написанные в разные периоды жизни. Проведите их сопоставительный анализ и попытайтесь ответить, что сближает эти стихи и что составляет их важнейшее отличие? О каких особенностях миросозерцания поэта говорит каждое из них? Какие характерные черты поэтики Тютчева вы можете выделить в этих стихах?

При оценке успешности выполнения задания учитывается глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании; владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). Оценивается глубина восприятия образа лирического героя и умение истолковать его, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. Оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашего сочинения.

Душа моя, Элизиум теней. . . »

Душа моя, Элизиум* теней, 
Теней безмолвных, светлых и прекрасных, 
Ни помыслам годины буйной сей, 
Ни радостям, ни горю не причастных,– 
Душа моя, Элизиум теней, 
Что общего меж жизнью и тобою! 
Меж вами, призраки минувших, лучших дней, 
И сей бесчувственной толпою?. . 
 Начало 1830-х гг. 

 « О вешая душа моя »
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, -
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!. . 

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в. . . 

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть. 

1855 г

Элизиум* – в древнегреческой мифологии часть подземного царства, обитель душ блаженных.

Часть 2. История и теория литературы ( 35 баллов)

Задание 1. ( 10 баллов)

Какие литературные жанры соответствуют данным определениям? Приведите примеры произведений каждого жанра, назовите их авторов.

  1. Самый крупный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; описывающий события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны; отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.
  2. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространённые темы -созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.
  3. Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые; ценность составляет не точность описания фактов, а достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни.
  4. Большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определённый период времени или целой человеческой жизни; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости; характерные свойства – разветвлённость сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяжённость.
  5. Прозаическое произведение малого объёма, приближающееся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены), с острым, захватывающим сюжетом, с неожиданной концовкой.

Задание 2. ( 8 баллов)

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.

1 . -Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.

– А чьей же?

– По родительскому обещанию.

– И что же с вами происходило по родительскому обещанию?

– Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.

2. -Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает».

– Я начинаю соглашаться с дядей, ты решительно дурного мнения о русских.

– Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

– И природа пустяки?

– И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

3. – Да разве ты тоже не мучаешься?

– У меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить. Я потому и пришел, что зол. Есть такие, которые не пришли бы. А я трус и. . . подлец! Но. . . пусть! всё это не то. . . Говорить теперь надо, а я начать не умею. . . И зачем, зачем я пришел! Никогда не прощу себе этого!

– Нет, нет, это хорошо, что пришел! Это лучше, чтоб я знала! Гораздо лучше!

– А что и в самом деле! Ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться _______________

 4. -Только еще один раз, – сказал сверху женский голос. 
 – Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос. 
 – Нет, ты посмотри, что за луна!. . . Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -– туже, как можно туже -– натужиться надо. Вот так! 
 -Полно, ты упадешь. 
 – Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди. 
 – Ах. . . Боже мой! Боже мой! что ж это такое! -– вдруг вскрикнула она. -– Спать так спать! -и захлопнула окно. 
"И дела нет до моего существования!" В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул. 

Задание 3. ( 5 баллов)

Проанализировав характер рифмовки, определите, какой строфой написано стихотворение А. С. Пушкина. Какое произведение мировой литературы написано подобными строфами?

* * * 

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья. 

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго. 

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она. 

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса. 
Но я вникал в ее беседы мало. 

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса. 

Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров 
Задание 4. ( 2 балла)
Укажите строки какого поэта отразились в пародии Д. Минаева. 

Холод, грязные селенья,

Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

Говор поселян,

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят, -

Посрамленье, гибель Руси,

И разврат, разврат!.

Задание 5. ( 4 балла)

Вспомните главу «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов». Действительно ли описание сна, содержащееся здесь, похоже на «настоящий» сон. Укажите основные «помехи», которые разрушают иллюзию «настоящего» сновидения.

Задание 6. ( 6 баллов)

В литературоведении есть такое понятие «центон». Что оно значит? Дайте определение термину. Если вам не встречался подобный термин, ниже приводится образец подобного текста. Прокомментируйте его.

Шофёр затих. . .

Я вышел из такси.

В природе неизбежны перемены.

С утра радиосеть всея Руси

воспроизводит шлягеры Шопена. . .

Какой светильник разума погас!

Врубить бы сразу свет,

как в кинозале.

Все ожидают этого от нас.

Мы этого никак не ожидали. . .

1985

К Л Ю Ч И

интерпретация поэтического текста

(40 баллов)

Критерии оценивания Баллы
1. Глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании). Навыки сопоставительного анализа. 8
2. Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). 16
3. Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. 8
4. Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность). 8

Общая сумма баллов – 40

Часть 2

История и теория литературы (35 баллов)

Задание 1. За название жанра-1 балл, за пример-0,5 балла, за указание автора-0,5 балла

  1. Эпопея
  2. Элегия
  3. мемуары
  4. Роман
  5. Новелла

Задание 2. За название произведения -1 балл, за указание автора – 1 балл)

1. Н. С. Лесков «Очарованный странник»

2. И. С. Тургенев « Отцы и дети»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Задание 3. За определение характера рифмовки – 3 балла, за указание произведения с подобной рифмовкой -1 балл, за автора-1 балл

А

В

А

В

С

В

С

Д

С

« Божественная комедия» Данте Алигьери

Задание 4. За название стихотворения – 1 балл, за указание автора – 1балл

А. Фет «Шёпот. Робкое дыханье»

Задание 5. За приведённый аргумент – 1 балл

  1. Непомерная длина текста
  2. Открытое присутствие автора
  3. Публицистические отступления
  4. Отступления этнографического характера

Задание 6. За определение – 3 балла, за комментарий – 3 балла

Центо́н (лат. cento, род. падеж centonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций. Центоны – распространённый художественный приём в постмодернизме.

О. В. Мутыгулина, МБОУ ПГО "СОШ №4", г. Полевской, Свердловская область

Метки: Литература