Олимпиадные задания школьного этапа олимпиады по литературе. 10
Олимпиадные задания школьного этапа олимпиады по литературе. 10
Время выполнения -2 часа
Часть 1. Сопоставительный анализ поэтических текстов ( 50 баллов)
Ф. И. Тютчеву принадлежат два стихотворения, написанные в разные периоды жизни. Проведите их сопоставительный анализ и попытайтесь ответить, что сближает эти стихи и что составляет их важнейшее отличие? О каких особенностях миросозерцания поэта говорит каждое из них? Какие характерные черты поэтики Тютчева вы можете выделить в этих стихах?
При оценке успешности выполнения задания учитывается глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании; владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). Оценивается глубина восприятия образа лирического героя и умение истолковать его, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. Оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашего сочинения.
Душа моя, Элизиум теней. . . »
Душа моя, Элизиум* теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных,–
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?. .
Начало 1830-х гг.
« О вешая душа моя »
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, -
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!. .
Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в. . .
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
1855 г
Элизиум* – в древнегреческой мифологии часть подземного царства, обитель душ блаженных.
Часть 2. История и теория литературы ( 35 баллов)
Задание 1. ( 10 баллов)
Какие литературные жанры соответствуют данным определениям? Приведите примеры произведений каждого жанра, назовите их авторов.
- Самый крупный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; описывающий события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны; отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.
- Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространённые темы -созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.
- Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые; ценность составляет не точность описания фактов, а достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни.
- Большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определённый период времени или целой человеческой жизни; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости; характерные свойства – разветвлённость сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяжённость.
- Прозаическое произведение малого объёма, приближающееся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены), с острым, захватывающим сюжетом, с неожиданной концовкой.
Задание 2. ( 8 баллов)
Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
1 . -Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.
– А чьей же?
– По родительскому обещанию.
– И что же с вами происходило по родительскому обещанию?
– Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.
2. -Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает».
– Я начинаю соглашаться с дядей, ты решительно дурного мнения о русских.
– Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.
– И природа пустяки?
– И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
3. – Да разве ты тоже не мучаешься?
– У меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить. Я потому и пришел, что зол. Есть такие, которые не пришли бы. А я трус и. . . подлец! Но. . . пусть! всё это не то. . . Говорить теперь надо, а я начать не умею. . . И зачем, зачем я пришел! Никогда не прощу себе этого!
– Нет, нет, это хорошо, что пришел! Это лучше, чтоб я знала! Гораздо лучше!
– А что и в самом деле! Ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться _______________
4. -Только еще один раз, – сказал сверху женский голос.
– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
– Нет, ты посмотри, что за луна!. . . Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -– туже, как можно туже -– натужиться надо. Вот так!
-Полно, ты упадешь.
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
– Ах. . . Боже мой! Боже мой! что ж это такое! -– вдруг вскрикнула она. -– Спать так спать! -и захлопнула окно.
"И дела нет до моего существования!" В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.
Задание 3. ( 5 баллов)
Проанализировав характер рифмовки, определите, какой строфой написано стихотворение А. С. Пушкина. Какое произведение мировой литературы написано подобными строфами?
* * *
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров
Задание 4. ( 2 балла)
Укажите строки какого поэта отразились в пародии Д. Минаева.
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян,
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, -
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!.
Задание 5. ( 4 балла)
Вспомните главу «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов». Действительно ли описание сна, содержащееся здесь, похоже на «настоящий» сон. Укажите основные «помехи», которые разрушают иллюзию «настоящего» сновидения.
Задание 6. ( 6 баллов)
В литературоведении есть такое понятие «центон». Что оно значит? Дайте определение термину. Если вам не встречался подобный термин, ниже приводится образец подобного текста. Прокомментируйте его.
Шофёр затих. . .
Я вышел из такси.
В природе неизбежны перемены.
С утра радиосеть всея Руси
воспроизводит шлягеры Шопена. . .
Какой светильник разума погас!
Врубить бы сразу свет,
как в кинозале.
Все ожидают этого от нас.
Мы этого никак не ожидали. . .
1985
К Л Ю Ч И
интерпретация поэтического текста
(40 баллов)
Критерии оценивания | Баллы | |
1. | Глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании). Навыки сопоставительного анализа. | 8 |
2. | Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). | 16 |
3. | Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. | 8 |
4. | Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность). | 8 |
Общая сумма баллов – 40
Часть 2
История и теория литературы (35 баллов)
Задание 1. За название жанра-1 балл, за пример-0,5 балла, за указание автора-0,5 балла
- Эпопея
- Элегия
- мемуары
- Роман
- Новелла
Задание 2. За название произведения -1 балл, за указание автора – 1 балл)
1. Н. С. Лесков «Очарованный странник»
2. И. С. Тургенев « Отцы и дети»
3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
4. Л. Н. Толстой «Война и мир»
Задание 3. За определение характера рифмовки – 3 балла, за указание произведения с подобной рифмовкой -1 балл, за автора-1 балл
А
В
А
В
С
В
С
Д
С
« Божественная комедия» Данте Алигьери
Задание 4. За название стихотворения – 1 балл, за указание автора – 1балл
А. Фет «Шёпот. Робкое дыханье»
Задание 5. За приведённый аргумент – 1 балл
- Непомерная длина текста
- Открытое присутствие автора
- Публицистические отступления
- Отступления этнографического характера
Задание 6. За определение – 3 балла, за комментарий – 3 балла
Центо́н (лат. cento, род. падеж centonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций. Центоны – распространённый художественный приём в постмодернизме.
О. В. Мутыгулина, МБОУ ПГО "СОШ №4", г. Полевской, Свердловская область
Метки: Литература