Урок литературы в 9 классе. Региональный компонент
Урок литературы в 9 классе. Региональный компонент
Красотой спасётся мир…
Ф. М. Достоевский.
Цели урока:
1) Формирование нравственных ценностей;
2) Формирование понятия красоты на материале поэтического текста;
3) Привлечение внимания учащихся к творчеству ставропольских авторов;
4) Воспитание любви к малой родине, коммуникативной культуры, духовных нравственных ценностей;
5) Развитие познавательной активности учащихся;
6) Обучение работе в группах.
Оборудование: электронная презентация к уроку, живые цветы, книги Я. Бернарда и А. Попова, раздаточный материал, материал для рефлексии.
Ход урока.
1. Организационный момент и целеполагание.
Слово учителя: Здравствуйте, дети. Перед вами тема урока литературы «Я поклоняюсь красоте…». Это строка из стихотворения нашего земляка поэта Яна Бернарда. А эпиграф, который я предпослала к уроку – это известное утверждение Ф. М. Достоевского «Красотой спасётся мир…»
Вы , наверное, уже догадались, о чём будет сегодняшний урок? Ну что ж, надеюсь вас не разочаровать.
Слово учителя о красоте. ( Видеоряд с красотами).
Для работы сегодня я предложила вам произвольно разделиться на 3 группы:
1 группа – теоретики,
2 и 3 группы – аналитики.
Суть работы первой группы – дать определение красоте, используя различные словари и справочники.
Аналитики будут работать с текстами стихотворений
А ещё я хочу предложить индивидуальное творческое задание:
Сочинение – миниатюра. Кто хочет поработать?
Итак, начнём.
2. Аналитическая работа с текстами
Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение А. Попова
Послушайте , пожалуйста.
«Открой дорогу красоте!».
День ото дня взлетаем мы всё выше
И свято верим в силу красоты.
И нет у взлёта потолочной крыши,
И нет порога жизненной черты.
А потому и дело наше вечно:
Искусство не увянет никогда!
Творенья совершенствуй бесконечно
И твёрдый дух имей в пути всегда!
Ведь человек рождён на свет для счастья:
Оно ведёт к восторженной мечте.
Так отметай же, друг в пути ненастья,
Открой в пути дорогу красоте!
Слово учителя:
– Ребята, вам понравилось стихотворение?
– А к какому виду лирики его можно отнести?
– А вы слышали что-нибудь о его авторе?
А ведь Алик Попов – наш с вами земляк – пятигорчанин.
Олег Владиславович Попов(1964 – 1997) был выпускником СОШ №16 г. Пятигорска. В 33 года, в возрасте, когда был распят Иисус Христос, Олега не стало – он трагически погиб в номере фешенебельной гостиницы «Южная», пытаясь дать отпор ворвавшемся к нему грабителям. Стихи этого поэта увидели свет только после его смерти.
Красота – один из главных образов его лирики.
А вот другое стихотворение. Может, кто– нибудь хочет его прочесть? Давайте послушаем.
Ян Бернард «Красота».
Я поклоняюсь Красоте,
Её улыбке затаённой.
К её священной чистоте
Я приближаюсь восхищенно.
Она – бессмертие веков.
Она – родная дочь рассвета,
Слиянье вёсен и лугов,
И песня каждого поэта.
Она – великий горный пик,
Заветных истин воплощенье.
И тот, кто красоту постиг,-
Остановил мгновенье!. .
Слово учителя:
– Вам понравилось? А чем?
– Какие ассоциации у вас возникли?
– Слышали ли вы что– нибудь об авторе?
Ян Бернард – известный ставропольский автор. Его стихи и проза не могут никого оставить равнодушным. На его долю выпало трудное военное детство. Во время бомбёжки потерялась его мать. Только через 30 лет выяснилось, что она жива. Он взрослел в окопах, был настоящим сыном полка. После войны, приехав на Ставрополье, долгое время Бернард работал корреспондентом газеты в Минеральных Водах, писал стихи и прозу. Мир его поэзии добр и светел, я думаю, вы замети по его восторженным стихам .
Итак, давайте поработаем в группах. У всех есть свои задания. На обдумывание– 3-5 минут. А пока вы будете работать, я включу музыку, которая будет вам помощник
Задания:
Задания для первой группы. | Задания для второй группы. |
Отметьте Ø Впечатление; Ø Ключевые слова; Ø Художественные образы; Ø Композиция, метрика; Ø Образ лирического героя, его внутренний мир; Ø Настроение, отношение к окружающему миру; Ø Почему употребляется местоимение «мы» и глаголы в форме мн. числа; Ø Лирический сюжет, динамика чувств; Ø Языковое оформление, средства создания образности. |
Ø Определите ключевые слова, почему слово «Красота» у Бернарда с большой буквы? Ø Каков образ лирического героя, его настроение, отношение к окружающему миру; Ø Что представляет собой красота в понимании героя? Ø Где мы можем встретиться с образом Красоты? Ø Легко ли постичь красоту, по мнению лирического героя? ( Прокомментировать последние строки стихотворения). |
Заслушиваются ответы, созданные группами аналитиков. ( Живая беседа).
Беседа с учащимися.
А вы заметили, в чём различие в восприятии красоты этими авторами? ( показать оба текста).
Ø А как вы думаете, какую роль в нашей жизни играет красота? Зачем она нужна каждому из нас?
Ø Прокомментируйте слова русского критика Д. И. Писарева: «Красота чувствуется, а не меряется аршином». Согласны вы с этими словами?
Ø Так что же такое красота? Мы не будем придумывать определение, а послушаем, как это понятие трактуется в ______________ словарях.
Ø Пожалуйста, теоретики, поделитесь с нами результатами вашей работы. ( Теоретики читают определения в словарях и их комментируют).
Слово учителя :Спасибо. А ведь у каждого из нас своё понимание красоты. О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое истинная красота? Как её почувствовать? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Она не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове.
Очень интересное определение принадлежит средневековому философу Фоме Аквинскому. По его словам, красивым является то, что доставляет удовольствие при наблюдении, рассмотрении, разглядывании.
Учитель привлекает внимание учащихся к розе.
– Вот посмотрите, ребята, красива ли роза?
– А почему она красива?
Чтение учителем стихотворения Я. Бернарда « Роза».
О, как она пылала грозно,-
Одна-
На весь притихший сад,
И от неё в морозный воздух
Струился тонкий аромат.
Ты розу вырыл,
И до ночи
Она в дому твоём жила,
Но лепестков сосредоточье
Распалось.
Роза умерла!
Красота, к сожалению, очень уязвима. Но она может быть и вечной, потому что красота – это гармония. Гармония в природе, музыке, живописи, в слове, но главное, пожалуй, в душе.
Давайте послушаем сочинение – миниатюру, задание, которое было предложено ____________.
3. Заключительный этап
1) Беседа о нравственной стороне красоты
Что же главное? Духовная красота! Человек должен быть творцом
Заключительное слово учителя.
Да, ребята, восприятие красоты у каждого своё. Кто– то любит классическую музыку, кто– то –рэп; кого – то восхищают морские дали, а кого– то -пустыня. Кто– то восторгается полотнами Леонардо да Винчи, Рафаэля, а кто– то – Пикассо и Дали.
Неоспоримо одно: красота присутствует везде
, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим нас людям, к миру, и тогда мы увидим нечто прекрасное в каждом дне жизни и в людях, которые нас окружают.
Алик Попов был убеждён ,что красиво1, в первую очередь должна быть душа:
Сохраняйте души чистыми, как дети,
В этом подлинная сила красоты!
Я вам, ребята, от всей души желаю . чтобы вы все были по– настоящему красивы.
2). Оценки.
3). Домашнее задание: найти произведения ставропольских авторов о красоте.
4). Рефлексия.
Метки: Литература