Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок литературы в 9 классе. Региональный компонент

Урок литературы в 9 классе. Региональный компонент

Красотой спасётся мир…

Ф. М. Достоевский.

Цели урока:

1) Формирование нравственных ценностей;

2) Формирование понятия красоты на материале поэтического текста;

3) Привлечение внимания учащихся к творчеству ставропольских авторов;

4) Воспитание любви к малой родине, коммуникативной культуры, духовных нравственных ценностей;

5) Развитие познавательной активности учащихся;

6) Обучение работе в группах.

Оборудование: электронная презентация к уроку, живые цветы, книги Я. Бернарда и А. Попова, раздаточный материал, материал для рефлексии.

Ход урока.

1. Организационный момент и целеполагание.

Слово учителя: Здравствуйте, дети. Перед вами тема урока литературы «Я поклоняюсь красоте…». Это строка из стихотворения нашего земляка поэта Яна Бернарда. А эпиграф, который я предпослала к уроку – это известное утверждение Ф. М. Достоевского «Красотой спасётся мир…»

Вы , наверное, уже догадались, о чём будет сегодняшний урок? Ну что ж, надеюсь вас не разочаровать.

Слово учителя о красоте. ( Видеоряд с красотами).

Для работы сегодня я предложила вам произвольно разделиться на 3 группы:

1 группа – теоретики,

2 и 3 группы – аналитики.

Суть работы первой группы – дать определение красоте, используя различные словари и справочники.

Аналитики будут работать с текстами стихотворений

А ещё я хочу предложить индивидуальное творческое задание:

Сочинение – миниатюра. Кто хочет поработать?

Итак, начнём.

2. Аналитическая работа с текстами

Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение А. Попова

Послушайте , пожалуйста.

«Открой дорогу красоте!».

День ото дня взлетаем мы всё выше

И свято верим в силу красоты.

И нет у взлёта потолочной крыши,

И нет порога жизненной черты.

А потому и дело наше вечно:

Искусство не увянет никогда!

Творенья совершенствуй бесконечно

И твёрдый дух имей в пути всегда!

Ведь человек рождён на свет для счастья:

Оно ведёт к восторженной мечте.

Так отметай же, друг в пути ненастья,

Открой в пути дорогу красоте!

Слово учителя:

– Ребята, вам понравилось стихотворение?

– А к какому виду лирики его можно отнести?

– А вы слышали что-нибудь о его авторе?

А ведь Алик Попов – наш с вами земляк – пятигорчанин.

Олег Владиславович Попов(1964 – 1997) был выпускником СОШ №16 г. Пятигорска. В 33 года, в возрасте, когда был распят Иисус Христос, Олега не стало – он трагически погиб в номере фешенебельной гостиницы «Южная», пытаясь дать отпор ворвавшемся к нему грабителям. Стихи этого поэта увидели свет только после его смерти.

Красота – один из главных образов его лирики.

А вот другое стихотворение. Может, кто– нибудь хочет его прочесть? Давайте послушаем.

Ян Бернард «Красота».

Я поклоняюсь Красоте,

Её улыбке затаённой.

К её священной чистоте

Я приближаюсь восхищенно.

Она – бессмертие веков.

Она – родная дочь рассвета,

Слиянье вёсен и лугов,

И песня каждого поэта.

Она – великий горный пик,

Заветных истин воплощенье.

И тот, кто красоту постиг,-

Остановил мгновенье!. .

Слово учителя:

– Вам понравилось? А чем?

– Какие ассоциации у вас возникли?

– Слышали ли вы что– нибудь об авторе?

Ян Бернард – известный ставропольский автор. Его стихи и проза не могут никого оставить равнодушным. На его долю выпало трудное военное детство. Во время бомбёжки потерялась его мать. Только через 30 лет выяснилось, что она жива. Он взрослел в окопах, был настоящим сыном полка. После войны, приехав на Ставрополье, долгое время Бернард работал корреспондентом газеты в Минеральных Водах, писал стихи и прозу. Мир его поэзии добр и светел, я думаю, вы замети по его восторженным стихам .

Итак, давайте поработаем в группах. У всех есть свои задания. На обдумывание– 3-5 минут. А пока вы будете работать, я включу музыку, которая будет вам помощник

Задания:

Задания для первой группы.

Задания для второй группы.

Отметьте

Ø Впечатление;

Ø Ключевые слова;

Ø Художественные образы;

Ø Композиция, метрика;

Ø Образ лирического героя, его внутренний мир;

Ø Настроение, отношение к окружающему миру;

Ø Почему употребляется местоимение «мы» и глаголы в форме мн. числа;

Ø Лирический сюжет, динамика чувств;

Ø Языковое оформление, средства создания образности.

Ø Определите ключевые слова, почему слово «Красота» у Бернарда с большой буквы?

Ø Каков образ лирического героя, его настроение, отношение к окружающему миру;

Ø Что представляет собой красота в понимании героя?

Ø Где мы можем встретиться с образом Красоты?

Ø Легко ли постичь красоту, по мнению лирического героя?

( Прокомментировать последние строки стихотворения).

Заслушиваются ответы, созданные группами аналитиков. ( Живая беседа).

Беседа с учащимися.

А вы заметили, в чём различие в восприятии красоты этими авторами? ( показать оба текста).

Ø А как вы думаете, какую роль в нашей жизни играет красота? Зачем она нужна каждому из нас?

Ø Прокомментируйте слова русского критика Д. И. Писарева: «Красота чувствуется, а не меряется аршином». Согласны вы с этими словами?

Ø Так что же такое красота? Мы не будем придумывать определение, а послушаем, как это понятие трактуется в ______________ словарях.

Ø Пожалуйста, теоретики, поделитесь с нами результатами вашей работы. ( Теоретики читают определения в словарях и их комментируют).

Слово учителя :Спасибо. А ведь у каждого из нас своё понимание красоты. О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое истинная красота? Как её почувствовать? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Она не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове.

Очень интересное определение принадлежит средневековому философу Фоме Аквинскому. По его словам, красивым является то, что доставляет удовольствие при наблюдении, рассмотрении, разглядывании.

Учитель привлекает внимание учащихся к розе.

– Вот посмотрите, ребята, красива ли роза?

– А почему она красива?

Чтение учителем стихотворения Я. Бернарда « Роза».

О, как она пылала грозно,-

Одна-

На весь притихший сад,

И от неё в морозный воздух

Струился тонкий аромат.

Ты розу вырыл,

И до ночи

Она в дому твоём жила,

Но лепестков сосредоточье

Распалось.

Роза умерла!

Красота, к сожалению, очень уязвима. Но она может быть и вечной, потому что красота – это гармония. Гармония в природе, музыке, живописи, в слове, но главное, пожалуй, в душе.

Давайте послушаем сочинение – миниатюру, задание, которое было предложено ____________.

3. Заключительный этап

1) Беседа о нравственной стороне красоты

Что же главное? Духовная красота! Человек должен быть творцом

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, восприятие красоты у каждого своё. Кто– то любит классическую музыку, кто– то –рэп; кого – то восхищают морские дали, а кого– то -пустыня. Кто– то восторгается полотнами Леонардо да Винчи, Рафаэля, а кто– то – Пикассо и Дали.

Неоспоримо одно: красота присутствует везде

, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим нас людям, к миру, и тогда мы увидим нечто прекрасное в каждом дне жизни и в людях, которые нас окружают.

Алик Попов был убеждён ,что красиво1, в первую очередь должна быть душа:

Сохраняйте души чистыми, как дети,

В этом подлинная сила красоты!

Я вам, ребята, от всей души желаю . чтобы вы все были по– настоящему красивы.

2). Оценки.

3). Домашнее задание: найти произведения ставропольских авторов о красоте.

4). Рефлексия.

Метки: Литература