Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Разработка урока литературы "Традиция образа памятника в поэме А. Ахматовой "Реквием"; 11 кл

Разработка урока литературы "Традиция образа памятника в поэме А. Ахматовой "Реквием"; 11 кл

Разработка урока литературы "Традиция образа памятника в поэме А. Ахматовой "Реквием"; 11 кл Цели:

  • Обобщение знаний образам поэмы «Реквием» и традициям развития образов в русской литературе.
  • Развитие умений сопоставления стихотворений, поиск значимых формальных элементов.
  • Воспитание культуры групповой работы с текстом, воспитание культуры труда.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

План:

1. Оргмомент (3 мин)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

3. Беседа. Актуализация знаний по поэме «Реквием» (2 минуты)

4. Работа с текстом А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывком из поэмы «Реквием» (15 минут)

5. Выводы (5 минут)

6. Письменная работа (10 минут)

7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)

8. Домашнее задание (1-2 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты). Напоминание о культуре труда на уроке.

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

Блиц – тест по жизни и творчеству А. А. Ахматовой

№ п п

Вопрос

Ответ

1

Когда родилась А. Ахматова?

2

В каком городе родилась Ахматова?

3

Сколько детей было в семье ее родителей?

4

Первая публикация («На руке его много блестящих колец…») в издававшемся Н. Гумилевым в Париже журнале «Сириус» появилась под инициалами «А. Г. ». Расшифруйте эту подпись.

5

Как появилась фамилия Ахматова?

6

В какой гимназии училась Ахматова?

7

В каком году и каком возрасте Анна познакомилась с Гумилевым?

8

С кем из художников Ахматова познакомилась в Париже?

9

К какому литературному направлению принадлежит раннее творчество Ахматовой?

10

Название первой книги стихов Ахматовой?

11

Какое отношение к Ахматовой имеет известный этнолог Лев уммилев? Кто он ей?

12

Кого называли»русской Сафо» в поэзии?

13

Какое отношение имеет Ахматова к процессу по делу журналов «Звезда « и «Ленинград» 1946 года?

14

Значение пушкинской эпохи, в том числе и архитектуры Петербурга для Ахматовой?

15

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?

16

«Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?

17

Получило ли признание творчество Ахматовой за границей? В чем это выразилось?

18

В каком году Ахматова умерла?

19

Название последнего сборника Ахматовой?

3. Беседа

Мы уже прочитали поэму «Реквием», отметили ее особенности и основные мотивы.

– Каковы исторические и жизненные обстоятельства, определившие особенности поэмы?

Массовые репрессии в годы сталинского режима,

– Каковы основные мотивы поэмы «Реквием»?

– Основные мотивы поэмы – горечь, жизни и смерти, мотив жертвенности, креста, распятия, памяти.

Обратимся к обозначенному мотиву памяти в поэме «Реквием». Найдите в поэме «Эпилог».

Выразительное чтение отрывка:

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

– Какой образ возникает в отрывке?

– На что соглашается лирическая героиня поэмы?

– Вспомните, каким в традиции русской литературы был образ памятника? У каких поэтов прошедших веков мы видим образ памятника?

4. Работа с текстом А. С. Пушкина и Ахматовой.

Сравним стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывок из поэмы «Реквием» Ахматовой.

Вопросы

Наблюдения (Пушкин)

Выводы

Наблюдения (Ахматова)

Выводы

Сколько строк

Эпиграф – строка оригинала из Горация

20, делится на строфы

2 части, 12 строк – 1 часть и 17 двустиший -2 часть, делится на строфы

Логическое выделение значимых мыслей

Размер

1 и 3 строка каждой строфы – 6 стопный ямб с пиррихием и наращением, во 2 строке – простой 6 стопный ямб без наращения, 4 строка – 4 стопный ямб

Стихотворение как бы делится на 3 части

1 часть – 5 стопный ямб с пиррихием и наращением в 1 и 3 строке.

2 часть– 4 стопный амфибрахий с усечением.

Деление на 2 части.

Рифма

Чередование женской и мужской рифмы

Отсутствие 1 слога в каждой четной строке + мужская рифма заставляет делать паузы после четных строчек → размышление

1 часть – чередование женской и мужской закрытой.

2 часть – мужские рифмы закрытые и открытые.

Перенос ударения на следующую строку. Движение мысли автора увеличивается, ее переполняют эмоции, ей хочется передать словами все, что она видела.

Примеры звукописи

«В», «Л», «П»: памятник,воздвиг, тропа, тленья, славен, пиит, калмык, славян, веленью, венца, хвалу, клевету, глупца.

Звуки народной славы, непокорности, масштабности, размаха России, свободы

«У», «И», «О»:

Губах, покорных, испуг, молюсь, холод, зной, стеной, рот, измученный, моря.

Стоны, вздохи, крики, молчание, испуг, страх.

Рифмующиеся слова

Нерукотворный – непокорный – одинаковая приставка «отрицания», тропа – столпа – антонимы (низ – верх), лире – мире (синонимы – всеохватность), убежит – пиит – контекстуальные синонимы (подчеркивание зависимости обыкновенного поэта, пиита от официальной позиции власти), великой – дикой– синонимы, язык – калмык , народу – свободу – синонимы, пробуждал – призывал – синонимы, послушна – равнодушно – синонимы, венца – глупца – синонимы

Слова передают оттенки смысла, помогают ощутить вольнолюбивые мотивы поэтического творчества

Час-вас – единство, довели-земли – движение вниз, головой-домой – контекстуальная синонимичность, назвать-узнать – синонимы, покров-слов – значение защиты, везде-беде – всеохватность, отнштабность, рот-народ – крики ужаса и беды, меня-дня – антитонимы, торжество-его – антонимы, родилась-связь – контекстуальные синонимы, пня-меня – ассоциативность, часов-засов – контекстуальные синонимы хар-ки времени , боюсь-марусь – символы времени, дверь-зверь – ассоциативность, сиснонимия, век-снег – символ холода времени, вдали-корабли – синонимия, мечта

Рифма передает ужасы времени, стремление к свободе, жестокость режима, мечту об освобождении.

Синонимы, антонимы

Не умру – переживет, добрые – жестокий, хвалу – клевету

Изображается двумирность – народный, милостивый и властный, официальный

Страх-боюсь, пепельных и черных – серебряными, холод – зной, поминальная – безутешный, море-сад,

Изображается два мира– народный, гуманный и властный, официальный, жестокий, ломающий людей. Кроме того изображается и мечта о свободе.

Художественное пространство

Александрийский столп, подлунный мир, Русь великая, славяне, финн, тунгуз, друг степей калмык

Масштабность, размах пространства России, реалии современности поэта

Клинопись, локоны, стена, родимой земли, список, народ, памятник, море, сад, пень, засов, маруси, дверь, бронзовые веки, снег, голубь тюремный, Нева, корабли.

Напоминание о счастливых, но уже ушедших в прошлое временах. Символы сталинского времени, реалии тех лет. Стремление к свободе.

Художественное время

1 строфа – в значении настоящего (воздвиг),

2 и 3 строфа – обозначение будущего времени (не умру, переживет, убежит, жив будет, назовет),

4 строфа – будущее (буду любезен) и прошедшее время (пробуждал, восславил, призывал),

5 строфа – будущее, повелительной наклонение, призыв (будь послушна, приемли, не оспоривай)

Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениямия – мне и обращенность в будущее к музе с призывом не бояться обиды, быть послушной.

1 часть – от прош. вр. к наст. (узнала – опадают), и возврат к прош. вр. (стоял).

2 часть.

Смешение – от наст (1 строфа) к воспоминаниям и событиям прош. вр. (3-4 строфы), затем смешение наст. и буд. вр. , 16 и 17 строфы – наст. -буд. Вр (пусть струится, гулит, идут)

Время подчеркивает постоянный возврат и непреходящее его состояние. Память возвращает воспоминания. От них никуда не уйти.

Подчеркивание личной отнесенности местоимениямия, меня. Обращенность в будущее с горькой мечтой о свободе.

Сколько предложений в стихотворении

5 предложений

1-4 строки – 1 предложение,

5-8 строки – 2 предложение,

9-12 – 3 предложение,

13-16 – 4 предложение,

17-20 – 5 предложение, с обращением к музе

Обращение к музе – в 5 предложении – призыв быть послушной Велению Божию

1 часть – 2 предложения:

1-8 строка – 1 предл. , 9-12 строка – 2 предл.

2 часть – 8 предложений:

1 строка – 1 предл. ,

2-6 строка – 2 предл. ,

7-8 строка – 3 предл. ,

9-10 строка – 4 предл. ,

11-16 строка – 5 предл. , согласие на воздвижение героини памятника,

17-26 строка – 6 предл. , образ тени безутешной в поисках героини,

27-30 строка – 7 предл. ,

31-34 строка – 8 предл.

В 5 и 6 предложениях 2 части возникает образ памятника, безутешной тени поэта – ранней Ахматовой или Пушкина.

В 8 предложении – образы вольности (голубь, Нева, корабли), связанные оковами (тюремный, гранит берегов, приказ командира).

Структура предложений

1 – БСП, сост. Из 3 ПП,

2 – СП с бессоюзной, сочинит и подчинит связью с придат времени,

3 – ССП

4 – СП с сочинением и подчинением, с 3 придат изъяснит.

5 – ПП с обращением (о муза)

Движение замедляется, взгляд поэта печален от того, что муза не имеет права быть венценосной …в жестокий век.

1 часть:

1 – СПП с 5 прид. Изъясн. ,

2– СПП с прид. определ. , осложнен. Однор. дополн.

2 часть:

1 – ПП.

2 – СП с бессоюзн, сочинит. и подчинит. Связью с придат. Определит. , осложнен. Прямой речью, сравн. Оборотом.

3 – ССП с 3 ПП.

4 – ПП.

5 – СПП с прид. условн и определит.

6 – СП с бессоюзн связью, с придат условия. 4 придат места.

7 – СПП с придат. изъяснит, осложнен сравн. об.

8 – СП с 3 ПП, соединен. Сочинит. связью

Движение увеличивается, так как поэту надо все высказать. Замедление идет только после образа памятника. Печаль и горечь времени в …слезах на неподвижных и бронзовых веках.

5. Выводы

Пушкинское стихотворение имеет личный, самостоятельный характер: 6-стопный ямб в сочетании с 4-стопным, включение в ряд высокой лексики общеупотребительных, слов с низким значением («дикой/ тунгуз, и друг степей калмык» – казалось бы совсем не поэтические предметы), старославянизмов, что приближает стихотворение к реалиям «Руси великой», делает близким русскому читателю. Пушкин заявляет в большей степени не о музе вообще, венчающей главу поэта, а о музе свободы, милости, музе самого Пушкина, любезной народу.

А. Ахматова продолжает пушкинские традиции в стихотворении 1915 года «Нам свежесть слов…». Об этом свидетельствует сходное представление о поэзии и месте поэта в мире у Пушкина и Ахматовой.

В соответствии с пушкинской традицией, поэт– служитель общего дела, сторонник активной жизненной позиции (дела освобождения). Поэту дано то, что не понимает обыкновенный человек. Он может глаголом жечь сердца людей, это пример гражданского поведения, ответственности, побуждения добрых чувств. Поэт не выполняет социальный заказ общества, но призывает к милосердию, не позволяя делать из себя кумира толпы.

При этом Ахматова использует конкретную лексику.

6. Письменная работа. (10 минут)

Ответ на вопрос: «Можно ли назвать поэму «Реквием» памятником Ахматовой?»

7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что удалось, что помогло этому?
  • Что не удалось, почему?

8. Домашнее задание (1-2 минуты).

Подготовиться к классному сочинению по творчеству А. Ахматовой.

http://festival. 1september. ru/articles/514264/

Метки: Литература