Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Цели урока:

I. Обучающие:

1). осмыслить произведение в целом, пробудить самостоятельную оценку учащимися образа Базарова;

2). объяснить особенности композиции романа, выяснить её значение для реализации замысла романа.

II. Развивающие:

1). развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

2). формировать навык анализа образа главного героя;

3). формировать умение работать с таблицей.

III. Воспитательные:

1). воспитывать интерес к тексту;

2). воспитывать литературную позицию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение темы урока

Учитель: «Сегодня мы продолжим наш разговор о романе Тургенева «Отцы и дети» мы уже знаем, что сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные. Но в романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни.

Откройте ваши тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока:

1 слайд

Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Учитель: Роман И. С. Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Ребята, давайте запишем в тетрадь определение слова композиция.

2 слайд

Композиция (от лат. Compositio – составление, связывание)– это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

3 слайд

Роман состоит из 28 глав (и только в 2 не появляется Е. Базаров). Автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, сам герой претерпевает внутренние изменения.

4 слайд

Наша задача: Проследить путь этих изменений, обнаружить их причины и последствия и подготовиться к ответу на вопрос: «Для чего И. Тургенев проводит своего героя по двум кругам жизненных испытаний?»

5 слайд

Составление таблицы.

1 круг странствий 2 круг странствий
Марьино
Никольское
Деревенька родителей

6 слайд

Первый круг странствий героя

Приезд Евгения Базарова в Марьино, имение Кирсановых.

Какие события можно считать значимыми? Как проявляет себя главный герой?

Обобщение: герой предстаёт как ярый материалист с резкими суждениями обо всём, презрительно отзывающийся об аристократах и с гордостью заявляющий о себе как о внуке пахаря земли. Его взгляды приводят к спору с Павлом Петровичем. Поездка в город способствует знакомству с "учениками" Базарова-Кукшиной и Ситниковым, презираемых главным героем не менее чем старшего Кирсанова. Там же он встречает Одинцову, первый взгляд на которую отличается цинизмом. Одинцова приглашает Аркадия и Евгения к себе в Никольское.

Вывод: Базаров одинок, потому что он, как истинный нигилист, презирает всех, не признавая никаких авторитетов (записываем в таблицу).

7 слайд

Аркадий и Базаров принимают приглашение Одинцовой. Приезд в Никольское, имение А. С. Одинцовой.

Оба в неё влюблены. Как ведёт себя Базаров с Одинцовой? Что можно сказать о его чувствах к ней?

Обобщение : в Никольском Базаров вдруг "с негодованием сознаёт романтика в себе"; он пытается избавиться от зарождающейся любви ("Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком"). Он по-прежнему отрицает художественный вкус у себя, считает бесполезным изучать людей, потому что все они одинаковые и никакой загадки не имеют ("Люди что деревья в лесу"). Базаров интересен Анне Сергеевне, но он пугает её своим поведением: "страсть, похожая на злобу", "пожирающий взгляд". К тому же Одинцова принадлежит к аристократическим кругам, а это, по мнению главного героя, – признак вымирания.

Вывод: Базаров одинок из-за своих взглядов на любовь (записываем в таблицу).

8 слайд

И. Иванов писал: "Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни русской интеллигентских направлений". Любовь для Базарова становится точкой крушения он как бы раздваивается. С одной стороны, он убеждённый противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. С другой стороны, страстно и одухотворённо любящий человек, столкнувшийся с подлинной тайной этого чувства. Базарову предстоит разгадать две загадки: загадку собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал; и загадку мира, его окружающего: любимой женщины, народной России, жизни в её вселенских пределах.

9 слайд

Приезд Базарова в деревеньку своих родителей.

Как относится к своим родителям Евгений Базаров? Чем объясняется его поведение? Победил ли он своё чувство к Одинцовой? Как развиваются его отношения с Аркадием?

Обобщение : в родном доме Евгений не демонстрирует любви к родителям, так как, по Фогту, старики должны презираться. " говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому же он ещё не успел отделаться от последних горьких впечатлений". А как же его слова: если не добился толку от женщины, плюнь и забудь, свет клином не сошёлся? Аркадию он говорит, что злоба – признак выздоровления. Но так ли на самом деле? Злоба и бессилие приводят к тому, что он готов подраться с Аркадием. Их дружбе суждено скоро прекратиться: "никакая дружба не выдержит таких столкновений". Уезжает Базаров из родительского дома, родители чувствуют свою отдалённость от сына: "только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня".

Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви к родителям, к женщине, к другу. Базаров не в состоянии противостоять своим чувствам, не может их побороть, не объяснить с точки зрения материализма (записываем в таблицу).

10 слайд

Второй круг странствий героя.

И вновь Марьино.

Какие события, происходящие в момент второго пребывания Базарова этом имении, можно назвать значимыми? Как они влияют на Базарова?

Обобщение : интуитивно ища в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как простое чувственное влечение, Базаров своей простотой оскорбляет женскую природу – одухотворённость и нравственную красоту. Таким образом не в сословной принадлежности Одинцовой кроется отказ от любви Евгения. Дуэль с Павлом Петровичем – это ещё один момент, в который заложено много материала для поворота главного героя в другую сторону от его прямого нигилистического пути. Саму дуэль Базаров оценивает так: "как красиво и как глупо", что несвойственно его материалистической природе. И всё же он соглашается и попадает в "феодалы", презираемых им до дуэли и после неё Базаров встречает одного и того же мужика. В первый раз мужик не заламывает шапки, тем самым не признавая в Базарове барина. Во второй раз он это делает, подчеркивая принадлежность Евгения к аристократам. Павел Петрович отмечает благородство своего противника. Всё это злит Базарова, и он уезжает, навсегда разорвав отношения с Кирсановыми.

Вывод: Базаров одинок, потому что его взгляды на любовь не подтверждаются, и он не может объяснить с точки зрения материализма своё внутренне состояние (записываем в таблицу).

11 слайд

По пути домой Базаров заезжает в Никольское.

Для чего он это делает? Что даёт читателю этот эпизод?

Обобщение: в Никольское он заворачивает "чёрт знает зачем", но из разговора с Анной Сергеевной понятным становится читателю, что Базаров искал встречи с ней, ревнуя из-за Аркадия. Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь – чувство напускное. О неискренности его поведения говорят авторские ремарки и замечание самого Базарова, что у него есть "другие слова", которых он не выскажет, "потому что это романтизм". Он порывает с Аркадием, потому что их пути расходятся. Аркадий находит своё счастье с Катей. Для младшего Кирсанова, как и для Тургенева, любовь тождественна семье, и это неоспоримая ценность. Базаров, благословляя вместе с Одинцовой "молодых" на брак, невольно причисляет себя к "отцам". Покидая Никольское, Базаров теряет дружбу и любовь.

Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви и дружбы. Базаров одинок, потому что так он хочет сам, он сам сделал всё для того, чтобы остаться одному (записываем в таблицу).

12 слайд

Базаров возвращается домой. И больше никуда и никогда не поедет.

Почему Тургенев обрекает на смерть своего героя именно дома, на газах у родителей? Меняется ли Базаров в конце своей недолгой жизни? И прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

Обобщение: в родном доме "лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством", "начал искать общества", "он огорчён, он грустен – вот что ужасно". Презрение к мужику оборачивается презрением. Участвуя в практике отца, не перестаёт подсмеиваться. Заразившись, думает о своих родителях больше, чем о себе, ссылаясь на простуду и усталость. "Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца". Именно в этот момент герой решается "говорить красиво" с Одинцовой, с родителями. "Может ли нас возмущать процесс превращения трупов наших в великолепную растительность полей, а полевых цветов в орган мышления? Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего, тому она не может быть неприятной", – писал один из учителей Базарова, Молешотт. Но сам Базаров говорит перед лицом смерти: "Старая штука смерть, а каждому внове".

Вывод: Базаров не один, но понимает он это слишком поздно (записываем в таблицу).

13 слайд

Заполненная таблица.

14 слайд

Композиционная роль эпилога – авторский взгляд на будущее России.

15 слайд

Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен).

16 слайд

Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров ( вариант дворянского пути в судьбах России).

17 слайд

Судьба Павла Петровича – итог жизни, загубленной страстной любовью ( без семьи, без любви, вдали от Родины).

18 слайд

Судьба Одинцовой – еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

19 слайд

Описание могилы Базарова – декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность. (» Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной » )

20 слайд

Вывод: Развенчивая некоторые взгляды Базарова, Тургенев не отказывает Базаровым в праве на существование. "Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать", – И. С. Тургенев.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству И. С. Тургенева.

Н. В. Мамонова, МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ", Посёлок 1-ый, Чебулинский район, Кемеровская область

Метки: Литература