Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок литературы в 10 классе "Поэзия Веры, Надежды, Любви"

Урок литературы в 10 классе "Поэзия Веры, Надежды, Любви"

2. 1 Цели и задачи урока

Тип урока: урок – практикум с элементами исследования

Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века оставалась тема Великой Отечественной войны.

Цель урока – знакомство учащихся с лирическими произведениями, посвященными Великой Отечественной войне; введение учащихся в художественный мир стихотворений русских поэтов двадцатого века; обучение анализу стихотворения; осознание учащимися, что военные победы – это не только бравурные марши и парады, понимание учащимися того, что война – это прежде всего боль, горе, слезы и смерть, это судьба человека, это судьба поколения, это «жестокая правда войны».

Задачи урока:

Образовательные:

1. Знакомство со стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне;

2. Обучение навыку понимания авторского мировоззрения через анализ стихотворения;

3. Развитие умений раскрытия идейного содержания стихотворений;

4. Обучение написанию синквейна.

Развивающие:

1. Развитие творческого мышления;

2. Развитие творческих способностей;

3. Развитие монологической речи;

4. Развитие интеллектуальных умений учащихся;

5. Развитие коммуникативной культуры;

6. Развитие рефлексивных способностей

Воспитательные:

1. . Воспитание патриотизма;

2. Создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии;

3. Формирование самостоятельности мышления

Метапредметные

1. Формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД): формулирование учебной задачи; создание алгоритма деятельности при решении поставленных задач; осуществление рефлексии по результатам учебной деятельности

2. Формирование познавательных УУД: осмысление текста на возрастном уровне; интерпретация текста в результате работы по его осмыслению; формирование приемов исследовательской деятельности

3. Развитие личностных УУД: воспитание у учащихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения

4. Развитие коммуникативных УУД: осуществление взаимодействия в группе, ведение конструктивного диалога, сотрудничество в группе для достижения общезначимой цели

2. 2 Выбор технологии также не случаен. Технология развития критического мышления -это технология рефлексивного обучения. Она позволяет развить в учащихся способность к самообразованию, которое основано на умении взрослого человека мотивировать свою учебную деятельность, саморегулировать ее и оценивать. Это технология, которая направлена на формирование метапредметных умений.

Урок построен по следующей схеме:

1 стадия (фаза)– вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащихся, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу(создание кластера).

Кластер – особый способ выделения смысловых единиц и графическое оформление их в виде «грозди».

2 стадия (фаза) – осмысление. На этой стадии идет работа с информацией (текстами), приемы и методы технологии позволяют сделать чтение и слушание осмысленным. На этой стадии применяется такой прием, как графическое структурирование текста при анализе стихотворения Н. Заболоцкого «В этой роще березовой».

3 стадия (фаза) – рефлексия (размышление). Написание синквейна, который позволяет в краткой форме резюмировать полученную информацию, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.

Методические приемы – создание кластера, аналитическая беседа, показ компьютерной презентации, приемы анализа стихотворений, создание проблемной ситуации, графическое структурирование текста, написание синквейна, повторение литературоведческих терминов, необходимых для анализа стихов.

Приоритетные подходы: личностный, диалоговый, деятельностный.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный

Музыкальное сопровождение создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Высокая работоспособность учащихся обеспечена как самим поэтическим материалом, так и различными видами заданий.

Технологии:

1. Технология развития критического мышления (элементы);

2. Диалоговое обучение;

3. Коллективные способы обучения;

4. Компьютерные технологии.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент из кинофильма «Белорусский вокзал», музыка из кинофильма «Список Шиндлера».

2. 3 В процессе урока происходит формирование следующих предметных результатов: расширяются представления учащихся о лирике русских поэтов двадцатого века, посвященной военной теме, происходит осознание того факта, что, изображая Великую Отечественную войну, поэты показывают жизнь человеческой души, говорят о «жестокой правде войны», о страшной цене Победы, которую заплатил за нее весь советский народ,

учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые

на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные

формами итоговой аттестации; учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста (выразительное чтение стихотворения), основанной на предварительной коллективной работе с ним; в процессе урока развиваются речевые умения и навыки, создаются самостоятельные тексты (ответы на вопросы, синквейн)

В процессе урока происходит формирование следующих метапредметных УУД:

умение планировать и реализовывать учебную деятельность (особенно при

коллективной работе и при создании речевого высказывания);

целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и

реализовывать ее;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности (работа в группе, ведение конструктивного диалога, презентация

результатов деятельности);

умение работать с текстом;

развитие гармоничной личности ученика

Ход урока

1. Организационный момент. Обоснование темы урока.

Вступительное слово учителя

9 мая 2012 года наша страна отметила великий праздник – 67 лет Победы в Великой Отечественной войне. Наш урок – посвящение памяти русского солдата, дошедшего до стен Рейхстага, памяти солдата, спасшего Европу от фашизма, солдата, подарившего жизнь всем нам.

Эпиграф к уроку – строчки из стихотворения А. Твардовского « Я убит подо Ржевом»:

Есть отрада од

Мы за Родину пали,

Но она спасена.

Тема урока:

« А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим ». Поэзия Веры, Надежды, Любви Веры в Победу, Надежды на жизнь, Любви к Родине _______________

2. Индуктор. Просмотр видеофрагмента из кинофильма « Белорусский вокзал». Н. Ургант исполняет песню на стихи Б. Ш. Окуджавы.

3. Вызов. Создание кластера.

Учитель. В стихотворении « Здесь птицы не поют» звучит очень емкая метафора – «цена победы». А какова она, цена победы? Начнем мы с составления кластера. Перед вами определение кластера (на слайде презентации).

Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде грозди. Модель «Планета и ее спутники». В центре – тема. Вокруг – ваши ассоциации, связанные с тем или иным понятием; смысловые единицы.

Запишите слова-ассоциации или словосочетания, связанные с понятием «цена победы».

Составили такой кластер:

Кровь Бой Солдат Жизнь

Цена Победы

Сирота Огонь Смерть Боль

4. Осмысление. Работа с информацией. Анализ стихотворения

Учитель. Все темы, обозначенные вами в кластере, прозвучат сегодня в стихах, посвященных Великой Отечественной войне.

Прослушайте песню, написанную на стихи Н. А Заболоцкого « В этой роще березовой» (исполняет В. Тихонов). Перед вами текст стихотворения (раздаточный материал). Слушая песню, отмечайте самые яркие образы в стихотворении

Н. Заболоцкий

В этой роще березовой (1946)

В этой роще березовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с прозрачных ветвей,-

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

Пролетев над поляною

И людей увидав с высоты,

Избрала деревянную

Неприметную дудочку ты,

Чтобы в свежести утренней,

Посетив человечье жилье,

Целомудренно бедной заутреней

Встретить утро мое.

Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Машут войны крылами вокруг.

Где ж ты, иволга, леса отшельница?

Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь над обрывами,

Над руинами смерти летишь.

Молчаливая странница,

Ты меня провожаешь на бой,

И смертельное облако тянется

Над твоей головой.

За великими реками

Встанет солнце, и в утренней мгле

С опаленными веками

Припаду я к земле.

Крикнув бешеным вороном,

Весь дрожа, замолчит пулемет.

И тогда в моем сердце разорванном

Голос твой запоет.

И над рощей березовой,

Над березовой рощей моей,

Где лавиною розовой

Льются листья с высоких ветвей,

Где под каплей божественной

Холодеет кусочек цветка,-

Встанет утро победы торжественной

На века.

Учитель. Стихотворение описывает два мира, окружающие поэта: мир березовой рощи и мир войны. И, безусловно, центральный образ – образ лирического героя. Перед вами таблица, состоящая из трех граф (раздаточный материал). Выпишите из текста стихотворения словосочетания, выражающие внутренний мир лирического героя, а также самые яркие образы, отражающие мир березовой рощи и мир войны. В результате работы составили следующую таблицу:

Лирическое «Я» поэта

( настроения, ощущения, чувства)

Мир березовой рощи Мир войны

песня жизни моей

утро мое

солдаты мы

с опаленными веками

припаду я убитый

в моем сердце разорванном

над рощей моей

вдалеке от страданий и бед

розовый немигающий свет

прозрачная лавина

льются листья

высокие ветви

свежесть утренняя

каплей божественной

утро победы торжественной

содрогаются атомы

белый вихрь

взметая дома

как безумные мельницы

машут войны крылами

окруженная взрывами

чернеет камыш

руины смерти

бой

смертельное облако

бешеным вороном

Учитель. Найдите среди выписанных словосочетаний две метафоры, которые одновременно являются и антитезами.

Песня жизни – руины смерти.

Учитель. Как можно по – другому назвать эти два мира?

Мир жизни – мир смерти

Учитель. Как вы думаете, какой из миров победил? Сделайте вывод.

Вывод: мир жизни, пройдя через мир смерти, поглотил его. Смерть побеждена

Учитель. Центральные образы стихотворения – образ лирического героя и образ иволги.

Иволга – образ символический.

Что символизирует иволга?

Вывод. Иволга – лучшая часть души лирического героя, его совесть, его ангел – хранитель, тот, кто поддерживает его в самые тяжелые моменты жизни.

Учитель. Что можно сказать о лирическом герое стихотворения, о его миропонимании?

Как вы думаете, какой из миров победил?

Вывод: Мир жизни, пройдя через мир смерти, вобрал его в себя и поглотил. Смерть побеждена. Поэтому смерть героя не воспринимается как непоправимая катастрофа. После гибели героя поет в «разорванном сердце» голос иволги.

Учитель. Сформулируйте идею стихотворения

Стихотворение Заболоцкого о победе жизни над смертью.

Учитель. Из приведённых ниже цитат выберите ту, которая представляется вам наиболее близкой идейному содержанию стихотворения. Объясните своё мнение.

1. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Евангелие от Иоанна 12,24)

2. « Крепка, как смерть, любовь» (Песнь Песней 8,16 )

3. «Тайна любви больше, чем тайна смерти» (К. Бальмонт).

Ответы учащихся

5. Осмысление. Работа с информацией. Анализ стихов Н. Заболоцкого, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы по группам

Учитель. Князь Болконский в романе Л. Н. Толстого говорит, что война – это «самое гадкое дело в жизни». Малоизвестный поэт Владислав Занадворов, погибший под Сталинградом, в 1942 году писал:

Ты не знаешь, мой сын, что такое

война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага.

Это юность моя, что в окопах истлела _______________

Это кровью омытые письма мои _______________

Сейчас мы с вами познакомимся с тремя стихотворениями очень разных поэтов. Общее у них одно – трагедия войны. Каждой группе предложено небольшое, но емкое задание. Сначала индивидуально прочитайте стихи, ответьте письменно на вопросы, затем в группах обсудите полученные результаты, подготовьте выступление от группы.

Задание 1 группы (раздаточный материал: листы с заданиями есть у каждого ученика)

1)Прочитайте стихотворение

А. Т. Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же _______________

2) «Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти Память о войне стала частью его мироощущения В стихотворении «Жестокая память» он пишет:

Тружусь и живу, и старею,

И жизнь до конца дорога,

Но с радостью прежней не смею

Смотреть на поля и луга ».

Литературовед А. Павловский

Почему в конце стихотворения «Я знаю, никакой моей вины » стоит многоточие?

______________________________________________________________________________________________

3) О чем «недоговаривает» лирический герой стихотворения? Замените трижды повторенное слово «все же», расшифруйте его

______________________________________________________________________________________________

4) В стихотворении «Песня о погибшем летчике» (1975) В. Высоцкий писал:

Я кругом и навечно виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться я почел бы за честь,-

Но хотя мы живыми до конца долетели -

Жжет нас память и мучает совесть у кого, у кого она есть.

Какими общими мотивами связаны стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины » и В. С. Высоцкого «Песня о погибшем летчике»? Аргументируйте свою точку зрения?

______________________________________________________________________________________________

Задание 2 группы (раздаточный материал: листы с заданиями есть у каждого ученика)

1)Прочитайте стихотворение

Б. А. Слуцкий

Последнею усталостью устав,

Предсмертным умиранием охвачен,

Большие руки вяло распластав,

Лежит солдат.

Он мог лежать иначе,

Он мог лежать с женой в своей постели,

Он мог не рвать намокший кровью мох,

Он мог. . .

Да мог ли? Будто? Неужели?

Нет, он не мог.

Ему военкомат повестки слал.

С ним рядом офицеры шли, шагали.

В тылу стучал машинкой трибунал.

А если б не стучал, он мог?

Едва ли.

Он без повесток, он бы сам пошел.

И не за страх – за совесть и за почесть.

Лежит солдат – в крови лежит,

в большой,

А жаловаться ни на что не хочет.

1)Как называется фигура речи – стилистический прием, заключающийся в повторе слов, звуков, синтаксических конструкций в начале нескольких стихотворных строк или строф?

__________________________________________

2)Найдите в тексте стихотворения такую фигуру речи. С какой целью использует ее в стихотворении Б. Слуцкий? Что он хотел подчеркнуть?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3 группы (раздаточный материал: листы с заданиями есть у каждого ученика)

1)Прочитайте стихотворение Б. Ш. Окуджавы « До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом – солдат. . .

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб – разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон. . .

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад. . .

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

1)Как только не называли войну – и жестокой, и истребительной, и кровавой, и проклятой! Поэт Давид Самойлов писал: «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые».

Найдите эпитет, которым характеризует войну Б. Окуджава?

_________________________________.

Как можно расшифровать этот эпитет? Аргументируйте свою точку зрения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________. .

2)Юлия Владимировна Друнина (1924-1991) писала:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

1942

Какими общими мотивами связаны стихотворения Б. Окуджавы « До свидания,

мальчики» и Ю. Друниной « Я ушла из детства в грязную теплушку »?

Аргументируйте свою точку зрения

__________________________________________________________________________________________________________

6. Презентация совместной деятельности. Выступления групп

Краткие выводы по каждому из заданий. Ответы групп

1 группа

Центральная тема – мотив памяти, ответственности живых перед мертвыми, вина, пусть невольная, перед теми, кто погиб. Трижды повторенное «все же» – это незатихающая боль, это чувство вины, это ответственность живущих перед погибшими товарищами, это некие муки совести. Стихотворение В. Высоцкого связано со стихотворением Заболоцкого общими мотивами скорби, боли, памяти.

2 группа

Анафора усиливает горечь, звучащую в стихе Б. Слуцкого. Эта горечь становится почти нестерпимой. Стихотворение – документальное фото убитого солдата, который пал за Родину, ибо иначе он поступить не мог. Да, он испытывает страх смерти, но он солдат – человек долга и чести.

Комментарий учителя

Б. Слуцкий – поэт, который принадлежит к поколению, принявшему на себя всю тяжесть войны. Он писал:

Девятнадцатый год рожденья -

Двадцать два в сорок первом году -

Принимаю без возраженья,

Как планиду и как звезду.

Именно это поколение приняло на себя ответственность за страну. Писатель Г. Владимов, автор романа «Генерал и его армия», писал: «Войну и вытягивали эти девятнадцатилетние, эта прекрасная молодость и никем, никем этих мальчишек было не заменить Эту войну не генералы выиграли, а мальчишка – лейтенант, Ванька взводный».

Б. Слуцкий – поэт, в творчестве которого одним из постоянных мотивов является мотив памяти, мотив долга живых перед павшими на полях сражений. И этим его творчество близко тем поэтам, о которых мы сегодня говорим. Одна из книг его лирики так и называется «Память».

3 группа

Для Б. Ш. Окуджавы война – это прежде всего разлучница, это отнятое детство, отнятая юность. Лирический герой его поэзии – мальчик, которому выпало «подлое», жестокое время.

Пережитое на войне – это и сквозная тема лирики Ю. Друниной.

6. Рефлексия. Написание синквейна

Учитель. Возвращаясь к стихотворению Б. Ш. Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал», подчеркнем, что лейтмотивом этого стихотворения является мотив высокой цены Победы. На пути к Победе ни с чем не считаться, ни перед чем не останавливаться. Именно с таким чувством уходили в бой. Через много лет после войны другой поэт – Роберт Рождественский – напишет поэму «Реквием», в ней есть такие строчки:

Помните!

Через века,

через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Действительно, память – это то, чем жив человек.

Выразим свои впечатления от пережитого сегодня на уроке, от прочитанных стихотворений в синквейне. Синквейн– это стихотворение из пяти строк, представляющее синтез информации в лаконичной форме. Правила написания такого стиха вы знаете. Если кто-то забыл эти правила, то они сформулированы в вашем листе и на слайде презентации.

Этот этап урока сопровождается музыкой Джона Уильямса из к/ф С. Спилберга «Список Шиндлера» (фильм посвящен судьбе еврейского народа в годы Великой Отечественной войны)

Задание. Написать синквейн (раздаточный материал)

Тема синквейна: Память

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синквейн – пятистишие (стихотворение)

1 строка – Название стихотворения, тема (обычно существительное)

2 строка – Описание темы

(два прилагательных)

3 строка – Действие

( три глагола, относящиеся к теме)

4 строка – Чувство

(фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме)

5 строка – Повторение сути, синоним первой строки

(обычно существительное)

Социализация. Чтение учащимися синквейнов

Учитель тоже читает свой синквейн

Память

Живая, кровоточащая

Саднит, болит, рвет

Жизнь на Земле не прекратится никогда

Один из синквейнов, написанных учащимися

Память

Долгая, грустная

Скорбим, плачем, ждем

Война разлучила, но память осталась

Вера

7. Итог урока. Учитель. Пустые кадры кинопленки на последнем слайде презентации – символ дороги, по которой идет каждый человек. От нас всех зависит, каким будет дальнейший путь. Пусть же никогда не повторится то, что пришлось пережить нашим отцам, дедам, прадедам.

65 – летию Победы посвящается _______________

Спасибо за урок, за понимание, за сотворчество.

Библиография

1. Заболоцкий Н. Стихи и поэмы. «Ирбис», Ростов – на – Дону, 1999

2. Высоцкий В. Стихи о войне. «Эксмо», 2010

3. Друнина Ю. Стихи о войне. «Эксмо», 2010

4. Твардовский А. Стихи о войне. «Эксмо», 2010

5. Слуцкий Б. Записки о войне. Стихотворения и баллады. Изд. «Logos», СПб, 2000

6. Окуджава Б. Стихи. Москва, «Советский писатель», 1995

7. Русская литература 20 века. 11 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. В. П. Журавлева , Москва, «Просвещение», 2000

8. И. В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно – методическое пособие. Изд. «Каро»,Санкт – Петербург, 2009

9. Русская литература. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: рабочая тетрадь/ авт. – сост. М. Г. Белова. М. : Дрофа, 2009

Приложение 1. Раздаточный материал

Приложение 2. Презентация к уроку

Приложение 1

(раздаточный материал)

Н. Заболоцкий

«В этой роще березовой»

Стихотворение описывает

ДВА МИРА:

МИР БЕРЁЗОВОЙ РОЩИ и МИР ВОЙНЫ

ЗАДАНИЕ: запишите в соответствующие графы таблицы словосочетания, отражающие самые яркие образы этих миров, а также словосочетания, которые характеризуют лирическое «Я» поэта.

ЛИРИЧЕСКОЕ «Я» ПОЭТА МИР БЕРЁЗОВОЙ РОЩИ МИР ВОЙНЫ

2) Как по-другому можно назвать МИР БЕРЁЗОВОЙ РОЩИ и МИР ВОЙНЫ?

3) Что мы узнаём о ЛИРИЧЕСКОМ ГЕРОЕ?

4) Найдите в тексте две метафоры, о которых можно сказать, что они противопоставлены друг другу, являются антитезой.

5) В стихотворении два мира.

Как вы думаете, какой из миров победил?

Аргументируйте свою точку зрения.

О. И. Мазур, ГБОУ гимназия №41 имени Эриха Кестнера, Информационно-методический центр Приморского района, Санкт– Петербург

Метки: Литература