Тема: Роль семьи в жизни человека. Взаимоотношения в семье. Урок по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого
Тема: Роль семьи в жизни человека. Взаимоотношения в семье. Урок по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого
Цель: раскрыть личностную и социальную значимость семейных отношений.
Задачи.
Образовательные:
1. Овладение умениями анализа текста.
2. Освоение текста художественного произведения в единстве содержания и формы
3. Формирование умений сопоставлять, сравнивать.
Развивающие:
1. Развитие эмоционального восприятия художественного текста.
2. Развитие навыков устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений ( умения слушать друг друга, приходить к соглашению).
Воспитательные:
1. Способствовать формированию чувств, эмоциональных переживаний, соответствующих ситуации, поведению.
2. Воспитание культуры взаимоотношений между близкими и родными людьми в семейном кругу.
Наш урок необычный. Это интегрированный урок, объединяющий два предмета – литературу и психологию.
Начало урока будет связано с определением ценностей семейных отношений.
Во второй части разговора попытаемся выяснить , как достичь взаимопонимания в семье? Как научиться жить в гармонии с другими людьми? В этом нам помогут знания из области психологии.
Сегодня многие считают, что семья постепенно изживает себя, переживает кризис. Необходимо на уроках литературы говорить о роли семьи в жизни человека, используя опыт поколений, нашедший отражение в произведениях классической литературы.
Вступительное слово учителя. Каждый человек в жизни стремится найти свое счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Но, пожалуй, любому хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если все это есть, человек ощущает себя счастливым.
Сегодня мы поговорим на уроке о толстовском идеале счастливой семьи.
И эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова писателя: « Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям».
– Каково значение слова « семья»? (Дома учащиеся работали со словарем. )
Ответ ученика. Семья-объединение людей, сплоченных общими интересами.
– Итак, в словарях говорится о семье как группе живущих вместе родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается, ведь твой успех воспринимается как общий.
Индивидуальное задание. Рассказ о том, какая семья была у Л. Толстого в детстве. Его воспоминания о родных.
В романе « Война и мир» тема семьи нашла яркое отражение. Описана жизнь семей. В центре внимания семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.
– Одинаково ли автор к ним относится?
Почему, как вы думаете?
-Можно ли говорить, что семья Ростовых – идеальное гармоническое
целое?
Ответы учеников. У Ростовых все искренне, идет от души ( работа с текстом). Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить и помочь Любовь порождает доверие.
– Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется не в сентиментальной экзальтации чувств, а в чуткости, внимании, сердечной близости. «Зорко одно лишь сердце»,– говорил Экзюпери.
Индивидуальное задание. Принципы воспитания детей в семье писателя.
Л. Толстой, говорил, что нужно, «как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым», сделать нормой жизни принцип «больше отдавать, чем брать», поощрять в раннем возрасте любознательность и желание учиться.
--Эти представления писателя отразились и в его романе. Можете ли вы это подтвердить?
Ученик. Так воспитывают детей Ростовы и Болконские. (Работа с текстом. )
Автор романа показывает, что, наверное, самым действенным в воспитании оказывается пример родителей. (Учащиеся находят подтверждение в тексте. )
– Толстой считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства.
– В чем видят смысл своей жизни графиня Ростова, ее дочь Наташа, княжна Марья? (В рождении и воспитании детей. )
– Кто, на ваш взгляд, воплощает идею автора о назначении женщины? (Наташа Ростова. ) Проследим за развитием этой героини, ее отношением к семейным ценностям.
– Мы видим, как изменяется Наташа, как она духовно растет. ( Анализ текста. )
Ученик. Наташа прошла долгий путь от беззаботной девочки до матери семейства, хранительницы семейного очага.
– -Назовите лучшие черты « ростовской породы», которые вобрала в себя Наташа.
Ученики. Наташа – идеал гармонического согласия с миром. Сердечная чуткость, поэтичность, интуитивность, способность по-детски радоваться людям, природе.
– Толстой называет этот талант – « умом сердца». Жизнь сердца, мудрость, отсутствие умствования, честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех Ростовых. По Толстому, Ростовы – простые ( по первоначальному замыслу они должны были носить фамилию Простые).
– А какие, на ваш взгляд, Болконские? ( В отличие от Ростовых – гордые. )
– Назовите отличительную черту Болконских. (Высокая духовность, «гордость и прямая честь». )
– Каковы, по мнению старого князя Болконского, главные добродетели человека? (Ум и деятельность. )
А пороки? (Лень и праздность. )
– Какое напутствие от отца получает князь Андрей? (« Твоя дорога – дорога чести») Отец смог воспитать в сыне высокое понятие. Сын уважает и высоко чтит отца.
Отношения в семье Болконских трудные, лишенные сердечности и понимания лишь на первый взгляд. Внутренне эти люди очень близки друг другу. Их взаимная любовь проявляется в минуту душевных потрясений.
И Ростовы, и Болконские – достойные семьи, но в их традициях есть существенная разница. Покажите это ( работа с текстом).
– Назовите черты, свойственные семьям Болконских и Ростовых.
Ученики. Ростовы веселы, радушны, гостеприимны, живут не умом , а сердцем; открыто радуются и плачут; открыто влюбляются и переживают
Болконские замкнуты, у них напряженная духовнвая жизнь, абсолютно честны перед собой, сначала думают о чести, а уж потом о благополучии; здесь чувства не принято демонстрировать.
– Чем же похожи семьи Ростовых и Болконских?
Ученики. Духовным родством. Верностью семейным традициям. Чувством семьи.
– Как доказывает Толстой свою мысль: «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях?» (Описанием жизни семьи Курагиных. )
-Можно ли говорить о горячей родительской любви отца к детям в семье Курагиных? ( Полное отсутствие. Князь Василий прямо в этом признается: « У меня нет шишки родительской любви. » Дети Курагины, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживают духовное убожество и нравственное уродство. Там, где Курагины, всегда пустота, зло и порок.
– (Анализ эпизодов. )
– Почему Толстой неодинаково относится к Ростовым , Болконским и Курагиным?
Ученики. Наташа и Николай Ростовы, Андрей и Марья Болконские – принадлежат к разным семьям, со своим укладом, традициями, но общее в них одно – они любят друг друга, заботятся друг о друге. У Ростовых и Болконских семья держится на взаимной любви, уважении. Курагины не способны на верные, самоотверженные чувства.
– В эпилоге романа показаны два счастливых брака. Рассказывая о жизни Наташи с Пьером, Толстой подчеркивает, что истинное счастье героиня обрела тогда, когда смогла отдавать всю свою любовь мужу и детям. Она не стремится понравиться, быть модной, важнее – любить и быть любимой. Неизведанное счастье любви к мужу и детям делает Марью счастливой. Графиня вносит в семью свою доброту и нежность. Новая семья Ростовых держится на любви, которая делает брак Николая Ростова и Марьи Болконской счастливым. Семья Безуховых основана на взаимном подчинении супругов друг другу. Взаимопонимание Пьера и Наташи Толстой объясняет силой понимания близкого человека.
Письменные высказывания учащихся.
– Именно в семейной жизни видел Толстой залог человеческого счастья.
– В каждой семье свои взаимоотношения, обусловленные, скорее, чисто психологическими особенностями ее членов.
– Счастливые семьи объединяет главное: в центр всего семейного уклада помещаются вечные ценности – любовь, верность, доброта, честность, совесть– то, на чем мир держится. И это передается из поколения в поколение.
– Толстой к истинным семейным ценностям относит способность к самопожертвованию, заботу старших о младших и младших о старших, доверие друг к другу, взаимопонимание, уважение и любовь; воспитание детей на примере родителей.
Итоги урока
– В заключение урока вспомните, в каких произведениях классической литературы отражена « мысль семейная»?
( Были названы следующие произведения: Н. М. Карамзин. « Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза»; А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», Д. Фонвизин «Недоросль», И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Заполнение Листа обратной связи(см Приложение).
Психологический тренинг (Педагог-психолог Левачева В. В. )
«Психология взаимопонимания в семье»
(Л. Н. Толстой «Война и мир» : «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь. . , с возможностью делать добро людям»)
Цель:
– создать проблемную среду для самостоятельного понимания ценности и важности
семьи в контексте взаимоотношений поколений.
Задачи:
- показать, что семья представляет более сложную систему отношений, чем брак;
- актуализировать ценность устойчивых семейных связей;
Предварительная работа.
Домашнее задание: «Узнайте у старейших представителей вашей семьи, свою родословную и особенности её истории: как развивались традиции в профессиональной деятельности, в семейном укладе жизни, в творческом саморазвитии, как влияли исторические события на историю вашей семьи».
Вводная часть.
– Презентация психолога «Психологические этюды о семье».
1слайд. Исторический взгляд на семью.
2слайд. Брак и семья. Схожести и различия.
З слайд. Типы современных семей.
4 слайд. Взаимопонимание поколений.
– Работа в группах по 4 человека. Обсуждение домашнего задания, и ответ на вопрос «Какое
вы видите продолжение этой семейной истории?».
Основная часть.
– Упражнение «Моя расширенная семья». Каждый ученик получает лист А-3 и вырезанные
заранее сердечки. Ему предлагается выполнить следующее:
– расположить на листе членов своей расширенной семьи относительно их
взаимоотношений (имена членов семьи написать в сердечках);
– проанализировать отношения следующим образом: зелёная прямая линия соединяет
хорошие отношения, красная волнистая линия – эмоционально неуравновешенные;
коричневый пунктир– слабые отношения, черная линия – авторитарные;
по окончании работы на выбор либо написать метафору к выполненной работе, либо нарисовать герб семьи.
Работа в группах, можно в сменить группу или остаться в прежней. Рассказать о своей работе, поделиться чувствами от выполненного задания. Получить обратную связь.
– Индивидуальная аналитическая деятельность.
«Сформулируйте основные принципы, которыми руководствуется ваша расширенная семья». (принципы дети записывают на листе А-3, с обратной стороны). Высказывания детей по желанию.
Заключительная часть.
«Как можно объяснить народную мудрость «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой» в контексте наших выполненных упражнений и групповых обсуждений». Высказывания детей.
Обратная связь.
Продолжите любую из фраз «Мне понравилось. . . . », «Это хорошо, потому что. . . »; «Это плохо,
потому что. . . . . . . . . »
Р. И. Стеблева, Физико-математический Лицей №40, Нижегородская область
Метки: Литература