Урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк" (2ч) для 7 класса
Урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк" (2ч) для 7 класса
1 урок.
Тема урока: детство и юность Тургенева, история создания сборника «Записки охотника»
Тип урока: урок – презентация
Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью И. С. Тургенева, с историей создания сборника «Записки охотника», с рассказом Тургенева «Бирюк»
Задачи урока: развить интерес к творчеству Тургенева, учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь, развивать творческие способности.
Оборудование: портрет Тургенева, компьютер, интерактивная доска
Ход урока:
1) Организационный момент. Приветствие, настрой на урок
2) Рассказ учителя о детстве и юности Тургенева
И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское – Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения между родителями были сложными, и это отражалось на впечатлительном мальчике.
Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить своё материальное положение.
Мать – Варвара Петровна была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.
В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».
3) Анализ статьи учебника
Чтение статьи в учебнике и беседа по вопросам:
1. 1. Что давали охотничьи походы Тургеневу как писателю? (охота сводила Тургенева с разными людьми, он изучал народную жизнь и народные души)
1. 2. Что открыл Тургенев в мужике? (ум, богатый внутренний мир, с одной стороны. С другой стороны показал полное бесправие мужика)
1. 3. В чём заключалось важное общественное значение книги «Записки охотника»? («настоящая летопись русского быта и русского люда»)
1. 4. Как вы думаете, за что поблагодарили писателя два крестьянина?
4) Комментированное чтение рассказа «Бирюк»
5) Домашнее задание: прочитать рассказ «Бирюк», подготовить рассказ об истории создания записок охотники
2 урок.
Тип урока: Урок изучения нового.
Тема урока: И. С. Тургенев «Бирюк»
Цель урока: познакомить учащихся с проблематикой рассказа Тургенева «Бирюк», познакомить с понятием конфликта.
Задачи урока: научить анализировать текст, давать характеристику персонажу, делать выводы, обобщения, способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию творческих способностей.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, настрой на урок
1) Проверка домашнего задания, рассказ учащихся о творчестве И. С. Тургенева и об истории создания «Записок охотника»
2) Вопросы на повторение:
– Какую цель преследовал Тургенев, создавая «Записки охотника»? (показать незаурядность, одарённость крестьянина)
– Что объединяет все рассказы сборника? (образ рассказчика, общая цель)
– Кто является главным действующим лицом «Записок охотника»? (люди из народной среды, не утратившие чувства собственного достоинства)
3) Знакомство учащихся с рассказом «Бирюк», беседа по вопросам.
– Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?
– Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик).
– Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев).
– Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)
– Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).
– Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)
– Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)
– Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер)
обратимся к словарю
– Какой конфликт лежит в основе произведения?
Понятие конфликта. Определение в тетрадь.
Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С. И. Ожегов)
Участники конфликта – это Бирюк и мужик.
– Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант – характеристика Бирюка, II вариант – характеристика мужика) Ребята зачитывают свой характеристики.
– Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием)
– Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика)
– Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д. )
4) Подведение итогов:
– Какова же основная идея этого произведения?
В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.
5) Домашнее задание: Прочитать стихотворения в прозе И. С. Тургенева.
Ю. В. Климкина, Лицей 590, Санкт-Петербург
Метки: Литература