Конспект урока литературы в 7 классе по произведению Л. Андреева "Кусака". Ч. 1
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению Л. Андреева "Кусака". Ч. 1 Цели и задачи:
– Проанализировать художественную реальность во всем её многообразии, оценить её с разных точек зрения;
– дать характеристику героям, объяснить собственное впечатление от прочитанного;
– помочь учащимся понять замысел автора;
– присвоение полученных знаний учащимися, приобретение опыта решения проблем;
– создание собственного текста.
Используемые приемы:
чтение с остановкой, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, работа в группах, написание эссе.
Ход урока:
I. Орг. момент. (2 минуты)
II. Стадия вызова. Прогнозирование по названию. (3 минуты)
Вопросы:
– Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
– Как вы думаете, почему он так называется?
III. Стадия осмысления. Чтение с остановками. (30 минут)
Возможные вопросы:
Первая остановка.
– О ком этот рассказ?
– Есть ли у собаки имя? И почему?
– Как она живет?
– Какие ключевые слова характеризуют её жизнь?
– Почему она перестала доверять людям?
– Как вы думаете, что будет дальше?
– Что-то изменится в жизни собаки?
Вторая остановка.
– Расскажите о дачниках.
– Сразу ли они решились оставить у себя собаку?
– От чего делались добрее?
– Изменилась ли цветовая гамма рассказа?
– Чья заслуга в том, что Кусака осталась на даче?
– Почему собаке было больно от непривычной ласки «словно от удара»?
– От чего расцвела Кусака?
– Какой финал вы предполагаете и почему?
Третья остановка.
– Как меняется пейзаж на протяжении рассказа?
– Почему дачники не взяли собаку с собой?
– Искренне ли жалела Леля, что Кусаку не берут в город?
– Как реагировала Кусака на отъезд дачников?
– Примирилась ли Кусака со своим одиночеством?
IV. Стадия рефлексии. Работа в группах. Написание эссе. (35 минут)
1. Осмысление текста, как единого целого.
– Какова идея рассказа?
– О чем он заставляет задуматься?
2. Беспорядочная запись ключевых слов (возможно составление кластера)
– Индивидуально
– Обсуждение в парах
– Обсуждение в группах
– Обсуждение классом
– Запись на доске ключевых слов
3. Составление предложений, запись мыслей.
4. Написание эссе. (20 минут) «О чем заставил меня задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»»
5. Чтение эссе в группах. Выбор лучшего.
6. Чтение лучших эссе в классе.
V. Подведение итогов урока. (3 минуты)
– Как вы думаете, какие бы слова могли стать эпиграфом к этому рассказу?
VI. Домашнее задание.
Прочитать: В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Приложение.
Текст рассказа с остановками.
Кусака
I
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто
не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем
кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные,
как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая
голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на
улице,– ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и
страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со
стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край
поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте.
Там
она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик,
возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе
под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и
собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и
бесцельный взгляд.
– Жучка!– позвал он ее именем, общим всем собакам. – Жучка! Пойди сюда,
не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась.
Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
– Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!
Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и
маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека
изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми,
почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с
размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
– У-у, мразь! Тоже лезет!
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а
мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки
изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.
С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и,
поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась
укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она
поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и
бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.
Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу
проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.
Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо
глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал
голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий
месяц посылал свой робкий луч.
(Первая остановка)
Метки: Литература