Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок развития речи в 8-классе с использованием информационно– компьютерных технологий

Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок развития речи в 8-классе с использованием информационно– компьютерных технологий

Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок развития речи в 8-классе с использованием информационно– компьютерных технологий

Цели урока:

*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.

Повторение; Сложный план к сочинению на литературную тему, цетирование, логические переходы.

1. Вспомним общую схему композиции сочинения– сравнения.

Слайд № 1

1. Обоснование сравнения.

2. Определение общего.

А) Параллельное рассмотрение.

3. Определение различного.

А)Параллельное рассмотрение.

4. Выводы по сравнению.

(содержание слайда комментирует учитель)

2. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформировать главную мысль сочинения.

1. Вспомнить эпиграф ко всей повести.

2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?

3. Какова же идея повести?

/Вернуть долг перед Родиной, перед близкими, верность данному слову– это и есть путь чести. И это самое важное в человеке. /

4. Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?

5. Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

( Ответы учеников. )

3. Учитель Итак, Гринев и Швабрин -герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается по разному.

А)Сцена дуэли (слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).

Б) Взятие Белогорской крепости (слайд № 3)

В) Отношение к Маше Мироновой (слайд №4)

4. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем– рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев ( мы их вспомнили), а аргументы– ссылки на текст, цитаты.

Вспомним логический принцип организации текста сочинения.

Слайд №5

А-суждение.

Б-доказательство суждения.

Или

А-факт, цитата.

Б-комментарий к ним.

5. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь-это верность долгу. )

Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора ещё варианты.

Слайд №6

Честь-это поэзия долга. А. Виньи

Честь дороже жизни. Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. П. Корнель

6 . Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.

Слайд № 7. План

1. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.

Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

2. Гринев и Швабрин– два противоположных характера.

1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.

2) Верность воинскому долгу Гринева и предательства Швабрина.

3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.

4) Отношение автора к своим героям.

3. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

Слайд №8

Словарь:

Коварство-злонамеренность, прикрытая доброжелательством.

Низменный характер– подлый, бесчестный.

7. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов 18 века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести– Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести– это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности(идея сочинения).

8. Учитель. Ну а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», « это подтверждает», « вот от чего»), а также вводных слов (« значит», « таким образом», « итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если то напротив », «оба они », «и тот, и другой »; «если один то другой »), и др.

Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.

Слайд №9

9. Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».

Литература

Монахова О. П. , Малхазова М. В. Русская литература 19 века. Ч. 1. – М. , 1994.

Е. . Матвеева, МБОУ СОШ №2, р. п. Новоспасское, Ульяновская область

Метки: Литература