Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок развития речи в 8-классе с использованием информационно– компьютерных технологий
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок развития речи в 8-классе с использованием информационно– компьютерных технологий
Цели урока:
*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.
Повторение; Сложный план к сочинению на литературную тему, цетирование, логические переходы.
1. Вспомним общую схему композиции сочинения– сравнения.
Слайд № 1
1. Обоснование сравнения.
2. Определение общего.
А) Параллельное рассмотрение.
3. Определение различного.
А)Параллельное рассмотрение.
4. Выводы по сравнению.
(содержание слайда комментирует учитель)
2. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформировать главную мысль сочинения.
1. Вспомнить эпиграф ко всей повести.
2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?
3. Какова же идея повести?
/Вернуть долг перед Родиной, перед близкими, верность данному слову– это и есть путь чести. И это самое важное в человеке. /
4. Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
5. Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
( Ответы учеников. )
3. Учитель Итак, Гринев и Швабрин -герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.
Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается по разному.
А)Сцена дуэли (слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).
Б) Взятие Белогорской крепости (слайд № 3)
В) Отношение к Маше Мироновой (слайд №4)
4. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем– рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев ( мы их вспомнили), а аргументы– ссылки на текст, цитаты.
Вспомним логический принцип организации текста сочинения.
Слайд №5
А-суждение.
Б-доказательство суждения.
Или
А-факт, цитата.
Б-комментарий к ним.
5. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.
Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь-это верность долгу. )
Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора ещё варианты.
Слайд №6
Честь-это поэзия долга. А. Виньи
Честь дороже жизни. Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. П. Корнель
6 . Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.
Слайд № 7. План
1. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
2. Гринев и Швабрин– два противоположных характера.
1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
2) Верность воинскому долгу Гринева и предательства Швабрина.
3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
4) Отношение автора к своим героям.
3. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
Слайд №8
Словарь:
Коварство-злонамеренность, прикрытая доброжелательством.
Низменный характер– подлый, бесчестный.
7. Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов 18 века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.
В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести– Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести– это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности(идея сочинения).
8. Учитель. Ну а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», « это подтверждает», « вот от чего»), а также вводных слов (« значит», « таким образом», « итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если то напротив », «оба они », «и тот, и другой »; «если один то другой »), и др.
Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.
Слайд №9
9. Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».
Литература
Монахова О. П. , Малхазова М. В. Русская литература 19 века. Ч. 1. – М. , 1994.
Е. . Матвеева, МБОУ СОШ №2, р. п. Новоспасское, Ульяновская область
Метки: Литература