Тема: «Боль за Россию». По миниатюрам А. И. Солженицына «Крохотки»
Тема: «Боль за Россию». По миниатюрам А. И. Солженицына «Крохотки»
Цели: обучающая: определение проблематики произведения;
развивающая: формирование коммуникативных компетенций;
воспитательная: формирование гражданской позиции.
Ход урока.
Миниатюры крохотки были созданы А. И. Солженицыным в конце 60-ых годов прошлого века.
Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия.
-Вы познакомились дома с текстами «Крохоток». Первые впечатления, что почувствовали?
(Обиду на себя и боль за страну; надежду, что всё еще можно исправить; веру в будущее России).
-Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?
Тематика.
-Основные темы «Крохоток». Почему же так волнуют миниатюры? Давайте подумаем вместе.
-О чем размышляет автор? О чём предлагает задуматься?
( О вере и безверии, о памяти и беспамятстве, о силе красоты природы, о главной ценности жизни – свободе).
-А что объединяет все миниатюры?
(Боль за Родину).
Символы.
-Символы «Крохоток». Дома вы размышляли над символами миниатюр. Каковы они? (Обсуждение в группах).
Яблоня – символ свободы.
Утенок – превосходство творения природы над творением человеческого разума.
Гроза – символ обновления, перерождения.
Вязовое бревно – стремление живого к жизни вопреки всему.
Бурный поток – поиск истины.
Старое ведро – бескорыстная фронтовая дружба, забытая сейчас.
Рюкзак – символ трудной жизни крестьянина-кормильца.
Зарядка – культ тела, а не духа.
Церковь – символ надежды, веры, возрождения.
Авторское отношение.
-Слышим ли мы голос автора? Какие интонации в нем?
Негодующие ( «Озеро Сегден», «Мы-то не умрем»).
Горькие («Путешествуя вдоль Оки», «Старое ведро»).
Радостные («Шарик», «Утенок»).
Восторженный («Вязовое бревно», «На родине Есенина»).
И в каждой миниатюре – голос патриота, разделившего со своим народом все испытания.
-Какими знаками препинания заканчиваются «Крохотки»?
В основном вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.
-Почему?
Автор говорит о том, что его по-настоящему тревожит, поэтому так эмоциональна его речь. А многоточие Может быть, эти «на цыпочках ушедшие слова» предлагают нам додумать, что недосказано. А может, горечь от происходящего в стране перехватывает горло_____
Концепт.
-Прошло почти полвека, как были созданы «Крохотки». Изменилось ли что-то в нашей жизни, в стране?
Да, сбиты с церквей уродливые вывески, снова слышен над Россией колокольный звон.
Люди возвращаются к вере, к истокам своим.
Наконец-то и у нас появился День поминовения погибших воинов.
Да, меняются наши жизненные ценности, меняется наша Россия. И как много для этого сделали такие люди, как Александр Исаевич.
Но как много нам ещё предстоит работать над собой! А делать это вам, молодым.
Ассоциации.
-Почему такое название – «Крохотки»? Только ли за небольшой объём? Какие ассоциации вызывает это слово? (Работа в парах. )
Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони.
Крохотки – это и капельки росы, отражающие солнце.
Крохотки – это и сокровища человеческой души.
Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств.
По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни.
По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время.
Вот оно какое ёмкое – это слово крохотки!
-Дома я предлагаю вам ещё раз поразмышлять, о чем же заставили задуматься «Крохотки».
Домашнее задание: эссе «О чём меня заставили задуматься «Крохотки»?
Е. Е. Мельчакова, МБОУ ООШ №1, г. Чусовой, Пермский край
Метки: Литература