Деловая игра по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"; 5 класс
Деловая игра по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"; 5 класс
( Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения. )
Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:
– подготовить презентацию по творчеству писателя,
– инсценировку эпизода из рассказа,
– составить цитатный пересказ текста.
– «познакомиться» с обитателями тайги и таежных рек
В жюри приглашаются учащиеся и учителя. За каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. ( Материал рассчитан на 2 урока).
Тема:
Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» – энциклопедия жизни в тайге.
Черты характера главного героя. Автобиографическая основа рассказа.
Цель:
развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
усвоение содержания произведения путем выполнения предварительных заданий;
обучение анализу произведения;
народные традиции – ориентиры в жизни.
Оборудование: портрет писателя, презентации учащихся, конверты с заданиями (картинки с изображением птиц, рыб, зверей), предметы (рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор и т. д. )
Задания командам (даются предварительно):
– подготовить презентации «Жизнь и творчество В. П. Астафьева»
– прочитать произведение
– составить композиционный план рассказа
– иллюстрации к рассказу
Эпиграф:
С памятью – к памяти.
1. Тур 1. Презентации учащихся «Жизнь и творчество В. П. Астафьева»
2. Работа с классом. «Васюткино озеро» – автобиографическое произведение. История создания рассказа.
– Какое произведение называется автобиографическим?
– Чем отличается автобиографическое произведение от других?
– Как создавался рассказ?
3. Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды)
4. Тур 3. Портрет главного героя
( Работа с текстом: выбрать из текста предложения, словосочетания для составления портрета и характеристики героя. Сделайте выводы. Работу могут выполнять команда или 2-3 учащихся из команды ).
– Бранился Васютка для солидности.
– Похожий на коренастого, маленького мужичка.
– Сдвинул густые брови.
– -А ну подходи, не то садану картечью!
– От радости Васютка очумел.
– Маленьким – маленьким почувствовал себя Васютка
– И он стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.
– Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки.
– Осталось две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться…
– Мальчик брел, почти падая от усталости…
– Вцепившись в кепку зубами, навзрыд расплакался
– -Тьфу, нечистая сила. Привязалась как банный лист. А, к лешакам все! (и т. д. )
5. Беседа:
– Что помогло Васютке спастись? (Знания о жизни тайги, умение рассуждать и искать выход из положения)
– Какими знаниями владел Васютка? (Умел определить стороны света, найти в лесу реку, выбрать направление выхода из леса)
– Откуда берет он эти знания? (Из рассказов взрослых, учителей, из книг, из своего опыта)
6. Тур 4. Место действия – тайга.
( задание для всей команды)
Создайте текст, используя предложения, в который дается описание тайги.
Тайга…Тайга … Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она кажется огромным темным море. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко – далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. . . Лес в тайге стоит неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднеются хилые березки с редкими желтыми листьями… Лесные тропинки узенькие, иные зарастают со временем…тропинки …
7. Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей.
– О каких законах тайги вы узнали из рассказа?
– Идешь в лес – бери еду и спички!
– Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди.
– Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
– …всякая таёжная дорога начинается с затесей.
– Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь.
– …чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.
– кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
– Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг.
– Перво – наперво надо развести огонь.
– Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей.
– … лиственный лec обычно тянется по берегам реки
– Болота чаще всего бывают у берегов озёр.
– … трава растет обычно вблизи больших водоёмов
– …пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.
– С огоньком всегда веселее, а в одиночестве – тем более.
– …поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
– – Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?
– "Погасла звёздочка – значит, жизнь чья-то оборвалась"
– …если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею.
– Вызвездило – к холоду!
– Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
– Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
8. Тур 6. Животный и растительный мир тайги
Командам предлагается список животных, птиц, рыб, растений (или картинки с изображением животных, птиц, рыб, растений).
– Какие животные, птицы водятся в тайге?
– Какие рыбы водятся в таежных реках и озерах?
– Какие растения характерны для тайги?
животные | птицы | рыбы | растения |
медведь рысь волк лиса заяц лев тигр зубр олень косуля сайгак жираф обезьяна слон пантера леопард лось соболь куница белка песцы
|
ворона кедровка воробей утка гусь сорока попугай синица ястреб коршун сойка орел тетерев глухарь куропатка ласточка чайка гагара лебедь фламинго цапля аист снегирь кулик желна гагара пичужка
|
акула кит карась окунь сиг сельдь карп жерех семга омуль вобла плотва ерш лещ кита налим щука пескарь стерлядь осетр таймень пелядь чир сорога
|
ель пихта кедр сосна береза липа дуб ольха рябина калина черемуха тополь тальник смородина тутовник яблоня вишня вяз камыш ракита хлебное дерево пальма фикус ива осина крапива лиственница
|
9. Тур 7. Таежная кухня.
Рецепт приготовления птицы в тайге.
– Расскажите, чем питался мальчик в тайге.
– Какие рецепты вы можете предложить?
10. Тур 8. Отправляемся в тайгу
Командам предлагается набор предметов:
рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор и т. д.
– Вы отправляетесь в лес. Что вы возьмете с собой и почему? Обоснуйте свой выбор.
(Участие принимает вся команда, один участник из команды обосновывает выбор предметов).
11. Выводы:
– Можно ли назвать произведение «Васюткино озеро» энциклопедией таежной жизни и почему?
– Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?
12. Тур 9. Композиция рассказа
Экспозиция:
1. Рассуждения об озерах и их названиях.
2. Неудачные дни бригады Шадрина.
Завязка.
Поход Васютки в тайгу.
Развитие действий.
1. Потеря затесей.
2. Страх и отчаяние героя.
3. Действия по спасению.
4. Выход к реке.
Кульминация.
Появление бота и возвращение домой.
Развязка.
1. Васютка дома.
2. Путь к озеру и его освоение.
Эпилог.
Пятнышко на карте – «Васюткино оз. »
13. Тур 10 «Защита» иллюстраций к рассказу.
Итоги
Приложение
Оценочный лист
1 команда | 2 команда |
Тур 1. Презентации учащихся «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» | Тур 1. Презентации учащихся «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» |
оценка | |
Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды) | Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды) |
оценка | оценка |
Тур 3. Портрет главного героя | Тур 3. Портрет главного героя |
оценка | оценка |
Тур 4. Место действия – тайга. | Тур 4. Место действия – тайга. |
оценка | оценка |
Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей. | Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей. |
оценка | оценка |
Тур 6. Животный и растительный мир тайги | Тур 6. Животный и растительный мир тайги |
оценка | оценка |
Тур 7. Таежная кухня. | Тур 7. Таежная кухня. |
оценка | оценка |
Тур 8. Отправляемся в тайгу | Тур 8. Отправляемся в тайгу |
оценка | оценка |
Тур 9. Композиция рассказа
|
Тур 9. Композиция рассказа
|
оценка | оценка |
Тур 10. «Защита» иллюстраций к рассказу. | Тур 10. «Защита» иллюстраций к рассказу. |
оценка | оценка |
итоги | итоги |
Мнение жюри |
Мнение жюри |
Литература
1. В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
2. Литература 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений часть 2 Авторы – составители: В. Я Коровина. В. П. Журавлев. В. И. Коровин Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации 9-е издание Москва «Просвещение» 2009
Метки: Литература