Игра-аукцион "Путешествие по прочитанным книгам"
Игра-аукцион "Путешествие по прочитанным книгам"
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей: 8 класс.
Место проведения: класс.
Цели урока:
Образовательные – обобщить и углубить знания учащихся по литературе за курс 8 класса.
Практические цели – активизировать изучение и закрепление литературных терминов, дат, событий, фактов, понятий, хронологий. Научить учащихся объективности в самооценке своих знаний и своей активности на уроке
Воспитательные цели: воспитывать интерес к литературе. Воспитание ответственности, коллективизма, толерантного отношения к партнерам.
Тип урока: Обобщающий урок. Игра-аукцион.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация игры, карточки с номерами команд, «банковские документы» (книга выдачи кредитов, лицевые счета и т. д. ), гонг – молоточек и подвешенный на простой конструкции металлический диск, карта – самоконтроля для каждого ученика.
Правила игры.
Класс делится на две команды, приглашаются на урок учителя в качестве жюри. Команды перед началом аукциона получают в банке (роль банкира играет один из членов жюри) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых в размере 10 игровых жетона. В конце игры все взявшие в кредит должны вернуть в банк 13 жетонов.
Расписываясь в банковской книге «Выдачи кредитов» за его получение, капитан команды одновременно с деньгами получает номер участника аукциона.
Если у какой-либо команды в ходе игры закончились денежные средства, капитан может получить в банке дополнительный кредит (не более 10 жетонов, но уже под 50% годовых).
Игра состоит из трёх туров.
Перед проведением очередного тура аукционист (учитель) объявляет характер предлагаемых лотов и порядок проведения торгов. «Лоты» демонстрируются на экране с помощью мультимедийного проектора.
Первый тур. «Открытый лот» – «Конкретный вопрос».
Тур проходит по следующим правилам:
– классу задаётся конкретный вопрос по теме и называется стартовая цена (1 жетон. );
– право на ответ может купить любая команда, заплатив самое большое число жетонов в ходе открытых торгов;
– за правильный ответ на купленный вопрос команда получает вознаграждение от 5 до 10 жетонов, в зависимости от сложности вопроса;
– если участники команды неверно ответили на вопрос, они платят в банк штраф в размере 1 жетона.
Второй тур. «Полузакрытый лот».
Аукционист объявляет о том, что в этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определённая область знаний или раздел. Ученик узнаёт точную формулировку вопроса лишь после тога, как он купит выставленный лот, т. е. заплатит максимальное количество жетонов.
Третий тур. «Закрытый лот» – «Неизвестный вопрос».
Аукционист объявляет, что в этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какого произведения. Цена за правильный ответ от 10 до 15 жетонов.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока: “Путешествие по прочитанным книгам ”. Этот повторительно-обобщающий урок мы проведём в форме игры-аукциона. В ходе игры вы должны повторить, обобщить и закрепить знания по литературе за курс 8 класса
- Знакомство с правилами игры.
- Игра-аукцион.
Аукционист открывает торги, громко и четко задает вопрос, называет стартовую цену и сумму вознаграждения жетонов за правильный ответ.
Первый тур. «Открытый лот» – «Конкретный вопрос».
- Кто был автором «Повести временных лет?» (Нестор).
- Кто предсказал Олегу смерть от собственного коня? (Волхв).
- Что такое летопись? (Историческое повествование, которое велось по годам).
- Как звали отца Александра Невского? (Ярослав).
- Кто первым «почуял серого так близко забияку» и поднял шум? (И. А. Крылов «Волк на псарне»). (Псы).
- С кем воевал Пётр в поэме А. С. Пушкина «Полтава»? (Со шведами).
- Чей это портрет? Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывались проседь; живые большие глаза так и бегали. (Пугачёва).
- В каком городе был убит царевич Дмитрий (А. С. Пушкин «Борис Годунов»). (В Угличе).
- Какое действие четырежды проделывал Остап со своим букварём, учась в академии? (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»). (Закапывал).
- В какие дни для В. Я. Брюсова близка «волна небытия», т. е. вспоминается прошлое («Тени прошлого»)? (В осени).
- Сколько лет, по словам З. Н. Гиппиус, современники хранили завет декабристов («14 декабря»)? (Восемьдесят).
Второй тур. «Полузакрытый лот».
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина).
- Н. В. Гоголь «Ревизор» (Какой из видов комического жанра: юмор, сарказм, сатира, ирония преимущественно использован в комедии «Ревизор?»).
- Л. Н. Толстой «После бала» (Какой тип композиции рассказа Л. Н. Толстой «После бала?»: рассказ в рассказе, повествование от первого лица, последовательное авторское изложение событий).
- А. Твардовский «Василий Тёркин» (Какие слова в главе «Переправа» поэмы «Василий Тёркин» являются лейтмотивом?).
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (Почему место действия поэмы «Мцыри» выбран Кавказ?»).
- Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (Как звали героя, который сообщил Тарасу об измене Андрия, а позже помог увидеть пленённого Остапа?).
- Жанр. (Что такое литературные жанры?).
Третий тур. «Закрытый лот» – «Неизвестный вопрос».
- В каком году происходит события, описанные в отрывке «Смерть Олега от своего коня?». (912).
- В каком веке была написана повесть «О разорении Рязани Батыем?». (13).
- В каком государстве возник жанр жития? (В Византии).
- С каким реальным историческим лицом связано выражение а я, приятель, сед? (С Кутузовым).
- Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачёв Гринёву в «Капитанской дочке». (Орёл и ворон).
- Какому персонажу комедии «Ревизор» принадлежат слова? «…… потому что, случиться, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанта поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются : все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора …. »
- С помощью, каких языковых средств Л. Н. Толстой противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата?
- Назовите годы жизни писателя А. С. Пушкина?
- Спойте народную песню.
4. Заключительная часть:
Подведение итогов игры.
В конце игры аукционист просит всех участников подсчитать сумму жетонов, вернуть взятый в банке кредит и 30% годовых за пользование им (т. е. 13 жетонов) и те которые брали добавочно.
Победителем игры считается команда, у которой на руках осталось больше всего жетонов.
Обсуждение с учащимися те сложные вопросы, на которые учащиеся не смогли дать ответ.
Учащиеся заполняют карту самоконтроля.
Выставление оценок.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Н. С. Кочетов. Предметные недели в школе. История. 2005 г. Волгоград «Учитель».
2. Е. Н. Зубова. Контрольно-измерительный материал литература. 2010 г. ООО «ВАКО».
Метки: Литература