Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Мысль семейная в романе `Война и мир` К урокам по теме. Ростовы, Болконские и Курагины – типы дворянских семей России 19 века

Мысль семейная в романе `Война и мир` К урокам по теме. Ростовы, Болконские и Курагины – типы дворянских семей России 19 века

Мысль семейная в романе `Война и мир` К урокам по теме. Ростовы, Болконские и Курагины – типы дворянских семей России 19 века

В «Войне и мире» очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к «породе». Собственно, Болконские или Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией. В этих семьях воплотились два противоположных человеческих типа, два разных отношения к жизни. Ростовы и Болконские – две разные ветви, две различные традиции русского дворянства. Болконские, издавна близкие к пружинам власти, управляющим государственным механизмом, принадлежавшие некогда к высшим дипломатическим, административным и военным кругам, еще с конца 18 века стали вести замкнутый образ жизни в своем лысогорском имении. Однако по своему складу они остались государственными деятелями. Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и «сохраняющее весь строй, все предания русской жизни» (Н. Н. Страхов).

Современные психологи назвали бы Болконских с их богатым внутренним миром и духовным аристократизмом ярко выраженными интровертами, а непосредственных. Жизнерадостных Ростовых – экстравертами. Ростовы воспринимают мир во всем его многообразии, однако не пытаются анализировать его, они просто одарены чуткостью и эмоциональностью. Не случайно все семейство глубоко проникается музыкой – искусством, обращенным прежде всего к чувствам человека. Болконские смотрят на жизнь через свою нравственно-интеллектуальную призму. Они духовны, тогда как Ростовы душевны. Они стремятся преобразовать жизнь в отличие от Ростовых, подчиняющихся ее течению. Они более принадлежат культуре, в то время как Ростовы – природе. Они все время врутся вверх, к небу; их душам тесно в земной оболочке. «На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом», – пишет о Марье Толстой. Ростовы живут на земле. Если Болконским грозит отдаление от живой жизни, уход в свои духовные миры, то Ростовым – поглощение материальностью, бытом. Любовь спасает Наташу и Марью от обеих крайностей: первую она возвышает, одухотворяет, вторую приобщает к земным волнениям, радостям и заботам; но у их братьев фамильные склонности выражены резче. В конечном итоге не будет преувеличением сказать, что Болконские живут разумом, а Ростовы – инстинктом.

Курагины – третье в романе семейное объединение – лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти что животного. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи – Ростовы, Болконские – имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; и все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Кризис этот – не частный, касающийся лишь данных людей, но более общий, исторический кризис патриархальных жизненных форм, патриархальной семьи; с материальной своей стороны он выражен в разорении Ростовых, моральный его симптом – та смута, которую влечет с собой явление в мире этих семейств красавчика Анатоля. Сам по себе Анатоль ничтожен; но ведь не случайно он представляется в ореоле отуманенному взору и Марьи Болконской, и Наташи Ростовой. Не случайно такое действие Анатолева эгоизма; он потому представляется идеально и романтически обеим столь во всем разным толстовским девушкам, что он для них соединяется с теми потребностями свободы, которые уже не вмещаются в рамки патриархальной морали, сколь бы она ни была высокой, как у Болконских, и доброй, как у Ростовых. Нравственная высота и человечность патриархальных семейств недостаточны в новых, гораздо более сложных условиях жизни. (Из книги C. Бочарова "Роман Л. Толстого "Война и мир". )

Метки: Литература