Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Календарно-тематическое планирование, 10 класс

Календарно-тематическое планирование, 10 класс Всего: 170 часов; р/р – 30; сочинения-8, классн. 4, дом. 4

Учебники и учебные пособия:

  1. Лебедев Ю. В. Русская литература 19 в. Учебник для 10 кл. в 2-х частях. – Просвещение, 2005 год.
  2. А. Г. Нелькин, Л. Д. Фураева. Литература. Рабочие тетради. 10 класс. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2007 год.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Что должны знать

Что должны уметь

1.

Введение. Очерк истории русской литературы IX – 1 половины XIX в. в.

1. Величие и трагизм судеб русской литературы. Периодизация истории русской литературы.

2-3. Специфика и своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

4-5. Русская литература XVIII века. Классицизм и сентиментализм как ведущие направления этого периода. Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза».

5-8. Общественное движение и русская литература додекабрьского периода XIX века. Романтизм и реализм в их противостоянии и взаимодействии. В. А. Жуковский. И. А. Крылов. А. С. Грибоедов.

9-10. Русская литература 1-ой половины XIX века на путях от романтизма к реализму.

11-21. А. С. Пушкин. Художественный мир поэта. Своеобразие пушкинских поэм. Пушкин о поэте и поэзии. «Болдинская осень». Тема истории в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин»

22-31. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе…». Сборник «Миргород». Петербургские повести. «Ревизор». «Мертвые души»

32-37. М. Ю. Лермонтов. Художественный мир поэта. Лирика и поэмы Лермонтова. «Герой нашего времени».

38-40. «Век шествует путем своим железным…» (Е. А. Баратынский): общественно-политическая ситуация, борьба идей в общественном сознании и литературе середины XIX века.

40

Основные этапы развития русской литературы и ее духовно-нравствен-ном и эстетическом значении; основные характеристики направлений в искусстве и литературе;

особенности общественно-политической ситуации в России середины XIX века;

«программные» имена русских писателей и поэтов, названия произведений, содержание изученных в 5-9 классах произведений.

Работать с информационным текстом с использованием приёма «Инсерт»;

на основании полученной информации строить своё устное и письменное (в форме ответа вопрос, мини-эссе) высказывание;

на основе текстов литературных произведений и предметов искусства определять признаки идейно-художественных направлений и авторскую позицию

2.

И. А. Гончаров

1. И. А. Гончаров – человек и писатель. Своеобразие художественного мира романов И. А. Гончарова.

2-3. «Обыкновенная история»: конфликт и его разрешение в романе.

4. «Обломов»: сон и явь жизни Обломова.

5-6. Р. /Р. Обучение анализу эпизода. Составление тезисного плана (по главе «Сон Обломова»).

7-8. «Обломов»: антитеза главных героев романа. Р. /Р. Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Составление тезисного плана (Обломов и Штольц: два мира, два сознания).

9. «Обломов»: испытание любовью.

10. Р. /Р. Обучение конспектированию. «Обломов» в русской критике: Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе.

10

Основные этапы творческой судьбы И. А. Гончарова, историко-культурный контекст его произведений;

текст романов «Обыкновенная история», содержание критических отзывов.

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

3.

А. Н. Островский.

1. А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Очерк жизни и творчества драматурга. Своеобразие художественного мира пьес А. Н. Островского.

3-4. «Гроза»: конфликт в пьесе. Поэзия народной жизни и «жестокие нравы» города Калинова.

5-6. «Гроза»: система образов в пьесе. Противостояние «молодого» и «старшего» поколений.

7. Р. /Р. Урок – диспут. «Гроза»: свобода – это любовь, любовь – это свобода. Разрешение конфликта в пьесе.

8-9. Р. /Р. Обучение конспектированию («Гроза» в русской критике: статьи «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова и «Гроза» А. М. Пальховского).

9. Две Катерины: «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.

10-11. А. Н. Островский: «Бесприданница»: двадцать лет спустя…

11

Основные этапы творческой судьбы А. Н. Островского, историко-культурный контекст его произведений;

текст пьес «Гроза» и «Бесприданница», содержание повести «Леди Макбет…», критических отзывов.

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

производить сопоставительный идейно-художественный анализ произведений;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

4.

И. С. Тургенев.

1-2. И. С. Тургенев: своеобразие художественного мира произведений писателя, эволюция творчества. Эволюция тургеневского романа.

3. «Отцы и дети»: социально-исторический фон романа.

4-5. «Отцы и дети»: система образов романа. Образы Кирсановых.

6-7. «Отцы и дети»: Базаров и Кирсановы. Идеологические разногласия героев романа.

8-9. «Отцы и дети»: Базаров и его «спутники». Базаров и Одинцова: испытание любовью героев романа.

10-11. «Отцы и дети»: Базаров и его родители. «Второй цикл» странствий героя. Базаров против смерти.

12-13. Р. /Р. Обучение конспектированию. «Отцы и дети» в русской критике: Д. И. Писарев и Н. Н. Страхов о романе и его герое.

14-15. Р. /Р. Сочинение в жанре литературно-критической статьи.

15

Основные этапы развития жанра романа в творчестве Тургенева, историко-культурный контекст его произведений;

текст романа «Отцы и дети», содержание критических отзывов.

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

5.

Н. Г. Чернышевский.

1. Н. Г. Чернышевский – человек и мыслитель. Эстетическая теория Чернышевского.

2-3. «Что делать?»: обзор содержания, своеобразие жанра и композиции произведения. Этическая теория Чернышевского.

4-5. Р. /Р. Сжатое изложение с элементами сочинения: «Образ «особенного человека» в романе Чернышевского. Рахметов и Базаров».

6. «Будущее светло и прекрасно»: социально-экономический и нравственный идеал Чернышевского.

6

Основные идеи Чернышевского, сюжет романа «Что делать?», текст указанных эпизодов.

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

6.

Русская поэзия середины 19 века.

1. Поэтическая палитра середины 19 века. Два направления в русской поэзии.

2-3. Н. А. Некрасов. Своеобразие лирики Некрасова. Народная тема, тема поэта и поэзии, тема любви в творчестве Некрасова.

4. Своеобразие поэм Н. А. Некрасова.

5-6. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел и композиция поэмы. Идеалы поэта.

7-8. А. А. Фет. Своеобразие художественного мира лирики поэта.

9-10. Р. /Р. Обучение анализу поэтического произведения.

11-12. Ф. И Тютчев. Своеобразие художественного мира лирики поэта.

12

Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению;

наизусть указанные стихотворные тексты;

основные факты творческого пути поэтов;

основные теоретико-литературные , стиховедческие понятия

Работать со стихотворным текстом:

выразительно читать, владеть приёмами анализа и синтеза при изучении текста стихотворений, выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

7.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

1. М. Е. Салтыков-Щедрин – «прокурор» русской жизни. Очерк жизни и творчества.

2-3. «История одного города»: своеобразие жанра произведения, проблема взаимоотношений государства и народа.

4-7. «Господа Головлевы» – семейный роман.

8. Своеобразие жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

9-10. Р. /Р. Сочинение-анализ произведения малой прозаической формы.

10

Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению;

основные факты творческого пути писателя;

основные теоретико-литературные понятия

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

8.

Н. С. Лесков.

1. Н. С. Лесков и эпоха. Грешники и праведники Лескова.

2-4. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша»: национальный характер и национальная судьба в произведениях Лескова.

5-6. Р. /Р. Сочинение в жанре эссе.

6

Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению;

исторический и философский контекст творчества писателя.

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

9.

Ф. М. Достоевский.

1-2. «Проклятые вопросы» Достоевского. Время и личность писателя.

3. «Преступление и наказание» – роман о преступлении, наказании – и воскресении Родиона Раскольникова

4-5. «Путь на Голгофу» (Родион Раскольников – «идеологический» герой романа)

6. «Не старушонку я убил…» («идея» воплощена – что дальше?)

7-8. «Как жить дальше?» (противостояние образов и идей в романе; двойники Раскольникова в романе)

9-10. «Я тебя выбрал» («Вечная Сонечка» – пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой)

11-12. «Лазарь! Иди вон!» Итоги путей героев в романе

13-14. Два романа: «Что делать?» и «Преступление и наказание»

15-16. Р. /Р. Урок-дискуссия по роману «Преступление и наказание».

16

Содержание романа;

основные факты творческого пути писателя;

исторический и философский контекст произведения

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

10.

Л. Н. Толстой.

1-2. Л. Н. Толстой: духовный и художественный мир писателя.

3. «Илиада русских»: замысел и проблематика романа «Война и мир».

4-5. Р. /Р. Обучение сравнительному анализу эпизодов («В Петербурге и в Москве: салон Анны Павловны Шерер и дом Ростовых»).

6-7. «Война и мир». Роль первого тома в общем развитии действия.

8-9. Изображение войны 1805-1807 годов в романе (Шенграбен и Аустерлиц).

10-13. «Настоящая жизнь»: пути нравственных исканий героев романа. Разнообразие средств психологической обрисовки героев.

14. «Война и мир». «Мысль историческая» в романе. Образы Кутузова и Наполеона.

15-16. Р. /Р. «Война и мир». Анализ эпизода «Бородинское сражение»: составление тезисного плана к сочинению.

17-18. «Война и мир». Партизанская война. Бегство французов из России. Итоги войны 1812 года в оценке Толстого. «Мысль народная» в романе.

19-20. Р. /Р. Контрольное сочинение.

20

Содержание текста романа; исторический контекст произведения;

основные теоретико-литературные понятия

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

11.

А. П. Чехов.

1-2. А. П. Чехов – последний русский классик. Биографический и творческий очерк.

3-4. Своеобразие чеховского рассказа.

5-6. Р. /Р. Обучение анализу рассказа (по произведениям А. П. Чехова).

7-8. Новаторство чеховской драматургии

9-12. «Вишневый сад»: аналитическое чтение пьесы.

13-14. Р. /Р. Сочинение по драматургическому произведению

14

Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению;

основные факты творческого пути писателя;

основные теоретико-литературные понятия

Работать с художественным текстом:

выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.

12.

Уроки по подготовке к ЕГЭ по литературе. Диагностические работы. Пробный ЕГЭ по литературе.

10

Метки: Литература