Календарно-тематическое планирование, 10 класс
Календарно-тематическое планирование, 10 класс Всего: 170 часов; р/р – 30; сочинения-8, классн. 4, дом. 4
Учебники и учебные пособия:
- Лебедев Ю. В. Русская литература 19 в. Учебник для 10 кл. в 2-х частях. – Просвещение, 2005 год.
- А. Г. Нелькин, Л. Д. Фураева. Литература. Рабочие тетради. 10 класс. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2007 год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Что должны знать | Что должны уметь |
1. | Введение. Очерк истории русской литературы IX – 1 половины XIX в. в. 1. Величие и трагизм судеб русской литературы. Периодизация истории русской литературы. 2-3. Специфика и своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». 4-5. Русская литература XVIII века. Классицизм и сентиментализм как ведущие направления этого периода. Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза». 5-8. Общественное движение и русская литература додекабрьского периода XIX века. Романтизм и реализм в их противостоянии и взаимодействии. В. А. Жуковский. И. А. Крылов. А. С. Грибоедов. 9-10. Русская литература 1-ой половины XIX века на путях от романтизма к реализму. 11-21. А. С. Пушкин. Художественный мир поэта. Своеобразие пушкинских поэм. Пушкин о поэте и поэзии. «Болдинская осень». Тема истории в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин» 22-31. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе…». Сборник «Миргород». Петербургские повести. «Ревизор». «Мертвые души» 32-37. М. Ю. Лермонтов. Художественный мир поэта. Лирика и поэмы Лермонтова. «Герой нашего времени». 38-40. «Век шествует путем своим железным…» (Е. А. Баратынский): общественно-политическая ситуация, борьба идей в общественном сознании и литературе середины XIX века. |
40 | Основные этапы развития русской литературы и ее духовно-нравствен-ном и эстетическом значении; основные характеристики направлений в искусстве и литературе; особенности общественно-политической ситуации в России середины XIX века; «программные» имена русских писателей и поэтов, названия произведений, содержание изученных в 5-9 классах произведений. |
Работать с информационным текстом с использованием приёма «Инсерт»; на основании полученной информации строить своё устное и письменное (в форме ответа вопрос, мини-эссе) высказывание; на основе текстов литературных произведений и предметов искусства определять признаки идейно-художественных направлений и авторскую позицию |
2. | И. А. Гончаров 1. И. А. Гончаров – человек и писатель. Своеобразие художественного мира романов И. А. Гончарова. 2-3. «Обыкновенная история»: конфликт и его разрешение в романе. 4. «Обломов»: сон и явь жизни Обломова. 5-6. Р. /Р. Обучение анализу эпизода. Составление тезисного плана (по главе «Сон Обломова»). 7-8. «Обломов»: антитеза главных героев романа. Р. /Р. Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Составление тезисного плана (Обломов и Штольц: два мира, два сознания). 9. «Обломов»: испытание любовью. 10. Р. /Р. Обучение конспектированию. «Обломов» в русской критике: Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе.
|
10 | Основные этапы творческой судьбы И. А. Гончарова, историко-культурный контекст его произведений; текст романов «Обыкновенная история», содержание критических отзывов. |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
3.
|
А. Н. Островский. 1. А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Очерк жизни и творчества драматурга. Своеобразие художественного мира пьес А. Н. Островского. 3-4. «Гроза»: конфликт в пьесе. Поэзия народной жизни и «жестокие нравы» города Калинова. 5-6. «Гроза»: система образов в пьесе. Противостояние «молодого» и «старшего» поколений. 7. Р. /Р. Урок – диспут. «Гроза»: свобода – это любовь, любовь – это свобода. Разрешение конфликта в пьесе. 8-9. Р. /Р. Обучение конспектированию («Гроза» в русской критике: статьи «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова и «Гроза» А. М. Пальховского). 9. Две Катерины: «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. 10-11. А. Н. Островский: «Бесприданница»: двадцать лет спустя… |
11 | Основные этапы творческой судьбы А. Н. Островского, историко-культурный контекст его произведений; текст пьес «Гроза» и «Бесприданница», содержание повести «Леди Макбет…», критических отзывов. |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; производить сопоставительный идейно-художественный анализ произведений; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
4. | И. С. Тургенев. 1-2. И. С. Тургенев: своеобразие художественного мира произведений писателя, эволюция творчества. Эволюция тургеневского романа. 3. «Отцы и дети»: социально-исторический фон романа. 4-5. «Отцы и дети»: система образов романа. Образы Кирсановых. 6-7. «Отцы и дети»: Базаров и Кирсановы. Идеологические разногласия героев романа. 8-9. «Отцы и дети»: Базаров и его «спутники». Базаров и Одинцова: испытание любовью героев романа. 10-11. «Отцы и дети»: Базаров и его родители. «Второй цикл» странствий героя. Базаров против смерти. 12-13. Р. /Р. Обучение конспектированию. «Отцы и дети» в русской критике: Д. И. Писарев и Н. Н. Страхов о романе и его герое. 14-15. Р. /Р. Сочинение в жанре литературно-критической статьи. |
15 | Основные этапы развития жанра романа в творчестве Тургенева, историко-культурный контекст его произведений; текст романа «Отцы и дети», содержание критических отзывов. |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
5. | Н. Г. Чернышевский. 1. Н. Г. Чернышевский – человек и мыслитель. Эстетическая теория Чернышевского. 2-3. «Что делать?»: обзор содержания, своеобразие жанра и композиции произведения. Этическая теория Чернышевского. 4-5. Р. /Р. Сжатое изложение с элементами сочинения: «Образ «особенного человека» в романе Чернышевского. Рахметов и Базаров». 6. «Будущее светло и прекрасно»: социально-экономический и нравственный идеал Чернышевского. |
6 | Основные идеи Чернышевского, сюжет романа «Что делать?», текст указанных эпизодов. | Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
6. | Русская поэзия середины 19 века. 1. Поэтическая палитра середины 19 века. Два направления в русской поэзии. 2-3. Н. А. Некрасов. Своеобразие лирики Некрасова. Народная тема, тема поэта и поэзии, тема любви в творчестве Некрасова. 4. Своеобразие поэм Н. А. Некрасова. 5-6. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел и композиция поэмы. Идеалы поэта.
7-8. А. А. Фет. Своеобразие художественного мира лирики поэта. 9-10. Р. /Р. Обучение анализу поэтического произведения. 11-12. Ф. И Тютчев. Своеобразие художественного мира лирики поэта. |
12 | Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению; наизусть указанные стихотворные тексты; основные факты творческого пути поэтов; основные теоретико-литературные , стиховедческие понятия |
Работать со стихотворным текстом: выразительно читать, владеть приёмами анализа и синтеза при изучении текста стихотворений, выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
7. | М. Е. Салтыков-Щедрин. 1. М. Е. Салтыков-Щедрин – «прокурор» русской жизни. Очерк жизни и творчества. 2-3. «История одного города»: своеобразие жанра произведения, проблема взаимоотношений государства и народа. 4-7. «Господа Головлевы» – семейный роман. 8. Своеобразие жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. 9-10. Р. /Р. Сочинение-анализ произведения малой прозаической формы. |
10 | Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению; основные факты творческого пути писателя; основные теоретико-литературные понятия |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
8. | Н. С. Лесков. 1. Н. С. Лесков и эпоха. Грешники и праведники Лескова. 2-4. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша»: национальный характер и национальная судьба в произведениях Лескова. 5-6. Р. /Р. Сочинение в жанре эссе. |
6 | Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению; исторический и философский контекст творчества писателя. |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
9. | Ф. М. Достоевский. 1-2. «Проклятые вопросы» Достоевского. Время и личность писателя. 3. «Преступление и наказание» – роман о преступлении, наказании – и воскресении Родиона Раскольникова
4-5. «Путь на Голгофу» (Родион Раскольников – «идеологический» герой романа) 6. «Не старушонку я убил…» («идея» воплощена – что дальше?) 7-8. «Как жить дальше?» (противостояние образов и идей в романе; двойники Раскольникова в романе) 9-10. «Я тебя выбрал» («Вечная Сонечка» – пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой) 11-12. «Лазарь! Иди вон!» Итоги путей героев в романе 13-14. Два романа: «Что делать?» и «Преступление и наказание» 15-16. Р. /Р. Урок-дискуссия по роману «Преступление и наказание». |
16 | Содержание романа; основные факты творческого пути писателя; исторический и философский контекст произведения |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
10. | Л. Н. Толстой. 1-2. Л. Н. Толстой: духовный и художественный мир писателя. 3. «Илиада русских»: замысел и проблематика романа «Война и мир». 4-5. Р. /Р. Обучение сравнительному анализу эпизодов («В Петербурге и в Москве: салон Анны Павловны Шерер и дом Ростовых»). 6-7. «Война и мир». Роль первого тома в общем развитии действия. 8-9. Изображение войны 1805-1807 годов в романе (Шенграбен и Аустерлиц). 10-13. «Настоящая жизнь»: пути нравственных исканий героев романа. Разнообразие средств психологической обрисовки героев. 14. «Война и мир». «Мысль историческая» в романе. Образы Кутузова и Наполеона. 15-16. Р. /Р. «Война и мир». Анализ эпизода «Бородинское сражение»: составление тезисного плана к сочинению. 17-18. «Война и мир». Партизанская война. Бегство французов из России. Итоги войны 1812 года в оценке Толстого. «Мысль народная» в романе. 19-20. Р. /Р. Контрольное сочинение. |
20 | Содержание текста романа; исторический контекст произведения; основные теоретико-литературные понятия |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
11. | А. П. Чехов. 1-2. А. П. Чехов – последний русский классик. Биографический и творческий очерк. 3-4. Своеобразие чеховского рассказа. 5-6. Р. /Р. Обучение анализу рассказа (по произведениям А. П. Чехова). 7-8. Новаторство чеховской драматургии 9-12. «Вишневый сад»: аналитическое чтение пьесы. 13-14. Р. /Р. Сочинение по драматургическому произведению |
14 | Содержание текстов, подлежащих обязательному изучению; основные факты творческого пути писателя; основные теоретико-литературные понятия |
Работать с художественным текстом: выразительно читать, находить нужную информацию согласно заданию, анализировать эпизоды, сравнивать эпизоды и образы, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в формах устного и письменного высказываний.
|
12. | Уроки по подготовке к ЕГЭ по литературе. Диагностические работы. Пробный ЕГЭ по литературе. | 10 |
Метки: Литература