Анализ лирического стихотворения
Анализ лирического стихотворения Цели урока:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – утвердить в глазах учеников
незыблемые ценности: значимость
истинного искусства, привить умение
дорожить красотой поэтического слова.
РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие способностей анализа
поэтического пр-ния, умений сопоставлять ;
развитие умений и навыков работы в
парах.
ОБУЧАЮЩАЯ – через основные этапы анализа
Лирического произведения вывести
учащихся к целостному анализу
стихотворения , рассмотрению тем и
вопросов , затронутых автором
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята, на наших предыдущих уроках , когда мы с вами изучали лирические произведения, вы познакомились с определенными теоретическими понятиями, рассмотрели их на примере изучаемых стихотворений и поэм.
Сегодня мы с вами вспомним пройденный теоретический материал ,познакомимся с структурой анализа лирического произведения, проанализируем стихотворения Ф. И. Тютчева, поэта, с творчеством которого вы уже знакомы.
Я хочу познакомить вас с теми произведениями поэта, которые мы будем анализировать. Конечно же, стихотворения эти вам не знакомы, мы их не изучали, но этим и интересна аналитическая работа, что мы не только познакомимся с новыми поэтическими шедеврами, но и постараемся вникнуть в суть, в «душу» произведения.
(ученики выразительно читают стихи )
Ход урока.
Ученикам раздаются тексты и задания для анализа.
(на каждой парте находятся справочные материалы, текст и задание, часть работы ребята выполняют на листочках с текстами)
1. Тексты для анализа лирического стихотворения.
День и ночь
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров,
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
(1839)
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный ,день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров ,накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен, и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И не извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чудном, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье роковое.
1848-1850
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно– сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнемозженье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья.
Что в существе разумно мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Божественной стыдливостью страданья.
2а. Порядок анализа лирического стихотворения.
- определить непосредственно содержание лирического произведения– переживание, чувство. (тему -то, о чем говорится);
- определить принадлежность чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении( идею– то, что утверждается автором): лирический герой ( образ, в котором выражено это чувство)
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей ( прямая– косвенная );
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительно-выразительных средств автором (т. е. -тропы), ( активное – скупое); определить лексический рисунок ( просторечье – книжно-литературная лексика…),поэтический синтаксис;
- определить ритмику , т. е. размер (однородная– неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок ( фонетику)
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику
2б. «Справочный комплект» по осмыслению теоретического материала
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Анализируя поэтическую лексику произведения необходимо:
– выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики: синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
– определить своеобразие и активность использования тропов.
ТРОПЫ
Эпитет– художественное определение
Сравнение- сопоставление двух предметов с целью пояснить один из них при помощи другого.
Аллегория (иносказание)– изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
Ирония– скрытая насмешка
Гипербола- художественное преувеличение, используемое для усиления впечатления.
Литота- художественное преуменьшение.
Олицетворение- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ– даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Метафора– скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС.
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
Риторические вопросы, обращения, восклицания – усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
Повторы– неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.
Антитезы- противопоставления.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА.
Использование звукоподражаний, звукописи –звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
Аллитерация –повторение согласных звуков.
Ассонанс– повторение гласных звуков.
Анафора– единоначалия.
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Анализируя композицию поэтического произведения необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли.
- Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д. );
- Определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Ямб– двусложная ( состоящая из двух слогов) стопа с сильным местом ( т. е. ударением) на втором слоге.
Е– го за-ры-ли в шар зем-ной.
А– был он лишь сол-дат…
Хорей– двусложная стопа с сильным местом на первом слоге:
«Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет»
Дактиль-трехсложная стопа с ударением на первом слоге.
Как -бы – про– шел –я– все– му– ки –
(в )той– не– у – ют– ной да– ли…
Амфибрахий- трехсложная стопа с ударением на среднем слоге.
«По – след– ня– я ту-ча рас– се– ян– ной бу– ри…»
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
2в . Задания для самостоятельной работы в парах
1. Выясните активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики: синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
2. Выясните меру близости поэтического языка с разговорным;
определить своеобразие и активность использования тропов
3. Найти в тексте риторические вопросы, обращения, восклицания,
повторы, антитезы.
4. Какая поэтическая фонетика использована в данном
стихотворении.
5. Проанализируйте композицию данного поэтического произведения .
6. Определите размер данного стихотворения. Докажите.
- Работа в парах
Ребята знакомятся с текстами, справочными материалами с схемой анализа и индивидуальными заданиями, затем в течение_____мин выполняют работу.
4. Совместный анализ текстов
Тексты стихотворений проецируются на экран, подготовленные ученики выразительно читают стихи, затем проводится поэтапный анализ текстов.
Врмя работы _______мин
5. Пропедевтический материал. ( на пленке)(3-5 мин с учетом вопроса)
Вопрос классу. Мы с вами рассматривали эпитеты, дайте определение этим эпитетам. Какие признаки они обозначают? ( 1-3 мин)
1. Эпитеты различаются по характеру номинации, т. е. прямому либо косвенному признаку. Например.
*Эпитет с прямым значением -желтый луч, зелёный лес.
*Эпитеты с переносным значением:
Метафорические- жёлтый луч -золотой луч;
Метонимические (смещенный эпитет)- зеленый лес– шум зеленого леса– зелёный шум.
2. По семантическому параметру выделяют
- эпитеты цветовые– лазурное небо, янтарный мед;
- эпитеты характеризующие -( т. е. психологические, поведенческие, портретные, формы,запаха, размера, темперамента).
- Тавтологические эпитеты– горе горькое, диво дивное
- Сквозной эпитет – (повторяется при нескольких словах) –
Застенчивый укор застенчивых лугов,
Застенчивая дрожь застенчивейших рощ…(А. Вознесенский)
3. В рамках структурной классификации выделют
- простые эпитеты– дремучий лес;
- сложные эпитеты– пшенично-желтые усы.
ЗАДАНИЕ. Найдите в данных для анализа текстах эпитеты,
Определите их видовую принадлежность.
(работа в группах –10 мин)
6. Домашнее задание.
Выполнить анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Поэзия» (1850)
Метки: Литература