Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализ лирического стихотворения

Анализ лирического стихотворения Цели урока:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – утвердить в глазах учеников

незыблемые ценности: значимость

истинного искусства, привить умение

дорожить красотой поэтического слова.

РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие способностей анализа

поэтического пр-ния, умений сопоставлять ;

развитие умений и навыков работы в

парах.

ОБУЧАЮЩАЯ – через основные этапы анализа

Лирического произведения вывести

учащихся к целостному анализу

стихотворения , рассмотрению тем и

вопросов , затронутых автором

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Ребята, на наших предыдущих уроках , когда мы с вами изучали лирические произведения, вы познакомились с определенными теоретическими понятиями, рассмотрели их на примере изучаемых стихотворений и поэм.

Сегодня мы с вами вспомним пройденный теоретический материал ,познакомимся с структурой анализа лирического произведения, проанализируем стихотворения Ф. И. Тютчева, поэта, с творчеством которого вы уже знакомы.

Я хочу познакомить вас с теми произведениями поэта, которые мы будем анализировать. Конечно же, стихотворения эти вам не знакомы, мы их не изучали, но этим и интересна аналитическая работа, что мы не только познакомимся с новыми поэтическими шедеврами, но и постараемся вникнуть в суть, в «душу» произведения.

(ученики выразительно читают стихи )

Ход урока.

Ученикам раздаются тексты и задания для анализа.

(на каждой парте находятся справочные материалы, текст и задание, часть работы ребята выполняют на листочках с текстами)

1. Тексты для анализа лирического стихотворения.

День и ночь

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День – сей блистательный покров,

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

(1839)

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный ,день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров ,накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –

Упразднен ум, и мысль осиротела –

В душе своей, как в бездне, погружен,

И не извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чудном, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье роковое.

1848-1850

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно– сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнемозженье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья.

Что в существе разумно мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Божественной стыдливостью страданья.

2а. Порядок анализа лирического стихотворения.

  • определить непосредственно содержание лирического произведения– переживание, чувство. (тему -то, о чем говорится);
  • определить принадлежность чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении( идею– то, что утверждается автором): лирический герой ( образ, в котором выражено это чувство)
  • определить предмет описания и его связь с поэтической идеей ( прямая– косвенная );

  • определить организацию (композицию) лирического произведения;
  • определить своеобразие использования изобразительно-выразительных средств автором (т. е. -тропы), ( активное – скупое); определить лексический рисунок ( просторечье – книжно-литературная лексика…),поэтический синтаксис;
  • определить ритмику , т. е. размер (однородная– неоднородная; ритмическое движение);
  • определить звуковой рисунок ( фонетику)
  • определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику

2б. «Справочный комплект» по осмыслению теоретического материала

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Анализируя поэтическую лексику произведения необходимо:

– выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики: синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

– определить своеобразие и активность использования тропов.

ТРОПЫ

Эпитет– художественное определение

Сравнение- сопоставление двух предметов с целью пояснить один из них при помощи другого.

Аллегория (иносказание)– изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Ирония– скрытая насмешка

Гипербола- художественное преувеличение, используемое для усиления впечатления.

Литота- художественное преуменьшение.

Олицетворение- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ– даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Метафора– скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС.

(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания – усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.

Повторы– неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Антитезы- противопоставления.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА.

Использование звукоподражаний, звукописи –звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.

Аллитерация –повторение согласных звуков.

Ассонанс– повторение гласных звуков.

Анафора– единоначалия.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Анализируя композицию поэтического произведения необходимо:

  • определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
  • выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли.
  • Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д. );
  • Определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
  • Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Ямб– двусложная ( состоящая из двух слогов) стопа с сильным местом ( т. е. ударением) на втором слоге.

Е– го за-ры-ли в шар зем-ной.

А– был он лишь сол-дат…

Хорей– двусложная стопа с сильным местом на первом слоге:

«Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет»

Дактиль-трехсложная стопа с ударением на первом слоге.

Как -бы – про– шел –я– все– му– ки –

(в )той– не– у – ют– ной да– ли…

Амфибрахий- трехсложная стопа с ударением на среднем слоге.

«По – след– ня– я ту-ча рас– се– ян– ной бу– ри…»

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

2в . Задания для самостоятельной работы в парах

1. Выясните активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики: синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

2. Выясните меру близости поэтического языка с разговорным;

определить своеобразие и активность использования тропов

3. Найти в тексте риторические вопросы, обращения, восклицания,

повторы, антитезы.

4. Какая поэтическая фонетика использована в данном

стихотворении.

5. Проанализируйте композицию данного поэтического произведения .

6. Определите размер данного стихотворения. Докажите.

  1. Работа в парах

Ребята знакомятся с текстами, справочными материалами с схемой анализа и индивидуальными заданиями, затем в течение_____мин выполняют работу.

4. Совместный анализ текстов

Тексты стихотворений проецируются на экран, подготовленные ученики выразительно читают стихи, затем проводится поэтапный анализ текстов.

Врмя работы _______мин

5. Пропедевтический материал. ( на пленке)(3-5 мин с учетом вопроса)

Вопрос классу. Мы с вами рассматривали эпитеты, дайте определение этим эпитетам. Какие признаки они обозначают? ( 1-3 мин)

1. Эпитеты различаются по характеру номинации, т. е. прямому либо косвенному признаку. Например.

*Эпитет с прямым значением -желтый луч, зелёный лес.

*Эпитеты с переносным значением:

Метафорические- жёлтый луч -золотой луч;

Метонимические (смещенный эпитет)- зеленый лес– шум зеленого леса– зелёный шум.

2. По семантическому параметру выделяют

  • эпитеты цветовые– лазурное небо, янтарный мед;
  • эпитеты характеризующие -( т. е. психологические, поведенческие, портретные, формы,запаха, размера, темперамента).
  • Тавтологические эпитеты– горе горькое, диво дивное
  • Сквозной эпитет – (повторяется при нескольких словах) –

Застенчивый укор застенчивых лугов,

Застенчивая дрожь застенчивейших рощ…(А. Вознесенский)

3. В рамках структурной классификации выделют

  • простые эпитеты– дремучий лес;
  • сложные эпитеты– пшенично-желтые усы.

ЗАДАНИЕ. Найдите в данных для анализа текстах эпитеты,

Определите их видовую принадлежность.

(работа в группах –10 мин)

6. Домашнее задание.

Выполнить анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Поэзия» (1850)

Метки: Литература