Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Белла Ахмадулина: Прекрасная дама поэзии

Белла Ахмадулина: Прекрасная дама поэзии

Гостиную ведущие(2ученика + 1 ведущий читает слова самой Беллы Ахмадулиной) + 2 чтеца .

Романс «Любовь – волшебная страна» ( Звучит романс)

1. Сокровенные слова этой песни принадлежат неповторимой поэтессе, её имя – Белла Ахмадулина – "наследница" Цветаевой и Ахматовой, одна из лучших русских поэтесс ХХ века.

2. "Сокровище русской поэзии" – так назвал Иосиф Бродский.

"Как дышит, так и пишет. Это редкое качество, оно говорит о подлинности горения", – так оценил её поэтической дарование Б. Окуджава

1. Хрупкая красавица с ярким голосом, послушать который в шестидесятые годы в Лужники или Политехнический музей приходили сотни людей.

2. 60-е годы прошлого столетия – особая веха в литературной истории страны. Это было время возрождения русской поэзии. Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина в тесном содружестве создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением своих стихов на эстраде, в залах институтов. Их поэзию часто называли «эстрадной». Они так были популярны, как не снилось сегодня ни одной знаменитости. (фото 3)

1. Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружились её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию. Она умела находить неожиданные слова, фразы. Утончённая, трогательная, она обладала изящным слогом, завораживала публику неповторимой манерой чтения. Её голос звучал, как натянутая струна. Голос зовущий, отчаянный, с обаятельно женственной, колдовской, обволакивающей интонацией. «Богиня отечественной эстрады. Символ поэзии 60-х годов», – так писали о ней критики.

Звучит запись стихотворения в исполнении Б. Ахмадулиной.

2. Вероятно, это и в самом деле самый главный образ«оттепели»: красивая, нервная Ахмадулина читает стихи замершему залу (фото). В ее стихах слышали и слова и музыку, и голос. «Я слышала не чтение, а пение. Это был какой-то особый вид пения: и как бы стоял и не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет» – вспоминал один из зрителей.

1. Она была не только поэтом, но и дивой, райской птицей той эпохи. Тонкая, хрупкая, словно неземная, она обладала твёрдым характером, никогда не предавала близких, родных. У многих вызывало восхищение, что женщина может быть такой. Ей было, что сказать миру, поэтому она писала, читала, завораживала.

(«По улице моей который год…» в исполнении А. Пугачёвой, видеоряд)

2. Белла Ахатовна Ахмадулина и Алла Борисовна Пугачёва – два творческих гиганта. На счастье нам их свела творческая судьба. В исполнении великой певицы, актрисы звучит песня-посвящение ушедшим друзьям.

(фото друзей и песня в исполнении А. Пугачёвой «Мои друзья уходят…»).

1. Каждый человек рано или поздно подводит итог своей жизни. Белла Ахатовна была счастливым человеком, потому что имела смелость всегда оставаться собой, жить в согласии со своим внутренним миром, безбоязненно дружить и быть полезной, открыто заявлять всему миру о своих мыслях, чувствах, любви.

2. В последние дни жизни ей пришлось обратиться к доктору с жалобой: «Доктор, я что-то ничего не вижу», на что тот ей задал вопрос: «А что, собственно, вы хотите увидеть?» На что Белла Ахатовна философски ответила: «Действительно, что? В этой жизни я всё уже видела…» (последнее фото).

1. Счастлив тот человек, который познал жизнь и с кем и после его ухода можно общаться. Андрей Битов про поэзию Беллы Ахмадулиной сказал: «Эффект её лирики в том, что она для самого узкого круга, для одного тебя, … но и масса понимает, как один человек».

3. «Никто не бывает так счастлив на белом свете, как поэт. Только он один, сколько бы ему ни выпало жить, может поражаться сочетанию цвета и света, капли и солнечного луча, осознать блаженство бытия, всегда думая о небытии больше, чем другие. Счастье для любого человека – это умение радоваться. А для поэта в особенности, потому что всем остальным людям нужно что-нибудь, а поэту – ничего. . . », – так Белла Ахмадулина определяла судьбу поэта.

2. Белла Ахмадулина – это образ прекрасной дамы, которая жила в ногу со временем и вопреки ему. Как многие по-настоящему творческие люди, Белла Ахатовна не ценила свои произведения: дарила их, могла забыть, потерять, записать на салфетке. Это происходило потому, что облекание мыслей и чувств в стихотворную форму было естественным процессом для поэта.

1. В редакцию Белла Ахмадулина тоже неохотно отдавала свои произведения. Другим поэтам, особенно начинающим говорила: «Пишите, пока пишется» и цитировала Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке.

1 чтец. «Какое блаженство…»

Какое блаженство, что блещут снега,

что холод окреп, а с утра моросило,

что дико и нежно сверкает фольга

на каждом углу и в огне магазина…

…Какая удача, что тени легли

Вкруг ёлок и елей, цветущих повсюду,

и вечнозелёная новость любви

душе внушена и прибавлена к чуду…

…Какое блаженство, что надо решать,

где краше затеплится шарик стеклянный,

и только любить, только ель наряжать

и созерцать этот мир несказанный…

2 чтец. Ночь упаданья яблок.

Уж август в половине. По откосам

по вечерам гуляют полушалки.

Пришла пора высокородным осам

Навязываться кухням в приживалки.

Как женщины глядят в судьбу варенья –

лениво-зорко, неусыпно-слепо –

гляжу в окно, где обитает время

под видом истекающего лета…

2. Божественный дар, данный Белле Ахатовне от Бога, разглядела бабушка, которая читала ей Пушкина и Гоголя, приобщая тем самым к красивому русскому слову, развивая вкус и душу. В детстве всем детям задают вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Обычно девочки отвечают: актрисой, певицей, артисткой, врачом, учительницей. Маленькая Белла мрачно, насупившись, сказала: «Литератором». И как видим – не ошиблась, будто напророчила.

1. Настоящее имя Беллы Ахмадулиной – Изабелла, но ей оно казалось вычурным, напыщенным, поэтому она сократила его до Беллы, что в переводе с итальянского означает «красавица». Её глаза друзья называли «бахчисарайскими». Это имя как нельзя лучше шло её – утончённая, изысканная, неземная, словно инопланетянка, которая любила изысканно, нестандартно одеваться.

2. Белла Ахатовна шутила: «Я такая талантливая да красивая благодаря моей крови, группа которой учёными ещё не исследована. Каких только корней там не намешано – итальянские, татарские, русские, польские и Бог знает какие». (самая красивая фотогр. ).

1. Родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина 10 апреля 1937 года в Москве. Семья Беллы принадлежала к советской элите. Ее отец Ахат Валеевич был крупным таможенным начальником, а мать Надежда Макаровна – майором КГБ и переводчиком. Сочетание кровей девочка получила экзотическое: по линии матери в роду были обосновавшиеся в России итальянцы, а по отцовской линии – татары.

2. Несмотря на смешение кровей, своей родиной Ахмадулина ощущала только Россию: «Я русская – по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту». Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки – Надежды Митрофановны Барановой, человека доброго и бескорыстного.

Ахмадулина начала писать стихи рано, уже в детстве сочиняла «поэмы и повести, романы, драмы, комедии и мемуары», – как вспоминала сама. «Все дальнейшее, к чему я постоянно стремилась, так это страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках». По окончании школы поступила в Литературный институт имени А. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки поэта Ильи Сельвинского, который сказал: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства»… Во время учёбы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки и даже снималась в кино.

Печататься начала в 1955 году. Она с благодарностью вспоминала своего поэтического учителя Евгения Винокурова, под руководством которого занималась в литературном объединении при автозаводе им. Лихачева. В мае 1955 года в «Комсомольской правде» в подборке стихотворений участников Литобъединения было напечатано стихотворение Ахмадулиной «Родина». Именно с этого момента начинается отсчет её поэтических публикаций.

Белла Ахатовна – очень благодарный человек по отношению к своим учителям. А учителями она считала каждого поэта, которого уважала за его творчество или человеческие качества. Поэтому у неё так много адресных стихотворений, стихов-посвящений своим гениальным предшественникам. (фото её учителей).

1 чтец. Игры в шалости. (Пушкину А. С. ).

Мне кажется, со мной играет кто-то.

Мне кажется, я догадалась – кто,

Когда опять усмешливо и тонко

Мороз и солнце глянули в окно.

Что мы добавим к солнцу и морозу?

Не то, не то! Не блеск, не лёд над ним.

Я жду! Отдай обещанную розу!

И роза дня летит к ногам моим.

… Как ты учил – так и темнеет зелень.

Как ты жалел – так и поют в избе.

Весь этот день твоим родным издельем, хоть

отдан мне, – принадлежит тебе…

2 чтец. Снимок. (Ахматовой А. А. )

Улыбкой юности и славы

Чуть припугнув, но не отторгнув,

От лени или для забавы

Так села, как велел фотограф.

Сложила на коленях руки,

Глядит из кружевного нимба.

И тень её грядущей муки

Защёлкнута ловушкой снимка.

И запоздалый соглядатай

застанет на исходе века

то профиль нежно-угловатый,

вовек сохранённый в сгустке света.

Какой покой в нарядной даме,

В чьём чётком облике и лике

прочесть известие о даре

так просто, как названье книги.

Кто эту горестную мету,

оттиснутую без помарок,

и этот лоб, и чёлку эту

себе выпрашивал в подарок?

Излюбленные мотивы раннего творчества Ахмадулиной – поэтизация исключительного, ненависть к пошлости, самоуверенной ординарности, мещанскому благополучию, духовной ограниченности.

Со временем одной из главных тем становится тема творчества. У всех поэтов есть стихи о творчестве, для одних оно священнодействие, для других – восторг, для третьих – мука. Для Беллы Ахмадулиной творчество – это незаслуженная, на её взгляд, допущенность к тайне.

Предутренний час драгоценный.

Спасите, свеча и тетрадь!

В предсмертных потемках за сценой

мне выпадет нынче стоять.

Насильно я петь не умею,

но буду же наверняка,

мучительно выпростав шею

из узкого воротника.

Какой бы мне жребий не выпал,

никто мне не может помочь.

Я знаю, как грозен мой выбор,

когда восхожу на помост.

Поэтесса была уверена, что творчество – это служение, преследующее высокие и вечные цели. Поэт повинуется высшему призванию и велению. Она гениально сформулировала главный завет поэта – «нерасторжимы словесность и совесть».

Как сказал поэт Александр Кушнер, сверстник Беллы Ахмадулиной: «Она была эпохой в нашей поэзии». Ахмадулина и сама осознавала свою высокую причастность к русской классической поэзии, свою включённость в тот трагический ряд подвижников и мучеников, каким была в последние три века наша литература. Ахмадулина готова была разделить судьбу своих предшественниц, перед памятью которых благоговела: Ахматовой и Цветаевой. Соглашалась на печальную участь нищенки с церковной паперти, безымянного иконописца – «богомаза» и обычного русского пьяницы, лишь бы служить поэзии и сохраниться в памяти потомков своими стихами. Ахмадулина ещё при жизни заботливо призывала всех нас не плакать о ней.

Заклинание (есть песня)

Не плачьте обо мне – я проживу

счастливой нищей, доброй каторжанкой,

озябшею на севере южанкой,

чахоточной да злой петербуржанкой

на малярийном юге проживу.

Не плачьте обо мне – я проживу

той хромоножкой, вышедшей на паперть,

тем пьяницей,

проникнувшим на скатерть,

и этим, что малюет божью матерь,

убогим богомазом проживу.

Не плачьте обо мне – я проживу

той грамоте наученной девчонкой,

которая в грядущести нечеткой

мои стихи, моей рыжея челкой,

как дура будет знать. Я проживу.

Не плачьте обо мне – я проживу

сестры помилосердней милосердной,

в военной бесшабашности предсмертной,

да под звездой Марининой пресветлой

уж как-нибудь, а все ж я проживу.

Белла Ахмадулина не терпела управления, была яркой индивидуальностью. Человеком поступка. Хрупкая внешне, внутри – боец, она была готова вступиться за невинно оскорблённого. «Птенчиком орла» называл её Павел Антокольский. Не побоялась и поддержала в трудную минуту Бориса Пастернака, когда после выхода за границей романа «Доктор Живаго» и присуждения поэту Нобелевской премии в советской печати началась кампания политической травли великого русского поэта. Организовывались гневные письма, якобы отправленные в редакции газет возмущенными рабочими и колхозниками. Писателям тоже было вменено в обязанность клеймить и обличать поэта на общих собраниях. Не избежали этой участи и студенты Литературного института. Но Белла Ахмадулина категорически отказалась участвовать в этой провокации.

3 ведущий. «Я была молода, училась в Литературном институте, когда шёл разгром Пастернака за «Доктора Живаго». Я отказалось подписать обличительное письмо, за что и была изгнана из института. В 20 лет осознала, что не могу делать такие вещи».

Многие удивлялись, как она, дочь партийных работников, могла встать в одном ряду с теми немногими, кто выступил против травли Пастернака. Сама она вспоминала позже в одном из интервью: «Я видела, что потом происходило в душах тех людей, которые приняли в ней участие. Они медленно изнутри самоуничтожались».

8 лет её творчество было под запретом, её не печатали, не давали выступать. И всё-таки Белла Ахатовна до конца дней своих оставалась верной своим принципам и жёстко вставала на защиту тех, кого любила и ценила. «По воле ветра не могу. Я такая, какая есть»,- говорила о себе Белла Ахатовна.

О её политической дерзости говорит и такой факт из студенческой жизни. Юная студентка Белла Ахмадулина не могла сдать зачёт по марксизму-ленинизму. Уже стоял вопрос о её отчислении. Принимая зачёт в последний раз, преподаватель попытался её пристыдить: «Почему вы так плохо готовы? Неужели вам не хватило недели, чтобы всё выучить?» На что она ответила: «Если бы я неделю учила, то мой портрет висел бы между этими». Преподаватель был сражён дерзостью и смелостью.

Позже она всегда будет идти против течения: писать письма главе КГБ Андропову с просьбой облегчить участь Параджанова, сидевшего в тюрьме, подписывать петиции в защиту попавших в опалу Синявского и Даниэля, ездить в ссылку к академику Сахарову…

"Я никогда не боялась за себя, – сказала как-то поэтесса. – Но мне знаком страх за товарищей". А поэтически выразит это так: "Свирепей дружбы в мире нет любви!" Белла Ахатовна считала дружбу – в том числе дружбу – любовь и дружбу – творчество – одним из самых сильных и ценных человеческих чувств.

Среди друзей Ахмадулиной всегда было множество талантливых и знаменитых людей. Ее друзьями в разное время станут Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская, Василий и Майя Аксеновы, Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Владимир Высоцкий и Марина Влади, Михаил Жванецкий, Андрей Битов, Булат Окуджава. Ахмадулина как-то заметила: "Обязательная черта талантливого человека – это немедленно чувствовать и любить талант другого человека".

Когда моих товарищей корят,

я понимаю слов закономерность,

но нежности моей закаменелость

мешает слушать мне, как их корят.

.

Все остальное ждет нас впереди.

Да будем мы к своим друзьям пристрастны!

Да будем думать, что они прекрасны!

Терять их страшно, Бог не приведи.

В 2003 году Белле АХМАДУЛИНОЙ присуждена премия имени Булата Окуджавы.

3 ведущий. «Булат Окуджава был друг и брат моей души. Мы были очень близкие товарищи. Вручение премии вызвало во мне сложное чувство. Булат и я не любили никаких наград. Но уж так получилось. Эта награда может быть для меня высочайшей. Конечно, я могу этим гордиться, потому что только тот, кто не повинен в дурных поступках, может получить такую премию. Но я хочу надеяться, что эта премия будет одобрением для многих других, кто моложе меня, чей голос чист, чей разум свеж. И это не обязательно те, кто берет в руки гитару»

Ахмадулина – автор многочисленных эссе – о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком – крупных творческих личностях, которые, по её словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой». . .

У Ахмадулиной всегда было много поклонников. Одни ею восхищались и любили, другие пытались добиться ее дружбы, что было очень нелегко. Она далеко не всех подпускала к себе, предпочитая людей талантливых и интересных. Когда Белла училась в Литературном институте, в нее были влюблены все молодые поэты. Но она отдала предпочтение Евтушенко.

Влюбленные часами бродили по Москве, взявшись за руки. Читали друг другу стихи, легко ссорились, легко мирились. Евтушенко вспоминал, что то и дело забегал вперед, чтобы заглянуть в ее "бахчисарайские глаза". Однажды написал ей стихи на тетрадном листе и повесил его на ветку дерева. Евгений Александрович тогда несерьезно относился к своим стихам: мог написать и забыть. Так однажды во время ссоры с Беллой родились строчки: "Со мною вот что происходит – ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те…". Евгений Александрович совершенно забыл про это стихотворение и был несказанно удивлен, когда услышал песню на свои стихи в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!".

Белла посвятила мужу поэму "Сказка о дожде". Ахмадулина и Евтушенко были прекрасной парой – оба молодые, талантливые, оба любили красиво одеваться. Евтушенко первым в Москве начал носить модный нейлоновый костюм. Ахмадулина с юности одевалась нестандартно с точки зрения советских людей. Мама, работавшая переводчиком в советском посольстве в Соединенных Штатах, присылала Белле посылки с одеждой. К тому же у студентки была особая по тем временам роскошь – автомобиль. Это очень раздражало окружающих.

Две яркие индивидуальности, Евтушенко и Ахмадулина, к сожалению, не смогли долго существовать вместе. Их брак продлился всего три года. Евгений будет винить себя за то, что, опасаясь за свою и ее творческую свободу, уговорил жену прервать беременность. И в наказание Бог послал потерю любви. Через два месяца тоски и отчаяния Евтушенко попытался повернуть время вспять и примчался к Белле ночью, захватив с собой шампанское и ананас. Но дверь Белла не открыла. Что переживала она в тот момент, остается лишь догадываться.

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

все на беду, все на виду,

все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна – среди стыда

стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль – моя лишь роль.

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль – моя лишь боль.

Но сколько боли. Сколько. Сколько. (1960-1961)

В 1964 году на экраны вышел замечательный фильм "Живет такой парень" Шукшина. На роль молодой журналистки Василий Макарович пригласил Беллу Ахмадулину. В сценарии о героине написано: странная и прекрасная. Кто больше Ахмадулиной мог соответствовать этому определению? Между режиссером этого фильма и поэтом вспыхнул непродолжительный роман.

Когда они вместе приходили в гости, хозяева с изумлением смотрели на то, как на коврах оттаивает грязный московский снег с сапог странного человека в фуфайке – Шукшина. "Вы еще будете вспоминать, кто к вам заходил", – говорила им Белла. И она не ошиблась.

В 70-е благодаря телевидению Ахмадулину узнали все. На ее стихи писали песни, поэтические вечера в концертной студии "Останкино" собирали огромную аудиторию. А образ прекрасной дамы, столь органичный для ее дара, позволял ей в обычной человеческой жизни оставаться загадкой вне времени и вопреки ему.

О чем бы ни писала Ахмадулина – о любви, о дружбе, о времени, о родине, о знакомых ей людях или о горячо любимых фигурах прошлого, – строки ее всегда складывались в строфы узнаваемо изощренные и каждый раз неожиданные, но неизменно ясные, без потерь и помех транслирующие мысль и чувство. Важной частью ее дара был природный иммунитет против претенциозности. Белла Ахмадулина абсолютно свободно и естественно жила в большой поэтической традиции, расширяя и украшая ее.

Будучи любимицей миллионов и формируясь в то время, когда поэтам выпало влиять на умы и играть роль трибунов, Ахмадулина чуждалась излишней публицистичности. Она вдохновенно и упорно разрабатывала свой собственный способ говорения на вечные человеческие темы, и труд этот принес чудесные плоды. Кажется, на свете есть вещи, о которых можно сказать только ее словами:

Всё заметней в природе печальной

Выраженье любви и родства,

Словно ты – не свидетель случайный,

А виновник ее торжества.

Творческая и человеческая харизма Ахмадулиной на многие годы вперед задала некий хорошо узнаваемый формат лирической поэзии, внутри которого такая глубина человеческой культуры, такая глубина проникновения в сущность человеческого «я», его любви, его страданий, его потерь, что трудно найти в нашей современной поэзии другого такого поэта.

Это я – в два часа пополудни

Повитухой добытый трофей.

Надо мною играют на лютне.

Мне щекотно от палочек фей.

Лишь расплыв золотистого цвета

понимает душа – это я

в знойный день довоенного лета

озираю красу бытия.

"Буря мглою. . . ", и баюшки-баю,

я повадилась жить, но, увы,-

это я от войны погибаю

под угрюмым присмотром Уфы.

Как белеют зима и больница!

Замечаю, что не умерла.

В облаках неразборчивы лица

тех, кто умерли вместо меня.

С непригожим голубеньким ликом,

еле выпростав тело из мук,

это я в предвкушенье великом

слышу нечто, что меньше, чем звук.

Лишь потом оценю я привычку

слушать вечную, точно прибой,

безымянных вещей перекличку

с именующей вещи душой.

Это я – мой наряд фиолетов,

я надменна, юна и толста,

но к предсмертной улыбке поэтов

я уже приучила уста.

Словно дрожь между сердцем и сердцем,

есть меж словом и словом игра.

Дело лишь за бесхитростным средством

обвести ее вязью пера.

– Быть словам женихом и невестой!-

это я говорю и смеюсь.

Как священник в глуши деревенской,

я венчаю их тайный союз.

Вот зачем мимолетные феи

осыпали свой шепот и смех.

Лбом и певческим выгибом шеи,

о, как я не похожа на всех.

Я люблю эту мету несходства,

и, за дальней добычей спеша,

юной гончей мой почерк несется,

вот настиг – и озябла душа.

Это я проклинаю и плачу.

Пусть бумага пребудет бела.

Мне с небес диктовали задачу -

я ее разрешить не смогла.

Я измучила упряжью шею.

Как другие плетут письмена -

я не знаю, нет сил, не умею,

не могу, отпустите меня.

Это я – человек-невеличка,

всем, кто есть, прихожусь близнецом,

сплю, покуда идет электричка,

пав на сумку невзрачным лицом.

Мне не выпало лишней удачи,

слава богу, не выпало мне

быть заслуженней или богаче

всех соседей моих по земле.

Плоть от плоти сограждан усталых,

хорошо, что в их длинном строю

в магазинах, в кино, на вокзалах

я последнею в кассу стою -

позади паренька удалого

и старухи в пуховом платке,

слившись с ними, как слово и слово

на моем и на их языке.

1950

В 1974 году вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе более тридцати лет. «Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь», – признавалась Белла Ахатовна.

В вестибюле Дома кино тонкий художник увидел свою музу впервые, и это впечатление осталось на всю жизнь.

«Она вошла в какой-то небрежно ниспадавшей с нее шубке, с взъерошенными волосами со снежинками и просто проследовала из одной двери в другую. Но при этом она – мы стояли с моим другом художником Левой Збарским – как-то неуловимо сделала нам привет ручкой. Я спросил Леву: «Кто это?». И он мне ответил: «Это Белла Ахмадулина».

Оказалось, что и живут они рядом. Они встречались, гуляя с собаками. Однажды Белла неожиданно предложила: "Приходите через два дня на дачу Пастернака, мы будем отмечать день его памяти". Затем еще были встречи. Как-то Мессерер пригласил ее в свою мастерскую. Попав туда, Белла осталась с Борисом навсегда. Борис Асафович бережно хранит лист ватмана со стихами Беллы, написанными в самом начале их романа: "Потом я вспомню, что была жива. Зима была, и падал снег. Жара стесняла сердце, влюблена была. . . ".

Мессерера называли "королем богемы". У него было множество друзей, ставших впоследствии друзьями Беллы. Подружились с Владимиром Высоцким и Мариной Влади и благодаря им встретились с Набоковым, что для Беллы было очень важно. Музы покровительствовали ей, а она оставалась верной себе во всем. Взгляды Ахмадулиной на происходящее в стране ничем не отличались от взглядов ее ближайших друзей – писателей-диссидентов. Вместе с Мессерером она участвовали в создании скандально известного литературного альманаха "Метрополь". Составителей альманаха исключили из Союза писателей, а большинство авторов прекратили печатать на долгие годы. Некоторые из них даже были вынуждены покинуть Советский Союз. Сама Ахмадулина позже говорила, что могла бы жить и работать за границей, но при единственном условии: если бы ее туда вышвырнули.

Борис Мессерер любил и боготворил свою жену. Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. "Я рассеянный человек, – говорила о себе поэтесса. – Житейские затруднения для меня совершенно непреодолимы". И если во время выступления она забывала строчку, муж тотчас же подсказывал. В одном из своих стихотворений она сказала о нем: "О, поводырь моей повадки робкой"… И к этому нечего добавить.

Неповторимый сценический образ Беллы, ее стильный силуэт, обычно с преобладанием черного – заслуга мужа-художника. Когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал ее глазами. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось,

так будет всегда. Но судьба распорядилась иначе. . . 29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина умерла на своей даче в Переделкино, не выпуская руки любимого мужа…

Стихотворение «С любимыми не расставайтесь»

Памяти Беллы Ахмадулиной. Вместо письма

Обреченная стать Поэтом,

Эта хрупкая женщина похожа на старинную гравюру:

теперь таких лиц Природа не пишет.

В её имени – Белла – звучит горное эхо и молодая метель,

Озорная немного и загадочная.

Её голос звенящими кусочками мороженого тает на губах,

Чуть растягивая удовольствие от рожденного слова.

Иногда она кажется маленькой девочкой:

так удивленно-печальны её уроки музыки,

так беспечно и легко скользят её слова по белому снегу листа.

Иногда я вижу печальницу-Кассандру, знающую про жизнь так много,

Что не в силах молчать. . .

Вот и летят слова-откровения навстречу душам-птенцам,

Отправляющимся в свой первый ночной полёт.

Её лицо устремлено куда-то ввысь: оттуда приходят сны,

Удивительные собаки с умными глазами, дожди, ставшие крыльями…

Туда уходят Поэты, когда закрывается занавес после спектакля под названием «Жизнь».

Каждое её слово – глоток первородной воды из потерянного рая,

Чистое (ни нотки фальши!), обжигающее, волнующее.

И я робко, чуть касаясь прохладных ладоней, пью, пью и не могу напиться,

Зачарованная, обескураженная, но безмерно благодарная…

Разделившая с нею жажду Слова.

Теперь она легкими шагами идет по своей улице,

Чтобы там, у поворота, найти лунную дорожку

и под звуки флейты подняться по черному бархату ночи

туда, где уже не нужно слов…

Марина Алаева.

30. 11. 2010 г.

Прекрасна Белла Ахмадулина. Прекрасны её друзья. Кто бы что ни говорил о шестидесятниках, других таких людей у нас не было и нет. Прекрасен был их союз, и жизнь была прекрасна. Трудно пока осознавать, что с уходом из жизни замечательной русской поэтессы ушла целая Эпоха. Но ее стихи и поступки останутся в памяти современников и последующих поколений.

Романс «А напоследок я скажу»

ВЗОЙТИ НА СЦЕНУ

Пришла и говорю: как нынешнему снегу

легко лететь с небес в угоду февралю,

так мне в угоду вам легко взойти на сцену.

Не верьте мне, когда я это говорю.

О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове

взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.

Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,

и он умрет, как снег, и превратится в грязь.

Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь

явиться на помост с больничной простыни.

Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!

О, кто-нибудь, приди и время растяни!

По грани роковой, по острию каната -

плясунья, так пляши, пока не сорвалась.

Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.

Так было всякий раз. Так будет в этот раз.

Исчерпана до дна пытливыми глазами,

на сведенье ушей я трачу жизнь свою.

Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.

Себя не сохраню, его не посрамлю.

Когда же я очнусь от суетного риска

неведомо зачем сводить себя на нет,

но скажет кто-нибудь: она была артистка,

и скажет кто-нибудь: она была поэт.

Измучена гортань кровотеченьем речи,

но весел мой прыжок из темноты кулис.

В одно лицо людей, всё явственней и резче,

сливаются черты прекрасных ваших лиц.

Я обращу в поклон нерасторопность жеста.

Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.

Достанет ли их вам для малого блаженства?

Не навсегда прошу – но лишь на миг, на миг. 1973

Метки: Литература