Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях
Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях
1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто. Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела… А. Пушкин |
2. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд. В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.
|
3. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? С. Есенин |
4. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Ф. Тютчев Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др. |
5. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз. Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов). |
6. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т. д. Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит… И. Крылов
|
7. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла. «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» И. Крылов |
8. Синонимы – слова, близкие по значению. Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Ф. Тютчев
|
9. Антонимы – слова с противоположным значением. В день уныния смирись; День веселья, верь, настанет. А. Пушкин |
10. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления. Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! А. Пушкин |
11. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов: с моим другом мы съели не один пуд соли. |
12. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства. Торопись, голубка! Ты теряешь Час за часом! Звезд не сосчитать! К. Случевский |
13. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…» М. Лермонтов |
Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ
Метки: Литература