Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Урок – литературная гостиная по творчеству М. Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!» 8 кл

Урок – литературная гостиная по творчеству М. Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!» 8 кл

Урок – литературная гостиная по творчеству М. Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!» 8 кл

Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­стараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.

Задачи:

Образовательные

  1. Систематизация и обобщение знаний по творчеству М. Ю. Лермонтова;
  2. Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова;
  3. Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие

1. Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;

2. Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные

1. Формирование дружеских отношений между учащимися;

2. Формирование умения быстро принимать решения;

3. Формирование толерантного отношения к представителям других народов;

4. Формирование навыков публичного выступления.

Личностными результатами являются:

  1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  2. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др. ).

Метапредметные результаты:

  1. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  3. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:
  • Понимание ключевых проблем изучения произведений М. Ю. Лермонтова, посвящённых теме Кавказа;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:

– Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

– Формулирование собственного отношения к произведениям М. Ю. Лермонтова, их оценка;

– Собственная интерпретация изученных литературных произведений;

– Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

  1. В коммуникативной сфере:

– Умение вести диалог.

  1. В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Оформление класса (зала): портреты М. Ю. Лермонтова, репродук­ции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы, пейзажи Б. В. Щербакова, плакаты:

. . . моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала.

М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

М. Ю. Лермонтов. «Желание».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды; выставка книг, портрет писателя; информационные буклеты.

Ход урока

Добрый вечер, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена творчеству М. Ю. Лермонтова, а именно страницам жизни и творчества, связанных с образом Кавказа.

СЛАЙД

Как я любил,

Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных громких бурь.

М. Ю. Лермонтов. «Измаил-Бей».

Ведущий. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова.

СЛАЙД

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не облагородил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов», – писал критик Белинский.

Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

СЛАЙД

«Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!. . На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безы­мянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли ко­варный иль просто охотник: все, все в этом крае прекрасно».

СЛАЙД «Вид гор»

Чтец. Хадя

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

СЛАЙД «Поэт с бабушкой»

Ведущий. За свою короткую двадцатисемилетнюю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила его на Кавказ к Горячим Водам – так раньше назывался Пятигорск.

СЛАЙД «Население Кавказа»

Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этих поездок, и ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих Водах он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих Вод бывал на празднике горцев, где слушал песни, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года, затем в шестилетнем и десятилетнем возрасте.

Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом. В 1832 году Лермонтов так вспоминал кавказские рассветы:

СЛАЙД

Чтец. «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда».

СЛАЙД «Изображение горы Машук, текст»

Красоты Кавказа и чувства, связанные с ним, побудили поэта называть себя «сыном Кавказа».

«Синие горя Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордится он ею!. . »

ЗВУКОВОЙ Слайд

Ведущий. 29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А. С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

Ведущий. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по все­му Петербургу.

По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем пре­ступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск.

СЛАЙД «Эльбрус»

Ведущий. На Кавказе шла война. Вокруг Пятигорска на скалистых от­рогах гор стояли пикеты казаков, предохраняющие город от набегов гор­цев. По ночам раздавались окрики часовых. Время от времени гремели вы­стрелы. Поднявшись на Горячую гору, будущий поэт мог увидеть всю гор­ную цепь Кавказа и розовый в ранний рассветный час двуглавый Эльбрус.

В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие поро­хом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Позднее Лермонтов писал:

Чтец. Семен

Воздух там чист, как молитва ребенка;

И люди как вольные птицы живут беззаботно;

Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.

В Дымной сакле, землей иль сухим тростником

Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,

И шьют серебром – в тишине увядая

Душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

Ведущий. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.

Чтец. Эллада

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор.

Все небо юга да утесы гор.

Над детской головой моей венцом

Свивались облака твои седые;

Когда по ним, гремя, катался гром,

И пробудясь от сна, как часовые,

Пещеры откликалися кругом,

Я понимал их звуки роковые,

Я в край надзвездный пылкою душой

Летал на колеснице громовой!. .

Ведущий. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влия­ние на его литературное творчество. В изображении Кавказа Лермонтов показал край синих гор и мужест­венных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:

Чтец. Сянда

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летит издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над главой огромных привидений

Колеблемые перья, – и луна

По синим сводам странствует одна.

Ведущий. В 1828 году четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы – первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.

Чтец. Венера

Лежал ковер цветов, узорный,

По той горе и по холмам;

Внизу сверкал поток нагорный,

И тек струисто по кремням. . .

. . . Черкешенки к нему сбежались,

Водою чистой умывались.

Со смехом младости простым

На дно прозрачное иные

Бросали кольца дорогие,

И к волосам своим густым

Цветы весенние вплетали;

Гляделися в зерцало вод,

И лица их в нем трепетали.

Сплетаясь в тихий хоровод,

Восточны песни напевали,

И близ аула, под горой

Сидели резвою толпой;

И звуки песни произвольной

Ущелья вторили невольно.

Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.

В творчестве М. Ю. Лермонтова можно легко найти мотивы фольклора народов Кавказа. Например, в поэме «Мцыри». На создание центрального эпизода поэмы – битвы с барсом – Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии.

СЛАЙД «Битва с барсом»

Чтец. Хадя

Ко мне он кинулся на грудь;

Но в горло я успел воткнуть

И таи два раза провернуть

Мое оружье… Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!. .

Ведущий. В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая лич­ность. Молодой горец Мцыри, с шестилетнего возраста находящийся в нево­ле, жил одной мыслью – вернуть себе свободу, «родимую страну».

СЛАЙД «Исповедь Мцыри»

Чтец. Нертю

Я знал одной лишь думы власть —

Одну – но пламенную страсть:

Она, как червь во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Ведущий. Основная идея поэмы «Мцыри» – Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ.

СЛАЙД-шоу «Картины и рисунки Лермонтова»

Ведущий. Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы» Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональ­ным мастерством. Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Михаил с детства прекрасно рисовал и очень любил это занятие. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.

Слайд «Вид Крестовой горы»

В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Вид крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт изобразил один из чудесных горных пейзажей. Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая ее, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.

Ведущий. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному рас­поряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью по­ставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.

Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журна­ле боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись:

СЛАЙД

«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника от­ряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».

СЛАЙДЫ «Валерик»

Чтец. Эллада

Вдруг залп. . . Глядим: лежат рядами.

Что нужды? Здешние полки

Народ испытанный. . .

В штыки, Дружнее! раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди. . .

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня. . .

Ура! – и смолкло. —

Вон кинжалы, В приклады! – и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть. . .

(И зной и битва утомили Меня), но мутная полна

Была тепла, была красна.

Ведущий. Поэту больно от того, что «горские» племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

Чтец. Элина

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек»

Чего он хочет!. . Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Ведущий. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигор­ске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединен­ные прогулки в горы. Любил верховую езду.

Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «За­вещание» есть такие строки:

СЛАЙД

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить.

СЛАЙД «Дом Лермонтова»

В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину – Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни – с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи. . . Сейчас в этом домике мемори­альный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова – ничтожный по нынешним понятиям повод. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

…с собой

В могилу он унес летучий рой

Еще незрелых, темных вдохновений,

Обманутых надежд

И горьких сожалений!

Ведущий. 15 июля 1841 года в подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Чтец. Семен

Гром размахнулся над округой,

Распарывая туч свинец.

Огонь ударил в грудь упруго.

Начало? Ранен он. . .

Встает огня стена живая,

Ошеломляюще светла,

И рушится.

Мир обволакивает мгла.

Лишь сабли молний хищно

Конец.

И, побеждая,

Блещут,

И ночь по скалам мчится вскачь.

И ломкий ливень тело хлещет.

Как обезумевший палач.

(Д. Голубков. )

Ведущий. М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. «Суровому краю свободы» он остал­ся верен до конца дней.

Чтец. Венера

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь,

Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи откликаются ночные;

И вдруг проглянет солнце, и поток

Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,

Блистает как цветы небес и рая. . .

На этом наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Спасибо всем за участие.

На память о нашей встрече примите информационные буклеты «Приветствую тебя,

Кавказ седой» – продукт нашего совместного творчества.

Ничкова Т. А. , МКУОШИ "Панаевская ШИС(П)ОО", Ямало-Ненецкий АО

Метки: Литература