Сергей Есенин. В гостях у поэта. «Несказанное, синее, нежное…» (по стихотворениям Сергея Есенина)
Сергей Есенин. В гостях у поэта. «Несказанное, синее, нежное…» (по стихотворениям Сергея Есенина) Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.
продолжить работу над цветописью и звукописью поэзии Есенина.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
С. Есенин
ХОД УРОКА:
I. Организованное начало урока
II. Объявление темы и целей урока урока
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».
Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.
2. Чтение статьи учебника о поэте
3. Чтение и анализ стихотворений.
1) «Мелколесье. Степь и дали…».
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
– Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги». )
– Чем дороги поэту родные места?
– Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?
2) «Пороша».
Выразительное чтение стихотворения.
– Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?
– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения. )
– Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. («. . . Валит снег и стелет шаль. . . ». )
4. Выделение особенностей лирики С. Есенина.
Записать в тетради.
1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.
2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.
3) Мир природы необыкновенно красочен.
5. Анализ стихотворений. Понятие звукописи.
– Давайте прочтем стихотворение «За горами, за желтыми долами…» (подготовленный ученик) и те стихи, которые вы выбрали дома (2– 3 стихотворения). Найдите в них существительные, которые указывают на то, что видит поэт, вспоминая о родине. («Тропа деревень», «лес», «вечернее полымя» (закат), «плетень», «церковные главы», «озера», «монастырь на высокой горе». )
– Можно ли какой-то одной строкой из стихотворения выразить его смысловую суть? (Это довольно трудно, потому что стихи Есенина наполнены множеством выразительных деталей. )
– Прочитаем стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: «Запели тесаные дроги…»
– В первой строфе поэт создает пейзажную зарисовку: часовенки, кресты на кладбище, придорожные кусты, равнины, поле, и воспроизводит звуки: «запели тесаные дроги…», «О, Русь – малиновое поле…», «звенят родные степи».
– Почему слова «малиновое поле» можно рассматривать как прием звукописи в данном стихотворении? Знаете ли вы, что означает выражение «малиновый звон»?
– Приведите примеры звукописи из других стихотворений поэта.
6. Введение понятия цветописи.
– С помощью каких еще приемов Есенин передает свои впечатления от окружающего мира? (Поэт активно использует в своих стихах цветопись. )
– Приведите примеры цветописи из стихотворений Есенина. («Лунное поле», «лес зеленый», «маковая заря», «голубеет песок», «синь туманится», «алый цвет зари», «малиновая ширь», «осень – рыжая кобыла», «в желтой пене облака» и др. )
Понравившиеся примеры учащиеся записывают в тетрадь.
– Какие краски больше всего любил Есенин и чаще других использовал в стихотворениях? (Цветовая гамма многообразна, нельзя выделить отдельные цвета. )
Учитель. Права юная поэтесса Лена Хисамутдинова, написавшая о Есенине такие строки:
И вздохнув, светлым каплям дождинок,
Что текут по окну, улыбнусь.
Осень дарит нам россыпь слезинок,
А Есенин – прекрасную грусть.
Дарит миг наслаждения миром,
И любовь, что в душе хранил,
Чтобы мир стал немного счастливей,
Чтобы мир красоту не забыл.
7. Продолжение анализа стихотворений.
Учитель. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка. )
– Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия. (Эпитет, метафора, сравнение. )
– Приведите примеры этих тропов из стихотворений Есенина. (Эпитеты: «рыжий месяц», «листва золотая», «в кустах багряных» и т. д.
Сравнения: «как сережки, прозвенит девичий смех», «и березы стоят, как большие свечки» и др.
Метафоры: «желтые поводья месяц уронил», «как повиснет заря на мосту», «лижут сумерки золото солнца». )
Учащиеся записывают в тетрадь яркие примеры тропов.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть.
О. В. Кодола, МАОУ СОШ с. Наумовка, Балаковский район, Саратовская область
Метки: Литература