Конспект урока « Отражение в мифах Древней Греции мировосприятия, идеалов людей»
Конспект урока « Отражение в мифах Древней Греции мировосприятия, идеалов людей»
Тема «Мифы народов мира»
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийный компьютер, мифологический словарь, учебник «Литература. 5 класс» под редакцией Б. А. Ланина.
Цели урока:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской культуре, к культурам других народов.
Ученик получит возможность использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др. )
Метапредметные: развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Ученик получит возможность для формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, определять сферу своих интересов.
Предметные: понимание связи мифов с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Ученик получит возможностьустанавливать связь между мифами разных народов, вести самостоятельную исследовательскую работу.
Структура и ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель предлагает ученикам посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Возвращение с Олимпа»
http://www. multfilm. ru/file/file_2278. html-
3. После просмотра видеофрагмента учитель предлагает определить жанр произведений, по мотивам которых создан мультфильм.
Ученики выдвигают предположение.
4. Учитель организовывает беседу по известному учащимся материалу.
Беседа:
– Что такое миф?
– Что роднит миф со сказкой?
– Чем они отличаются?
– С мифами каких народов вы познакомились в начальных классах?
– Почему древние люди придумывали мифы?
Ученики вспоминают ранее изученный материал, сопоставляют славянские и древнегреческие мифы, мифы и сказки, формулируют ответы на вопросы учителя.
5. Определение темы и цели урока.
Учитель просит сформулировать тему урока и определить, для чего нужно изучать мифы.
Ученики размышлют, прогнозируют, формулируют тему и цель изучения мифов.
6. Актуализация знаний.
Учитель предлагает ребятам решить кроссворд.
Кроссворд «Боги и герои Древней Греции».
http://LearningApps. org/display?v=nx00qmbt-
Ученики вспоминают героев мифов, заполняют ответами клетки кроссворда.
Методы: фронтальная работа
7. Изучение нового материала.
Учитель предлагает учащимся учебно-практическую задачу: сравнить героев различных мифов и письменно ответить на вопросы (в форме таблицы).
Кого и за что наказывали боги? | Кого и за что награждали боги? |
Методы: индивидуальная работа
Учащиеся сталкиваются с затруднениями в выполнении задания.
Учитель переводит учебно-практическую задачу в учебно-познавательную и предлагает учащимся определить пути решения затруднения.
Ученики предлагают свои пути решения: поиск материала в учебнике, мифологическом словаре, в Интернете.
Для выполнения данного задания учитель советует разделиться на группы, распределить между собой распечатанные из книги Н. А. Куна мифы: «Сизиф», «Тантал», «Тирренские разбойники», «Пигмалион», «Мидас», «Арахна».
Базовый уровень: ученики читают текст мифа, характеризуют героев, оценивают их поступки, заполняют таблицу.
Повышенный уровень: самостоятельно подбирают мифы для заполнения таблицы и дополняют своими примерами.
Учитель наблюдает за работой учащихся, консультирует.
Методы: индивидуальная, групповая, парная.
Результат взаимодействия: ребята учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
8. Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.
9. Конкурс «Знатоки фразеологизмов».
Учитель просит объяснить значение фразеологизмов, пришедших к нам из древнегреческих мифов и сохранившихся в русском языке.
Базовый уровень: учащиеся вытягивают себе листочек с толкованием значения выражения, находят само выражение, написанное на доске, и прикрепляют к рядом листочек.
Выражения: ахиллесова пята, яблоко раздора, троянский конь, титанические усилия, олимпийское спокойствие, сизифов труд, танталовы муки.
Толкование:
1. Очень грязное место.
2. Самое слабое место человека.
3. Символ опасности, находящийся рядом.
4. Бессмысленный, бесполезный труд.
5. Невыносимые, нескончаемые мучения от сознания близости желаемого и невозможности его достичь.
6. Подарок с тайным умыслом.
7. Причины ссоры, вражды.
Повышенный уровень: определить значение фразеологизмов по словарю.
Фразеологизмы: титанические усилия, олимпийское спокойствие, кануть в лету, между Сциллой и Харибтой, панический страх, ящик Пандоры.
Ученики выявляют происхождение фразеологизмов, объясняют их значение.
Методы: парная, индивидуальная.
10. Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.
11. Физкультминутка.
Учитель предлагает провести в классе в честь древнегреческих богов олимпийские игры. Для этого учащиеся должны продемонстрировать движения любимого вида спорта.
12. Творческое задание.
Базовый уровень: читать текст учебника «Боги свои и чужие».
Повышенный уровень: написать рассуждение на тему «Боги Олимпа. Какие они?»
13. Самоконтроль, взаимоконтроль выполненного творческого задания.
14. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся заполнить анкету:
– Понравился ли вам урок?
– Какие задания вам понравилось выполнять?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Как бы вы продолжили фразу: «Оказывается. . . »
15. Задание на дом.
Базовый уровень (на выбор учащегося):
1. Читать в учебнике статью «Дельфы», выполнить задание учебника №1, 2, стр. 54.
2. Приготовить вопросы для викторины по теме урока.
Повышенный уровень (на выбор учащегося):
1. Подготовить сообщение на тему «Олимпийские игры и мифология: какая связь между ними».
2. Пользуясь Мифологическим словарем (полиграфическое издание) или Мифологической энциклопедией в сети Интернет ( http://myfhology. narod. ru/ ) определить, каким занятиям людей покровительствовали Олимпийские боги.
15. Подведение итогов.
Учитель оценивает деятельность учащихся, ставит оценки.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявле ния информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Мультипликационный фильм «Возвращение с Олимпа» | Мультиме диа |
Видеофраг- мент |
http://www. multfilm. ru/file/file_2278. html |
2 | Кроссворд «Боги и герои Древней Греции» | Мультиме диа |
Кроссворд | http://LearningApps. org/display?v=nx00qmbt- |
3 | Мифологический словарь | Интернет | С ловарная статья | http://myfhology. narod. ru |
А. А. Холова, МКОУ "Татаробашмаковская СОШ", с. Татарская Башмаковка, Приволжский р-н, Астраханская обл.
Метки: Литература