Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Любовь в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева

Любовь в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева Жизни блаженство в одной

лишь любви…

И. В. Гёте

Цель урока: – познакомить учащихся с любовной поэзией Ф. И. Тютчева;

– показать роль женщин в жизни и творчестве Тютчева;

– воспитывать эстетические чувства, любовь к родной поэзии;

– развивать устную речь, умение общаться.

Оформление: слайды с портретами любимых женщин Тютчева, портрет

поэта.

Предварительное задание к уроку:

1. подготовить сообщения об отношениях Тютчева с Амалией Крюденер, Элеонорой Петерсон, Эрнестиной Дернберг, Еленой Денисьевой;

2. выучить наизусть стихи поэта, посвящённые каждой из женщин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. – Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор о судьбе и творчестве Ф. И. Тютчева, выдающегося поэта 19 века. Мы говорили о пейзажной лирике поэта.

К этому уроку вы должны были выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений о природе и дать им краткий анализ.

(чтение наизусть и анализ стихотворений)

3. – Сегодня наша встреча, наша беседа посвящена любовной лирике Ф. И. Тютчева. Если в природе Тютчева интересует проявление её стихийных сил, то в человеке – его эмоциональная жизнь «Жизнь сердца».

– Как традиционно представляется любовь?

– Вы знакомы с любовной лирикой Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Помните, вы читали пушкинское стихотворение «Я вас любил»? Чувство лирического героя безответно, но он озабочен счастьем любимой женщины. Его любовь светла и возвышена. Лирический герой Лермонтова в любви сосредоточен, прежде всего на себе, его мучает ревность, поэтому возлюбленная обвиняется в коварстве и измене.

– Как же воспринимает любовь лирический герой Тютчева? (Чтение стихотворения «Предопределение») Любовь воспринимается как «поединок роковой», в котором гибнет любящее сердце.

– Тема любви стала одной из центральных в зрелом творчестве Тютчева. Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадежность», напряженное трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье.

И всё же «Жизни блаженство в одной лишь любви…»

4. – Перед вами копии портретов четырёх женщин: А. Крюденер, Э. Петерсон, Э. Дернберг и Е. Денисьевой. (Слайды с изображением женщин)

Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них, мы узнаем из ваших выступлений.

Сообщение ученика об А Крюденер. (Звучит романс на стихи Тютчева

«Я встретил вас…»

Сообщение ученика об Э. Петерсон. Чтение наизусть стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…»

– И все же «мило-благодатная», «воздушная и светлая» любовь этой женщины не смогла целиком заполнить душу поэта.

Сообщение ученика об Э. Дернберг. Чтение наизусть стихотворений «Она сидела на полу», «Не знаю я, коснется ль благодать»

– Среди любовной лирики Тютчева были и такие стихи, подлинное содержание которых стало известно много позже смерти Тютчева. Теперь мы знаем, что все они посвящены Е. А. Денисьевой, последней любви поэта.

Сообщение ученика об Е. Денисьевой. Чтение наизусть «Последняя любовь»

– Стихи «денисьевского» цикла – лиричны и сюжетны. Но хорошо, если бы это было достоянием одной лишь поэзии. Увы, это трагедия жизни.

Утраты преследовали Тютчева всю жизнь. В 70-е годы одного за другим смерть уносит престарелую мать, в полном расцвете сил старшего сына и младшую, самую любимую дочь, а через некоторое время – старшего брата Николая. Тютчев устал от смертей.

Больной, он ещё пытается писать стихи. Они получаются короткими, на случай.

Все отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему ещё молиться мог.

Писал он Эрнестине Федоровне, все дни не отходившей от его постели. Она пережила мужа на 21 год, подготовила к изданию первое полное собрание сочинений Тютчева и умерла в 1894 г.

– Четыре женщины, четыре Музы вдохновили Ф. И. Тютчева на создание прекрасных лирических стихотворений. О том, чем для него была женщина, сказал В. Кожинов: «…полюбив, Тютчев уже не мог, не умел разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира».

6. В течение урока вы, ребята, прикоснулись к любовной поэзии Тютчева. А сейчас попробуйте сделать вывод: в чём же особенности любовной лирики Тютчева?

5. Самостоятельная работа.

– сделайте анализ (устно) одного стихотворения из любовной лирики поэта.

6. Обсуждение.

7. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение и сделать его письменный анализ.

О. Е. Воронина, МОУ "Узуновская СОШ", Серебряно-Прудский район, Московская область

Метки: Литература