Образы-символы в «Песне о Соколе» М. Горького, 8 класс
Образы-символы в «Песне о Соколе» М. Горького, 8 класс Цели:
1. Определить художественные особенности произведения.
2. Развивать навыки анализа текста, показать аллегорический смысл «Песни…».
3. Выявить авторскую позицию и способы ее выражения. Сформулировать собственную позицию.
Методы:
– по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные, исследовательские;
– по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
– по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
– мыслительной деятельности: аналитические, сравнения;
– контроля и самоконтроля: устный; по теоретическому материалу учебника;
– по организации деятельности: индивидуальный, групповые, фронтальный.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания (прочитать «Песню…», ответить на вопросы 1,2, 4 стр. 27 по учебнику под редакцией Г. С. Меркина). Беседа по вопросам на восприятие произведения и по вопросам учебника:
– Какое впечатление произвела на вас «Песня…»?
– В чем особенности композиции произведения? (Кольцевая, обрамление)
– Как изображена природа в 1-й части? (Писатель одухотворяет природу; цитирование текста учащимися)
– Какие выразительные средства использует автор для создания образов природы? (олицетворения, метафоры, эпитеты: примеры из текста устно)
– Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»? (Оно подготавливает читателя, настраивает на философский лад, заставляет задуматься над вечными вопросами о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии)
III. Анализ центральной части произведения. Работа с текстом с краткой записью в тетрадях по плану (1. Среда обитания; 2. Действия и т. д. ); можно раздать задания группам учащихся.
Уж | Сокол |
1. Среда обитания | |
Высоко в горах в сыром ущелье | Высоко в небе, где солнце |
2. Действия | |
Лежал, свернувшись в узел и глядя в море; испугался, отполз проворно; пал на камни, но не убился, а рассмеялся; свернулся в клубок, гордясь собою | С коротким криком пал на землю и бился грудью в бессильном гневе; Гордо* крикнув, пошел к обрыву … расправил крылья…сверкнул очами и вниз скатился |
3. Самохарактеристика | |
«Мне здесь прекрасно . . . тепло и сыро*»; «Я знаю правду. Земли творенье – землей живу я» | «Я славно пожил!. . Я*** знаю счастье!. . Я храбро бился!. . Я видел небо…» |
4. Речевая характеристика | |
Прошипел он: «Что, умираешь?»** | «Врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью!»** |
5. Авторская оценка | |
«Рожденный ползать – летать не может!» | «Безумству храбрых поем мы славу!» |
IY. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог: – Кого автор подразумевает под образами Сокола и Ужа? (Людей с разной системой жизненных ценностей. ) – Какой художественный прием использует писатель? (Аллегория, иносказательное изображение. ) – Как вы думаете, почему писатель применил этот прием? (Аллегория маскирует политическое, революционное содержание произведения. ) – Следовательно, мы имеем дело с образами – символами. О каких чертах человеческого характера можно говорить, анализируя действия героев? (Возвращаемся к выделенным словам -*) – Почему произведение, в котором больше места отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»? ( Возвращаемся к авторской оценке – все симпатии автора на стороне Сокола. ) |
|
Образы – символы | |
трусливый самодовольный больше всего ценит комфорт обыватель |
смелый гордый деятельный борец |
[ В зависимости от подготовленности класса или вектора развития беседы создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог, могут быть продолжены: – «Песня о Соколе » была создана М. Горьким в 1895 году, когда в России была революционная ситуация. Но это не помешало придать произведению значение широкой типичности. Если анализировать характеры Ужа и Сокола с точки зрения современности, что еще вы можете о них сказать, исходя из речевой характеристики героев – **? – С кем борется Сокол? Кто его «враги»? (Соотечественники с иными политическими взглядами) – Чем может заниматься современный «Уж», который в «Песне…» «лежал, свернувшись в узел и глядя в море»? – Кого осчастливил Сокол? (***Я знаю счастье!. . ) |
|
злорадный ленивый потребитель |
жесткий, даже жестокий амбициозный авантюрист разрушитель |
Созидатель? | |
– Можно ли кого-нибудь из героев назвать Творцом? Эту проблему жизненного выбора каждый человек решает для себя сам. ] |
[Как вариант последней части урока – мини-сочинение на тему «Кто из героев – Уж или Сокол – мне ближе и почему?»]
Домашнее задание – подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни о Соколе » – «Безумству храбрых поем мы славу!»
Т. Б. Федорова, МКОУ "Алфимовская сош", д. Алфимово, Ступинский район, Московская область
Метки: Литература