Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образы-символы в «Песне о Соколе» М. Горького, 8 класс

Образы-символы в «Песне о Соколе» М. Горького, 8 класс Цели:

1. Определить художественные особенности произведения.

2. Развивать навыки анализа текста, показать аллегорический смысл «Песни…».

3. Выявить авторскую позицию и способы ее выражения. Сформулировать собственную позицию.

Методы:

– по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные, исследовательские;

– по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;

– по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

– мыслительной деятельности: аналитические, сравнения;

– контроля и самоконтроля: устный; по теоретическому материалу учебника;

– по организации деятельности: индивидуальный, групповые, фронтальный.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания (прочитать «Песню…», ответить на вопросы 1,2, 4 стр. 27 по учебнику под редакцией Г. С. Меркина). Беседа по вопросам на восприятие произведения и по вопросам учебника:

– Какое впечатление произвела на вас «Песня…»?

– В чем особенности композиции произведения? (Кольцевая, обрамление)

– Как изображена природа в 1-й части? (Писатель одухотворяет природу; цитирование текста учащимися)

Какие выразительные средства использует автор для создания образов природы? (олицетворения, метафоры, эпитеты: примеры из текста устно)

Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»? (Оно подготавливает читателя, настраивает на философский лад, заставляет задуматься над вечными вопросами о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии)

III. Анализ центральной части произведения. Работа с текстом с краткой записью в тетрадях по плану (1. Среда обитания; 2. Действия и т. д. ); можно раздать задания группам учащихся.

Уж

Сокол

1. Среда обитания

Высоко в горах в сыром ущелье

Высоко в небе, где солнце

2. Действия

Лежал, свернувшись в узел и глядя в море; испугался, отполз проворно; пал на камни, но не убился, а рассмеялся; свернулся в клубок, гордясь собою

С коротким криком пал на землю и бился грудью в бессильном гневе; Гордо* крикнув, пошел к обрыву … расправил крылья…сверкнул очами и вниз скатился

3. Самохарактеристика

«Мне здесь прекрасно . . . тепло и сыро*»; «Я знаю правду. Земли творенье – землей живу я»

«Я славно пожил!. . Я*** знаю счастье!. . Я храбро бился!. . Я видел небо…»

4. Речевая характеристика

Прошипел он: «Что, умираешь?»**

«Врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью!»**

5. Авторская оценка

«Рожденный ползать – летать не может!»

«Безумству храбрых поем мы славу!»

IY. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:

– Кого автор подразумевает под образами Сокола и Ужа? (Людей с разной системой жизненных ценностей. )

– Какой художественный прием использует писатель? (Аллегория, иносказательное изображение. )

– Как вы думаете, почему писатель применил этот прием? (Аллегория маскирует политическое, революционное содержание произведения. )

– Следовательно, мы имеем дело с образами – символами. О каких чертах человеческого характера можно говорить, анализируя действия героев? (Возвращаемся к выделенным словам -*)

Почему произведение, в котором больше места отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»? ( Возвращаемся к авторской оценке – все симпатии автора на стороне Сокола. )

Образы – символы

трусливый

самодовольный

больше всего ценит комфорт

обыватель

смелый

гордый

деятельный

борец

[ В зависимости от подготовленности класса или вектора развития беседы создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог, могут быть продолжены:

– «Песня о Соколе » была создана М. Горьким в 1895 году, когда в России была революционная ситуация. Но это не помешало придать произведению значение широкой типичности. Если анализировать характеры Ужа и Сокола с точки зрения современности, что еще вы можете о них сказать, исходя из речевой характеристики героев – **?

– С кем борется Сокол? Кто его «враги»? (Соотечественники с иными политическими взглядами)

– Чем может заниматься современный «Уж», который в «Песне…» «лежал, свернувшись в узел и глядя в море»?

– Кого осчастливил Сокол? (***Я знаю счастье!. . )

злорадный

ленивый

потребитель

жесткий, даже жестокий

амбициозный авантюрист

разрушитель

Созидатель?

– Можно ли кого-нибудь из героев назвать Творцом?

Эту проблему жизненного выбора каждый человек решает для себя сам. ]

[Как вариант последней части урока – мини-сочинение на тему «Кто из героев – Уж или Сокол – мне ближе и почему?»]

Домашнее задание – подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни о Соколе » – «Безумству храбрых поем мы славу!»

Т. Б. Федорова, МКОУ "Алфимовская сош", д. Алфимово, Ступинский район, Московская область

Метки: Литература