Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Методическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц») Тип урока: Урок комбинированный

Махмутов М. И Современный урок. М. , 1985. >

Вид урока: урок-путешествие (урок открытых мыслей)

Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.

Цели образования:

Образовательные цели:

– раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;

– осознать и осмыслить идейное содержание сказки;

– постигать философию произведения, его нравственную сторону;

– учить анализировать художественное произведение.

Развивающие:

  • совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • развивать устную и письменную речь;

    развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
  • воспитывать культуру речи учащихся;
  • подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;
  • формировать у ребят данные качества характера;
  • воспитывать уважение к чувствам другого.

Материально-техническое обеспечение урока

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, портрет писателя, оформление доски.

Примечание: На столах рабочие листы №1 и №2 (приложение №1 и №2), клей, дидактический материал.

Ход урока

І. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы встречаемся не в первый раз,

Вы от меня не прячьте

Сиянье ваших умных глаз,

Пусть будут поиски, сомненья,

И как не краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях,

Совместно проведя урок.

ІІ. Постановка цели урока.

Звучит музыкальная композиция «Маленький принц»

слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева. (слайд 2)

Учитель: – Ведь если звёзды зажигают,

значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!(Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Послушайте»)

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Задумались. . . Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки. . . »

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

– Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

(слайд №3)

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам – французский писатель А. де Сент– Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц

– Урок наш необычный. Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. За время путешествия мы должны будем понять, что такое любовь, доброта, взаимопонимание. И в конце пути постараемся ответить на вопрос: Что хотел сказать своей философской сказкой Экзюпери?

Записи на доске:

– И тема нашего урока будет звучать так

Тема урока: “У каждого человека свои звезды” (по произведению А. Экзюпери «Маленький принц»).

– Давайте запишем тему урока. Сегодня …(дата проведения урока)

III. Проверка домашнего задания. (Применение Дальтон технологии: учащиеся самостоятельно индивидуально читают текст дома и поясняют на следующем уроке тематику произведения)

Дома надо было подумать над тематикой этого произведения

– Какие темы освещает А. Экзюпери в своем произведении

Ученики:

– взаимоотношения между детьми и взрослыми

– тему дружбы и преданности

– долга и справедливости

– смысла жизни

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми). (Эпиграф к произведению. Стр. 537)

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

IV. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

1. Работа с эпиграфом.

Учитель читает эпиграф к уроку

Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … (Жан Жак Руссо)

-Это слова известного французского философа-мыслителя как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Я взяла их в качестве эпиграфа.

– Как вы понимаете слова Руссо?

-Запишите его.

2. Словарная работа.

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.

Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

Итак, путь…

– Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?

(слайд 4)

– А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Нас будет интересовать только 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь.

– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?

Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.

3. Аналитическая беседа по тексту.

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Поняли ли его взрослые? Почему? Найдите подтверждение этому в тексте(стр. 538) (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? Найдите это в тексте (стр. 538) (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

– Важна ли поддержка взрослого?

– Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким, по – вашему, был Маленький принц?

– Чем он занимался на планете?

– На какой планете жил?

– С кем общался?

Жил – был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц – это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг. )

V. Изучение нового материала.

1. Путешествие по планетам ( Встреча с людьми) (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся работают в малых группах самостоятельно, советуются друг с другом, но отвечают за проделанную работу каждый индивидуально)

Учитель: Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330, – как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслужили, чтобы их планеты имели имена.

(слайд 5)

1 группа отправляется на планету….

– Вы должны поработать в группах и ответить на несколько вопросов.

– Возьмите 2 рабочий лист, в котором даны вопросы. Посоветуйтесь друг с другом и ответьте на них письменно.

Учитель: (слайд 6) Музыкальное сопровождение (Песня о звездах №1 – "Про Красную Шапочку" . Музыка А. Рыбникова, слова Юлия Кима)

1. С кем встречается Маленький принц?

2. Что ценно для обитателя планеты?

Для короля– власть

Для честолюбца– тщеславие

Для пьяницы – употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика– верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

3. Можно ли считать эту ценность настоящей?

– Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т. д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

4. Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?

– Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.

– Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

Итак, Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Зачем власть, если нет подчиненных;

Зачем слава, если нет поклонников;

Зачем жить, если стремишься к забвению;

Зачем богатство, если его некуда деть;

Зачем работа, если она бессмысленна;

Зачем наука, если она не основана на фактах?

Зачем? Зачем? Зачем?)

2. Творческое задание по фразе. (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества: учащиеся выполняют творческое задание самостоятельно, советуются с учителем)

– Ребята, если бы выбыли на месте Маленького принца, что бы вы захотели изменить на этой планете?

– Обратитесь к рабочему листу №1 и продолжите фразу «Если бы я был Маленьким принцем , то…. »(слайд 7) (Млечный путь – "Большое космическое путешествие" музыка Алексея Рыбникова, слова А. Кохановского)

3. Физминутка

Солнце вышло из-за тучки.

Мы протянем к Солнцу ручки.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.

4. Работа с афоризмами текста. ( Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся дома ищут в тексте афоризмы, могут обратиться за помощью к родителям, но отвечают за проделанную работу каждый индивидуально)

Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля

Учитель: Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».

– Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей. )

После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.

Ученики зачитывают ( слайд 8)

_Если идти все прямо, да прямо, далеко не уйдешь

– Надо судить не по словам, а по делам

– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил

– Зорко одно лишь сердце

– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

– Себя судить куда труднее, чем других

– Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал

– Если у людей нет корней, их носит ветром

– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить

– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

– Одни только дети знают, чего ищут.

– Когда даешь себя приручить, случается и плакать

– Как вы понимаете эти крылатые выражения?

– Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

5. Уроки Лиса

– Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (слайд9)

– Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.

– Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?

– Лис.

Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.

(Отрывок из мультфильма «Маленький принц» Встреча Лиса и Маленького принца) (слайд 10)

-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?

Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.

И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. . . Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. . . Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".

6. Словарная работа.

– Как вы понимаете слово «приручил»?

(слайд 11)

Экзюпери считал, чтоПриручить сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу

– Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?(преданность)

– Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».

– Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (слайд 12)

– Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.

VI. Обобщение и систематизация знаний и умений

1. Работа с фразой «У каждого человека своя звезда»

Учитель: А. Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

“У каждого человека свои звезды”. (слайд 13) Музыкальное сопровождение (D. Marouani_-_Space_Opera_Part)

– А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем

2. Динамическая пауза

– Игра называется “Дотянись до звезд”.

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

3. Знакомство со сказкой Г. Цыферова “Что такое звезды”.

-Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»

– Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г. Цыферова “Что такое звезды”.

– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.

Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.

Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!

4. Практическая работа (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества и самостоятельности: учащиеся работают в малых группах, находят каждый индивидуально ту жизненную ценность, которая им ближе, наклеивают ее на звезду)

– Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.

– Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.

Учитель: А теперь попробуйте вывести свою формулу добра. Каждый возьмите то понятие, которое для вас является самым ценным, самым важным, наклейте его на звезду.

– Чтобы настроить вас на рабочий лад, звучит композиция из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья» Композитор: Дунаевский М. Автор слов: Олев Н.

(слайд 14)

Ученики выводят свои формулы:

– Любовь + понимание + забота

– Помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность

Вывод учителя: Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.

( слайд 15) ( Город детства: – Автор Рождественский Р. Композитор Р. Джилкинсон)

VII. Подведение итогов урока

– Чему научился сам главный герой и чему учит это произведение нас?

(Музыка «Город детства»)Слайд 14

– На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!

VIII. Домашнее задание (слайд 15) (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся получают дифференцированное задание, объясняя его на уроке: ученики дома выполняют выбранную работу, могут обратиться за помощью к взрослым)

Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней. 1. Напишите об этом в сочинении «Маленький принц возвращается к своей розе»

2. Напишите письмо Маленькому принцу

IX. Оценки за урок

Е. Бейбулатова, МБОУ СОШ№1 п. Степное Советского района, Саратовская область

Метки: Литература