Методическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц») Тип урока: Урок комбинированный
Махмутов М. И Современный урок. М. , 1985. >
Вид урока: урок-путешествие (урок открытых мыслей)
Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.
Цели образования:
Образовательные цели:
– раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
– осознать и осмыслить идейное содержание сказки;
– постигать философию произведения, его нравственную сторону;
– учить анализировать художественное произведение.
Развивающие:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
- развивать устную и письменную речь;
развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
- воспитывать культуру речи учащихся;
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Материально-техническое обеспечение урока
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, портрет писателя, оформление доски.
Примечание: На столах рабочие листы №1 и №2 (приложение №1 и №2), клей, дидактический материал.
Ход урока
І. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы встречаемся не в первый раз,
Вы от меня не прячьте
Сиянье ваших умных глаз,
Пусть будут поиски, сомненья,
И как не краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях,
Совместно проведя урок.
ІІ. Постановка цели урока.
Звучит музыкальная композиция «Маленький принц»
слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева. (слайд 2)
Учитель: – Ведь если звёзды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
чтоб каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!(Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Послушайте»)
Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?
Задумались. . . Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки. . . »
Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!
Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
– Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?
Что значит верная дружба и настоящая любовь?
(слайд №3)
А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам – французский писатель А. де Сент– Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц
– Урок наш необычный. Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. За время путешествия мы должны будем понять, что такое любовь, доброта, взаимопонимание. И в конце пути постараемся ответить на вопрос: Что хотел сказать своей философской сказкой Экзюпери?
Записи на доске:
– И тема нашего урока будет звучать так
Тема урока: “У каждого человека свои звезды” (по произведению А. Экзюпери «Маленький принц»).
– Давайте запишем тему урока. Сегодня …(дата проведения урока)
III. Проверка домашнего задания. (Применение Дальтон технологии: учащиеся самостоятельно индивидуально читают текст дома и поясняют на следующем уроке тематику произведения)
Дома надо было подумать над тематикой этого произведения
– Какие темы освещает А. Экзюпери в своем произведении
Ученики:
– взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни
Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).
– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми). (Эпиграф к произведению. Стр. 537)
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.
IV. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
1. Работа с эпиграфом.
Учитель читает эпиграф к уроку
Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … (Жан Жак Руссо)
-Это слова известного французского философа-мыслителя как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Я взяла их в качестве эпиграфа.
– Как вы понимаете слова Руссо?
-Запишите его.
2. Словарная работа.
– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.
Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…
И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.
Итак, путь…
– Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?
(слайд 4)
– А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Нас будет интересовать только 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь.
– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?
Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.
3. Аналитическая беседа по тексту.
– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).
– Поняли ли его взрослые? Почему? Найдите подтверждение этому в тексте(стр. 538) (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).
– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? Найдите это в тексте (стр. 538) (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).
– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).
– Важна ли поддержка взрослого?
– Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?
А каким, по – вашему, был Маленький принц?
– Чем он занимался на планете?
– На какой планете жил?
– С кем общался?
Жил – был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц – это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг. )
V. Изучение нового материала.
1. Путешествие по планетам ( Встреча с людьми) (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся работают в малых группах самостоятельно, советуются друг с другом, но отвечают за проделанную работу каждый индивидуально)
Учитель: Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330, – как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслужили, чтобы их планеты имели имена.
(слайд 5)
1 группа отправляется на планету….
– Вы должны поработать в группах и ответить на несколько вопросов.
– Возьмите 2 рабочий лист, в котором даны вопросы. Посоветуйтесь друг с другом и ответьте на них письменно.
Учитель: (слайд 6) Музыкальное сопровождение (Песня о звездах №1 – "Про Красную Шапочку" . Музыка А. Рыбникова, слова Юлия Кима)
1. С кем встречается Маленький принц?
2. Что ценно для обитателя планеты?
Для короля– власть
Для честолюбца– тщеславие
Для пьяницы – употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика– верность своему слову, работа
Для географа – накопление знаний
3. Можно ли считать эту ценность настоящей?
– Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т. д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
4. Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?
– Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.
– Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
Итак, Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.
Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
Зачем власть, если нет подчиненных;
Зачем слава, если нет поклонников;
Зачем жить, если стремишься к забвению;
Зачем богатство, если его некуда деть;
Зачем работа, если она бессмысленна;
Зачем наука, если она не основана на фактах?
Зачем? Зачем? Зачем?)
2. Творческое задание по фразе. (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества: учащиеся выполняют творческое задание самостоятельно, советуются с учителем)
– Ребята, если бы выбыли на месте Маленького принца, что бы вы захотели изменить на этой планете?
– Обратитесь к рабочему листу №1 и продолжите фразу «Если бы я был Маленьким принцем , то…. »(слайд 7) (Млечный путь – "Большое космическое путешествие" музыка Алексея Рыбникова, слова А. Кохановского)
3. Физминутка
Солнце вышло из-за тучки.
Мы протянем к Солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
4. Работа с афоризмами текста. ( Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся дома ищут в тексте афоризмы, могут обратиться за помощью к родителям, но отвечают за проделанную работу каждый индивидуально)
Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля
Учитель: Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
– Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?
(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей. )
После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.
Ученики зачитывают ( слайд 8)
_Если идти все прямо, да прямо, далеко не уйдешь
– Надо судить не по словам, а по делам
– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил
– Зорко одно лишь сердце
– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
– Себя судить куда труднее, чем других
– Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал
– Если у людей нет корней, их носит ветром
– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить
– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
– Одни только дети знают, чего ищут.
– Когда даешь себя приручить, случается и плакать
– Как вы понимаете эти крылатые выражения?
– Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
5. Уроки Лиса
– Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (слайд9)
– Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.
– Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?
– Лис.
Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.
(Отрывок из мультфильма «Маленький принц» Встреча Лиса и Маленького принца) (слайд 10)
-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?
Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.
И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. . . Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. . . Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".
6. Словарная работа.
– Как вы понимаете слово «приручил»?
(слайд 11)
Экзюпери считал, чтоПриручить – сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу
– Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?(преданность)
– Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».
– Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (слайд 12)
– Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений
1. Работа с фразой «У каждого человека своя звезда»
Учитель: А. Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:
“У каждого человека свои звезды”. (слайд 13) Музыкальное сопровождение (D. Marouani_-_Space_Opera_Part)
– А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем
2. Динамическая пауза
– Игра называется “Дотянись до звезд”.
– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
3. Знакомство со сказкой Г. Цыферова “Что такое звезды”.
-Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»
– Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г. Цыферова “Что такое звезды”.
– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.
Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?
Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.
Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!
4. Практическая работа (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества и самостоятельности: учащиеся работают в малых группах, находят каждый индивидуально ту жизненную ценность, которая им ближе, наклеивают ее на звезду)
– Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.
– Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.
Учитель: А теперь попробуйте вывести свою формулу добра. Каждый возьмите то понятие, которое для вас является самым ценным, самым важным, наклейте его на звезду.
– Чтобы настроить вас на рабочий лад, звучит композиция из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья» Композитор: Дунаевский М. Автор слов: Олев Н.
(слайд 14)
Ученики выводят свои формулы:
– Любовь + понимание + забота
– Помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность
Вывод учителя: Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.
( слайд 15) ( Город детства: – Автор Рождественский Р. Композитор Р. Джилкинсон)
VII. Подведение итогов урока
– Чему научился сам главный герой и чему учит это произведение нас?
(Музыка «Город детства»)Слайд 14
– На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.
И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!
VIII. Домашнее задание (слайд 15) (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся получают дифференцированное задание, объясняя его на уроке: ученики дома выполняют выбранную работу, могут обратиться за помощью к взрослым)
Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней. 1. Напишите об этом в сочинении «Маленький принц возвращается к своей розе»
2. Напишите письмо Маленькому принцу
IX. Оценки за урок
Е. Бейбулатова, МБОУ СОШ№1 п. Степное Советского района, Саратовская область
Метки: Литература