Мастерская художника слова. Урок литературы в 6 классе по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Мастерская художника слова. Урок литературы в 6 классе по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Тип урока – урок-мастерская.
Цель урока.
– Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.
– Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.
– Продолжать развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения, инсценирования.
– На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного достоинства.
Оборудование.
– Мультимедийная презентация.
– Раздаточный материал: рабочий лист, словарик, памятки.
– Текст рассказа.
– Костюмы к инсценированию.
Эпиграф.
Краткость – сестра таланта.
А. П. Чехов
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. (Слайд 1).
Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости. На нашем уроке мы побываем в мастерской художника слова А. П. Чехова.
А. П. Чехов – внимательный писатель, который замечает едва уловимые мелочи в окружающей нас жизни, в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель создаёт запоминающийся портрет. В своих коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей. А мы с вами, читая, сначала смеёмся, а потом задумываемся: а что же вызвало смех.
Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.
Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока.
Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.
3. Проверка домашнего задания. Работа с кроссвордом. (Слайд 2).
Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели.
(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).
1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).
2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).
3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).
5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).
6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).
7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте).
8. Имя тонкого. (Порфирий).
9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).
11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).
12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).
13. Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).
– А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).
– Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики.
– Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».
4. Первичное осмысление.
– Вам понравился рассказ? Чем?
– Какие эмоции вызвал?
– Смешным или грустным назвали бы рассказ?
Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.
5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3).
( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода).
– А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.
1) – Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).
По мнению А. П. Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
– Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).
Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.
(Строка на слайде).
– Простое, предельно краткое заглавие.
2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции. ( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).
– Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий». )
– Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).
Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.
– Краткая завязка. (Вступление, начало).
3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.
– Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.
– А как об этом сказал А. П. Чехов?
– Поработаем с таблицей.
– Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.
(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).
Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.
Толстый |
Тонкий
|
1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…» « Пахло от него хересом и флёрдоранжем». 2. «Ну, полно!. . Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило». |
1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». 2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…» |
– Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
– Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?
– А как сказано об этом у автора?
Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого.
– Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).
– О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).
– Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).
Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.
– А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?
( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).
Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.
4) – Итак, встретились два школьных товарища.
– Какие чувства испытывают герои при встрече?
– Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
– О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).
– Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).
– Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А. П. Чехова.
Вывод 4. Построение рассказа – диалог.
5) – Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?
– Давайте послушаем и посмотрим на героев. Инсценироваие. ( Со слов «Ну, как живёшь, друг?. . . »
– Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
– С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
– Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
– А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
– Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?
– Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).
– Как меняется поведение тонкого и толстого?
Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.
Работа с таблицей.
– Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?
– Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.
Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.
6. Осмысление идеи рассказа.
– Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).
– Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).
– Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?
(Лицемерное отношение к старшим по должности).
7. Вывод по уроку.
– Что хотел сказать нам А. П. Чехов своим рассказом?
– Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).
– Рассказ Чехова юмористический или сатирический?
(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).
– Посмотрите в рабочие листы и прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?
( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).
8. Рефлексия.
– Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы? Как вы об этом написали в своих сочинениях – миниатюрах?
( Ученики зачитывают отрывки из своих сочинений).
9. Заключительное слово учителя.
– Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А. П. Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( Слайд ).
10. Выставление оценок. Объявление домашнего задания.
– Если вы сегодня на уроке были внимательны к слову, то легко справитесь с дом. заданием.
Составьте синквейн. 1-й вариант. 2-й вариант.
Тема – Толстый. Тема – Тонкий.
И. Н. Лушкина, ОУ СОШ с. Варваровка, Амурская область
Метки: Литература