Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Мастерская художника слова. Урок литературы в 6 классе по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Мастерская художника слова. Урок литературы в 6 классе по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Мастерская художника слова. Урок литературы в 6 классе по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Тип урока – урок-мастерская.

Цель урока.

– Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.

– Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.

– Продолжать развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения, инсценирования.

– На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного достоинства.

Оборудование.

– Мультимедийная презентация.

– Раздаточный материал: рабочий лист, словарик, памятки.

– Текст рассказа.

– Костюмы к инсценированию.

Эпиграф.

Краткость – сестра таланта.

А. П. Чехов

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. (Слайд 1).

Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости. На нашем уроке мы побываем в мастерской художника слова А. П. Чехова.

А. П. Чехов – внимательный писатель, который замечает едва уловимые мелочи в окружающей нас жизни, в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель создаёт запоминающийся портрет. В своих коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей. А мы с вами, читая, сначала смеёмся, а потом задумываемся: а что же вызвало смех.

Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока.

Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.

3. Проверка домашнего задания. Работа с кроссвордом. (Слайд 2).

Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).

7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).

10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13. Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

– А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).

– Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики.

– Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».

4. Первичное осмысление.

– Вам понравился рассказ? Чем?

– Какие эмоции вызвал?

– Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3).

( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода).

– А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) – Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).

По мнению А. П. Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

– Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции. ( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

– Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий». )

– Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

– Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.

– А как об этом сказал А. П. Чехов?

Поработаем с таблицей.

– Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.

(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).

Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.

Толстый

Тонкий

1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!. . Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»

Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

– Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

– А как сказано об этом у автора?

Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого.

– Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).

– О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

– Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

– А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.

4) – Итак, встретились два школьных товарища.

– Какие чувства испытывают герои при встрече?

– Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

– О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

– Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

– Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А. П. Чехова.

Вывод 4. Построение рассказа – диалог.

5) – Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

– Давайте послушаем и посмотрим на героев. Инсценироваие. ( Со слов «Ну, как живёшь, друг?. . . »

– Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

– С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).

– Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

– А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).

– Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?

– Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).

– Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.

Работа с таблицей.

– Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

– Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

– Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).

– Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).

– Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7. Вывод по уроку.

– Что хотел сказать нам А. П. Чехов своим рассказом?

– Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

– Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).

– Посмотрите в рабочие листы и прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

8. Рефлексия.

– Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы? Как вы об этом написали в своих сочинениях – миниатюрах?

( Ученики зачитывают отрывки из своих сочинений).

9. Заключительное слово учителя.

– Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А. П. Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( Слайд ).

10. Выставление оценок. Объявление домашнего задания.

– Если вы сегодня на уроке были внимательны к слову, то легко справитесь с дом. заданием.

Составьте синквейн. 1-й вариант. 2-й вариант.

Тема – Толстый. Тема – Тонкий.

И. Н. Лушкина, ОУ СОШ с. Варваровка, Амурская область

Метки: Литература