Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Математика
  • Урок математики в 10-м классе. Исследовательская работа по алгебре и началам анализа по теме "Логарифмическая функция"

Урок математики в 10-м классе. Исследовательская работа по алгебре и началам анализа по теме "Логарифмическая функция"

Урок: «Исследование логарифмического  уравнения».

Тип урока:  Исследовательская работа.

Цель: Продолжить формирование исследовательских умений учащихся через решение логарифмических уравнений с параметрами; умения самостоятельно проводить исследования.

Оборудование: Карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель распределяет учащихся по группам, выдает каждой группе карточку с задачей и карточку предписаний, проводит инструктаж. Учитель формулирует задание для всех групп.

Формулировка предполагаемого задания:

При каких значениях a сумма loga(2x-1) и loga(2x-7) равна 1 хотя бы при одном значении x?

II. Работа в группах (носит дифференцируемый характер)

1 Группа

Группу составляют учащиеся с высокими учебными возможностями. В карточке предписаний для группы записаны только этапы исследовательской деятельности.

1.Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить.
2. Обозначьте проблему исследования (сформулируйте самостоятельно).
3. Решите две частные задачи.
4. Решите исходную задачу в общем виде.
5. Сформулируйте вывод.

2 Группа

Группу составляют учащиеся с выше средними учебными возможностями. Раздается карточка предписаний, где проблема формируется учителем.

1. Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить.
2. Проблема, над которой вы должны работать: «Найти значения a, при которых уравнение loga(2x-1) + loga(2x-7)=1 имеет хотя бы один корень».
3. Решите две частные задачи.
4. Решите исходную задачу в общем виде по плану:

а) Произведите замену переменных;
б) Найдите область определения полученного уравнения;
в) Решите уравнение.

5. Сформулируйте вывод.

3 Группа

Группу составляют учащиеся со средними учебными возможностями. Решение исследовательской задачи они выполняют самостоятельно, но при необходимости могут обращаться за консультацией к учителю. В карточке предписаний записаны не только этапы исследовательской деятельности, но и план решения.

1. Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить.
2. Проблема, над которой вы должны работать: «Найти значения a, при которых уравнение loga(2x-1) + loga(2x-7)=1 имеет хотя бы один корень».
3. Решите две частные задачи, самостоятельно выбрав значения a.
4. Решите исходную задачу в общем виде по плану (вставьте пропуски):

а) Произведите замену переменных: 2x=y, y Є ____;

б) Уравнение примет вид: loga(___) + loga(___)=1;

в) ООУ:   

id17408

г) loga(y-1)(___)=1;

(y-1)(y-7)=___;

___ +7-a=0;

D=_____ ;

Y1,2= id17408 ;

Y1=_____; y2=____;

5. Вывод.

Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y>7 при всех a>0. Значит, решением является _____.

4 Группа

Группу составляют учащиеся с низкими учебными возможностями. Решение задачи выполняют частично самостоятельно, при необходимости могут обращаться за консультацией к учителю.

1. Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить.

2. Проблема, над которой вы должны работать: «Найти значения a, при которых уравнение loga(2x-1) + loga(2x-7)=1 имеет хотя бы один корень».

3. Решите две частные задачи по плану:

1) Составьте логарифмическое уравнение при a=16;

2) Выполните необходимые преобразования логарифмического уравнения;

3) Произведите замену 2x=y, y Є ____;

4) Выполните преобразование и решите квадратное уравнение;

5) Найдите корни логарифмического уравнения;

6) Составьте логарифмическое уравнение, самостоятельно выбрав значения a, и решите его по заданному плану.

4.  Выполните поставленную задачу по плану (вставьте пропуски):

а) Произведите замену переменных: 2x=y, y Є ____;

б) Уравнение примет вид: loga(___) + loga(___)=1;

в) ООУ:   

id17408

г) loga(y-1)(___)=1;

(y-1)(y-7)=___;

___ +7-a=0;

D=_____;

Y1,2= id17408 ;

Y1=_____ ; y2=____ ;

5. Вывод.

Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y>7 при всех a>0. Значит, решением является _____.

Образец выполнения исследовательского задания.

Задача:

При каких значениях aсумма loga(2x-1) и loga(2x-7) равна 1 хотя бы при одном значении x?

Проблема:

Найти значения a, при которых уравнение loga(2x-1) + loga(2x-7)=1 имеет хотя бы один корень.

Сбор фактического материала (решение частных задач):

Пусть a=16, имеем уравнение log16 (2x-1) + log16(2x-7)=1;

log16(2x-1) (2x-7) = log1616;

(2x-1) (2x-7)=16.

Произведем замену переменных

2x=y, y>0, тогда (y-1)(y-7)=16:

Y2-y-7y+7-16=0;

Y2-8y-9=0;

D=64-4*1*(-9) =100;

Y1,2= id17408 ;

Y1=9; y2=-1.

y2=-1 не удовлетворяет условию y>0, таким образом, 2x=9, x=log29.

Решение проблемы (решение исходной задачи в общем виде):

Решить уравнение

loga(2x-1) + loga(2x-7)=1.

Произведем замену переменных

2x=y.

Из свойств показательной функции следует, что y Є (0; id17408).

Уравнение примет вид:

loga (y-1) + loga(y-7)=1;

id17408 

При допустимых значениях a перейдем к равносильному равнению

loga (y-1)(y-7)=1;

(Y-1)(Y-7)=a;

Y2-8y+7-a=0.

Достаточно найти такие a, при которых хотя бы один корень полученного уравнения был больше 7. D=64-4(7-a) =64-28+4a=36+4a=4(9+a),

Y1,2= id17408,

Y1=id17408; Y1,2=id17408.

Из двух полученных корней условию y>7 удовлетворяет корень

Y=id17408 при a>0.

Значит, решением задачи являются все допустимые значения a.

Таким образом, a Є (0;1)id17408(1;id17408).

Вывод:

Сумма loga(2x-1) и loga(2x-7) равна 1 хотя бы при одном значении x, если

a Є (0; 1)id17408(1;id17408).

III. Анализ результатов решения предложенного задания по группам

Учащиеся формулируют проблему исследования предложенного задания. Из каждой группы приглашается один ученик, предлагается начать обсуждение решения задачи частных случаев: в группах II и III решение задачи при самостоятельно выбранном значении а;  в IV группе рассматривается решение задачи при а=16. I группа показывает решение задачи в общем виде.

IV. Первичное закрепление

Учитель предлагает подобную задачу с частичным решением. При обсуждении учащиеся заполняют пропуски вместе с учителем.

Задача:

 При каких значениях а сумма id17408 и id17408 не равна 1 ни при каком значении x?

Решение:

По определению логарифма: а > ____ , a?_____ .

Решим обратную задачу, то есть найдем при каких а уравнение id17408 имеет хотя бы одно решение.

Преобразуем левую часть уравнения: id17408. Сделаем замену переменных. Пусть id17408.

Следовательно, y Є ______. Уравнение принимает вид:  id17408.

При допустимых значениях а перейдем к равносильному уравнению (y+2)(y+3)=_____. Из неравенства 0 < y < 1 следует: _____<(y+2)(y+3)<______. Значит,  уравнение  (y+2)(y+3)=а имеет корни только при _____<a<______. Уравнение не имеет корней при  а Є ______.

Ответ: а Є ______.                                                                                                   

 V. Рефлексия (самооценка)

I этап: «Исследовательские умения»         

Каждый ученик получает карточки с критериями оценивания исследовательской работы. Если ученик не справляется с выполнением  I этапа «Исследовательские умения», или с каким- то его пунктом, то учитель ему в этом помогает или предлагает готовые формулировки, что учитывается при выставлении баллов. Каждое умение оценивается от 0 до 5 баллов.

II этап: «Специальные умения» (ученик выполняет самостоятельно).               

id17408– умение применять свойство логарифмов;                                                     

id17408- умение записывать число в виде логарифма;

id17408– умение решать показательные уравнения;                                                

id17408- умение решать квадратные уравнения;

id17408-умение решать частные задачи;                                                        

id17408– умение производить выборку корней.

Исследовательские умения

Цель

Проблема

План

Осуществление

Анализ

Рефлексия

Общий балл

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные умения

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Общий балл

Отметка

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица перевода баллов и процентов в отметку

отметка

5

5

3

2

баллы

30-27

26-23

22-15

14-0

проценты

100-90

89-75

74-50

49-0

Каждое умение оценивается от 0 до 5, затем все баллы суммируются. В таблице приведен перевод для 6 умений, исходя из максимального балла 30.

VI. Задание на дом

Задание: При каких значениях а сумма id17408 и id17408 будет равна  единице хотя бы при одном значении х?

Литература

1. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы для 10-11 класса. М. И. Башмаков. М.:Дрофа.

11.08.2009