Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Математика
  • Разработка занятия элективного курса в 10-м классе по теме: "Действия с функциями арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс"

Разработка занятия элективного курса в 10-м классе по теме: "Действия с функциями арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс"

Пояснительная записка

Представленная разработка занятия элективного курса для учащихся 10-го (физико-математического) класса является 2-м уроком из трех по данной теме, которая в свою очередь первая в программе элективного курса “Школа абитуриента”. Данный курс направлен на подготовку учащихся 10-го класса к единому государственному экзамену. Преподавание алгебры и начал анализа в этом классе ведется по учебнику авторов С.М.Никольского и др. Для проведения занятия необходимо наличие не менее 6 компьютерных дисков “Единый государственный экзамен. Математика” Готовимся к ЕГЭ. Версия 2,0. “Просвещение-МЕДИА”, 2005.

тема:

“Действия с функциями арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс”

“Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь”

(Поговорка)

Цели:

1.Вырабатывать навыки:

  • решения экзаменационных задач в интерактивном режиме;
  • самостоятельной работы.

2. Отрабатывать навыки вычисления значений тригонометрических выражений, в которых участвуют обратные тригонометрические функции.

Оборудование:

  • таблицы (см. Приложение);
  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сообщить учащимся тему занятия, цель.

2. Устно:

А) Вспомнить определения понятий (использовать таблицу1 – см. Приложение):

  • Арксинуса числа а;
  • Арккосинуса числа а;
  • Арктангенса числа а;
  • Арккотангенса числа а;
  • Основные формулы для обратных тригонометрических функций.

Б)

arcsin(- id17960 )= arccos id17960 =
arccos(- id17960 )= arcctg(- id17960 )=
arctg id17960 = 10cos(arctg id17960 )=
arcsin(sin id17960 )+arcsin( - id17960)=

arccos(cos4)= arccos(cos(2id17960 -4))=2id17960 -4 (решение этого примера рассмотреть подробно)

Какое из данных выражений не имеет смысла:

а)arctg id17960

б)arcctg (1-id17960)

в)arcsin id17960

г)arccosid17960.

В) Вспомнить определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора (использовать таблицу 2 – см. Приложение).

3. Письменные упражнения.

Выполнить задания, приготовленные на слайде № 3. Два ученика работают у доски, выполняют задание двумя различными способами.

Вычислите двумя способами: алгебраическим и геометрическим.

1)3/2; 2)2/3; 3)3/4; 4)4/3.

Решение:

Алгебраический способ:

Обозначим arccosid17960, тогда cos id17960 - 1 четверть. Вычислим tg id17960.

Найдем sin2id17960=1-cos2 id17960=1-id17960. Учитывая, что id17960 угол 1 четверти, получим, что sinid17960=id17960. Следовательно, tgid17960=id17960. Ответ.3.

Геометрический способ:

Обозначим arccosid17960=id17960, тогда cosid17960=id17960.

Используя определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника, получим, что АС=4, АВ=5. Найдем ВС по теореме Пифагора: ВС=3. Следовательно, tgid17960=id17960. Ответ.3.

id17960

Вычислите:

sin( id17960 -arctg id17960 )

Алгебраический способ:

Применяя формулы приведения, упростим выражение sin(id17960 -arctg id17960)=sin(arctg id17960). Обозначим arctgid17960=id17960, тогда tgid17960=id17960 и id17960 угол 1 четверти.

Найдем cos2id17960=id17960, sin2id17960=1-cos2 id17960=1-id17960 ,а sinid17960=id17960. Ответ. id17960

Геометрический способ:

sin(id17960 -arctg id17960)=sin(arctg id17960).

Обозначим arctg id17960=id17960, тогда tgid17960=id17960.

Используя определение тангенса острого угла прямоугольного треугольника, получим, что ВС=9, АС=id17960. Найдем АВ2=81+19=100, АВ=10. Тогда sinid17960=id17960. Ответ.id17960.

id17960

4. Самостоятельная работа (на компьютерах) в интерактивном режиме.

Использовать компьютерный диск “Единый государственный экзамен. Математика”.

Выполнить задания В2,В5 и В6 раздела “Вычисления и преобразования. Синус, косинус, тангенс и котангенс”. Задание В2 – алгебраическим способом, В5 и В6 – геометрическим способом.

В2 – Найдите значение выражения tg2(arccos(-id17960). (Ответ 15)

В5 – Найдите значение выражения id17960. (Ответ 1)

В6 – Найдите значение выражения 5id17960. (Ответ 7)

5. Решение упражнений.

Упражнения решаются совместно с учащимися пошагово с использованием слайдов № 4,5.

  • Значение выражения tg(arcsinid17960 + arccosid17960) равно

1)113/72; 2)120/203; 3)72/15; 4)156/133.

Решение:

Обозначим arcsin id17960 = x, arccos id17960 = y.Тогда sin x =id17960 , cos y = id17960 , x,y-1четверть

Вычислим tg(x+y), cos x и sin y. cosx=id17960; siny=id17960.id17960

Найдем tg (x+y)= id17960

Ответ.4.

  • Решите уравнения:

а) arcsin(2x-3)= id17960 ,

2x-3=sinid17960 и |2x-3| 1,

2x-3=1,

x=2. Ответ.2

б) arctg(x2 -4x+3+ id17960 )= id17960 ,

x2 -4x+3+ id17960 =tg id17960 ,

x2 -4x+3+id17960 = id17960 ,

x2 -4x+3=0,

x1=3, x2=1. Ответ.3;1.

6. Домашнее задание.

Листы с домашним заданием розданы в начале урока (слайд № 6).

  • 4tg(arccos id17960)
  • 5sin (arccosid17960)
  • sin (arcsinid17960 +arccosid17960)
  • arcsin (cos 9)

7. Подведение итогов занятия.

6.12.2005