Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Геометрические задачи на экстремум. 11-й класс

Цели: показать учащимся различные способы решения задачи на отыскание наибольших и наименьших геометрических величин на конкретном примере. Сформировать у учащихся представление о том, что применение общего метода решения задачи, основанного, на применении производной не всегда является рациональным. Решение геометрических задач различными способами способствуют развитию математического мышления и творческой активности учащихся, а также формированию умения применять теоретические знания на практике.

“Хороший учитель обязан понимать, что
никакую задачу нельзя исчерпать до конца.
Этот взгляд он должен прививать
и своим ученикам”.

Д.Пойа.

Развитие логического мышления является одним из важнейших элементов воспитания личности. Этому служит математика, и в первую очередь - геометрия. Круг задач, рассматриваемых в геометрии, очень широк. Среди них особое место занимают задачи на отыскание наибольших и наименьших значений геометрических величин. Учащиеся с интересом решают экстремальные задачи на уроках и на внеклассных занятиях.

При решении задач на экстремум учащиеся нередко испытывают трудности в составлении аналитической записи функции, описывающей условие задачи. Причиной этому часто бывает нерациональный выбор независимой переменной. Ее желательно выбрать так, чтобы более коротким путем получить аналитическое выражение данной функции и чтобы выражение было более простым.

Решение задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значения геометрической величины с помощью общего метода, основанного на применении производной, не всегда является рациональным. Иногда к цели можно прийти быстрее и более коротким путем, используя элементарные методы и приёмы.

На конкретных примерах из планиметрии и стереометрии, покажем, как при удачном выборе аргумента функции удаётся сократить вычисления и упростить решение задачи.

Задача № 1.

В окружность радиуса R вписана трапеция ABCD, основание AB которой является диаметром окружности. Какова должна быть длина боковой стороны трапеции, чтобы трапеция имела наибольшую площадь?

Решение:

1 способ.

В задаче требуется найти длину боковой стороны трапеции, при которой площадь трапеции будет наибольшей. Ее можно принять за независимую переменную, затем через неё и радиус R окружности выразить площадь трапеции. Обычно учащиеся решают таким способом.

id18094

2 способ.

Пусть высота трапеции DH = х. Из прямоугольного id18094 ODH

(О – центр окружности) находим: id18094

Значит, id18094id18094, и получим:

id18094 где 0 < х < R – простое по форме выражение для функции S. Однако вычисление производной требует более сложных выкладок, чем при решении задачи первым способом.

3 способ.

Пусть BH = х, тогда AH=2R - х. Из свойства высоты прямоугольного ?ABD имеем: id18094 и, следовательно,

id18094 R< х <2R.

Производная функции S2 = 2Rx3 – x4 находится проще, чем при решении задачи первым и вторым способом. Задачу можно решить и без использования производной.

Так как 3S2 = (6R – 3x ) ·x·x·x. В правой части - произведение переменных, сумма которых постоянна и равна 6R. Это произведение принимает наибольшее значение в случае их равенства, т.е. х= 6R – 3х, откуда

х = 3/2R. При этом AH=1/2R и AD=OD=R.

4 способ.

Пусть id18094 Тогда BD=2Rsin2х, DH=2Rsinxcosx.

Находим:

S=4R2sin3хcosx, 450< x < 900 ,

id18094 при tg х = id18094, т.е. при х = 600 . Остаётся сравнить значение функции S в критической точке со значениями на концах промежутка [450, 900].

5 способ.

Введем независимую переменную id18094 площадь трапеции, равна сумме площадей треугольников AOD,BOC и COD. Следовательно,

id18094

Задача сводится к нахождению наибольшего значения функции:

id18094

Ее производная id18094

Критические точки получим, решив уравнение: id18094

Задача № 2.

В окружность радиуса R вписана трапеция ABCD с основанием AB. При какой длине стороны AD площадь трапеции будет наибольшей, если

id18094 где O – центр окружности?

Решение:

id18094

пусть id18094. Площадь id18094AOD:

id18094 Найдём площади треугольников: AOD, BOC и COD.

Учитывая, что id18094 получим:

id18094

Проведём диаметр М? окружности параллельно основанию AB трапеции. Площадь трапеции не может быть наибольшей, если хорды AB и CD будут лежать по одну сторону от М?. Поэтому следует считать, что id18094

Функция Ѕ имеет наибольшее значение одновременно с функцией

id18094

Найдём производную этой функции:

id18094

С учётом границ изменения х, получим:

id18094id18094

или, несколько расширяя границы этих промежутков:

id18094

Следовательно, при всех допустимых значениях х имеем: id18094 и id18094 тогда и только тогда, когда id18094 откуда id18094

Итак, в промежутке id18094 функция f(x) имеет единственную критическую точку х0, в которой, производная меняет знак с плюса на минус. Значит, в этой точке функция имеет максимум, а значит и искомое наибольшее значение. Таким образом, площадь трапеции ABCD будет наибольшей в том случае, когда дуги ВС, СD и AD равны и id18094

Задача № 3.

Куб, ребро которого равно id18094, пересекается плоскостью, проходящей через его диагональ. Какую наименьшую площадь может иметь сечение и при каком угле наклона сечения к плоскости основания?

Решение: 1 способ.

Пусть плоскость, проходящая через диагональ B1D куба, пересекает его ребро АА1 в точке К. Тогда она пересекает ребро СС1 в точке L, симметричной К относительно центра куба. В сечении получится параллелограмм B1 КDL, площадь которого равна удвоенной площади id18094 B1 КD. Проведем высоту КМ в id18094B1 КD. Пусть B1 D = d, KM = h, DM = y,

AK = x.

id18094

Площадь сечения определяется формулой: S = dh, где d = id18094 Следовательно, задача сводится к нахождению наименьшего значения h. Из прямоугольных id18094 B1 КМ и DКМ, выразим по теореме Пифагора двумя способами КМ, получим уравнение:

id18094 откуда

id18094 Следовательно,

id18094 или id18094

Отсюда следует, что id18094 при id18094 Наименьшее значение площади сечения равно id18094

Угол id18094 между плоскостью этого сечения и плоскостью основания ABCD куба найдем по формуле: id18094 Получим: id18094

2 способ.

Задача сводится к нахождению кратчайшего расстояния h между скрещивающимися прямыми АА1 и B1D. Так как ребро АА1 параллельно плоскости ВDB1, то h равно расстоянию от вершины А куба до плоскости ВDB1, т.е. равно высоте АР прямоугольного id18094ABD. Получим:

id18094

Следовательно, наименьшее значение площади сечения id18094

Угол наклона сечения к плоскости основания находим так же, как и в первом способе.

3 способ.

Простое геометрическое решение задачи получим, если используем формулу:

id18094 где ? – угол между плоскостью сечения B1 КDL и плоскостью грани ABCD куба.

Построим линию пересечения этих плоскостей, прямую l, и проведем B1Нid18094l. По теореме о трёх перпендикулярах id18094l, следовательно, id18094 Площадь сечения будет наименьшей, когда сечение проведено так, что угол id18094 – наименьший. Так как id18094id18094 то  имеет наименьшее значение, когда ВН имеет наибольшее значение. Поскольку катет прямоугольного треугольника меньше гипотенузы, то ВНid18094 BD, и наибольшее значение ВН достигается в том случае, когда точки Н и D совпадают.

Очень часто краткое и красивое решение геометрической задачи на экстремум сразу найти не удаётся. В этом случае после решения задачи общим методом следует предложить учащимся изучить найденное решение и полученный результат. При этом часто можно подметить такие особенности фигуры, которые позволяют найти более рациональное решение задачи.

Литература

  1. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. М., Просвещение,1992.
  2. Буслаева И.П. Решение экстремальных задач без использования производной. М., 1995.
  3. Чебурахин И.Ф. Решение одной геометрической задачи на экстремум. Математика в школе. №3,1996.
  4. Математика в школе. №4,1970.

2.08.2013