Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Геометрия: "Площадь поверхности цилиндра" (11-й класс)

Цели:

  1. Вывести формулы для вычисления площади поверхности цилиндра и показать их применение в процессе решения задач.
  2. Совершенствовать навыки решения задач.
  3. Развитие пространственного мышления, устной и письменной математической речи, навыков самостоятельной работы.
  4. Воспитание познавательных интересов, уверенности в общении, раскованности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сообщить тему урока, сформулировать цели.

II. Актуализация знаний учащихся.

Теоретический опрос:

- Что такое цилиндр? Как его можно получить?

- Что такое сечение? Какие сечения могут быть у цилиндра?

- Чему равен угол между плоскостью основания цилиндра и плоскостью, проходящей через образующую цилиндра?

- Что представляет собой сечение цилиндра плоскостью, параллельной его образующей?

Проверка домашнего задания: № 524. Осевые сечения двух цилиндров равны (рис. 1). Равны ли высоты этих цилиндров?

id18121

Рис. 1

Ответ: нет, не равны.

III. Изучение новой темы.

Дано: Прямой цилиндр (рис. 2).

Найти: площадь поверхности цилиндра.

Учитель: Разрежем мысленно цилиндр по образующей АВ и h развернем поверхность цилиндра, получим развертку цилиндра (рис. 3).

id18121

Рис. 2

Как вы думаете, как можно найти площадь поверхности цилиндра? Заслушать варианты решений, выбрать из предложенных наиболее удачный, и решение записать в тетрадях и на доске.

Решение:

1. Площадь основания id18121 окружности

2. Площадь боковой поверхности id18121.

3. id18121 Число Архимеда.

id18121

Площадь полной поверхности цилиндра (рис. 3) id18121

id18121

Рис. 3

IV. Закрепление изученного материала.

1. Практическое задание (учащиеся работают в парах).

Учитель раздает учащимся развертки цилиндров различных размеров. Выполнить необходимые измерения и вычислить:

А) площадь основания;

Б) площадь боковой поверхности;

В) площадь полной поверхности;

После окончания работы учащиеся обмениваются тетрадями с товарищами с соседней парты для взаимопроверки. Оценки сообщают учителю.

2. Фронтальная работа.

Две цилиндрические детали покрываются слоем никеля одинаковой толщины. Высота первой детали в 2 раза больше высоты второй, но радиус ее основания в два раза меньше радиуса основания второй детали. На какую из деталей расходуется больше никеля?

Задача обсуждается, намечается план решения задачи. Слабые учащиеся выполняют одновременно с учеником, решающим задачу у доски. Сильные работают самостоятельно. Кто решит быстрее.

Дано: 2 цилиндра; h1=2h2, r2=2r1.

На какой цилиндр расходуется больше никеля?

Решение:

id18121

S1=2Пr1(h1+r1)=2Пr 1(2h2 +r1)=4Пr1h2 +2Пr12

S2=2Пr2(h2+r2)=2П·2r1(h2 +2r1)=4Пr1h2 +8Пr12

Сравним S1 и S2 видим, что S2> S1, следует, на второй цилиндр расходуется никеля.

Ответ: Больше никеля расходуется на второй цилиндр.

Учитель просит учащихся дать самооценку своей работе на уроке учитывая:

а) активность при теоретическом опросе;

б) выполнение домашнего задания;

в) помощь учителю при изучении новой темы;

г) правильность выполнения практической работы;

д) самостоятельность при выполнении последней задачи.

Учитель соглашается с самооценкой ученика или нет, объясняет почему, и выставляет оценки в журнал.

V. Итог урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- На каком этапе урока вы испытывали затруднения? Почему?

19.03.2010