Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Графические интерпретации химических задач

Графические интерпретации химических задач

Функциональная линия школьного курса математики является одной из основных линий, определяющих направление изучения многих тем курсов алгебры и начал анализа. Понятие функции широко применяется в математике и в других науках, например в физике, химии в связи с широким использованием математических методов исследования в изучении явлений окружающего мира.

Проиллюстрируем возможности использования на уроках химии понятий, связанных с понятием функции. Повторим основные теоретические положения, по возможности раскрывая их на примерах явлений материальной действительности.

Переменная величина – это такая величина, которая в условиях данного примера может принимать различные значения.

Постоянная величина - это такая величина, которая в условиях данного примера сохраняет неизменное значение.

Одна и та же величина в разных ситуациях может быть или постоянной или переменной.

Например, температура кипения воды при атмосферном давлении есть величина постоянная (id18175), но если нужно считаться с изменением атмосферного давления, то температура – величина переменная.

Две переменные id18175 и id18175 связаны функциональной зависимостью, если каждому значению, которое может принять одна из них, соответствует одно или несколько определенных значений другой.

Например, температура id18175 кипения воды и атмосферное давление id18175 связаны функциональной зависимостью, каждому значению id18175 соответствует одно определенное значение id18175 и обратно. Так, если id18175, то id18175; если id18175, то id18175 и т.д.

Функциональные зависимости могут быть заданы следующими способами: аналитическим (формула), табличным, описательным, графическим.

При аналитическом способе функция задается математической формулой, с помощью которой значения id18175 вычисляются по заданному значению id18175. При табличном способе все числовые значения аргумента располагают в одном столбце, а значения функции – в другом столбце так, чтобы каждому значению аргумента отвечало соответствующее значение функции.

Например, зависимость изменения скорости реакции протекающей по уравнению id18175 от концентрации id18175 не удается представить одной формулой, которая с нужной степенью точности охватывала бы все важные для практики случаи. Эта зависимость может быть представлена таблицей, часть которой имеет вид:

Время, с.

Объем id18175, мл.

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

id18175

В таблице приведены типичные результаты эксперимента, позволяющего проследить изменение скорости реакций с течением времени. Если по этим результатам построить график, получится кривая скорости, которая показывает изменение во времени количества образующегося продукта или используемого реагента.

Для построения графика функции на оси абсцисс отмечают некоторые значения id18175, id18175, id18175,…одной из переменных id18175 (время, с) и строят ординаты id18175, id18175, id18175,…, представляющие значения другой переменной id18175 (объем id18175); получают ряд точек id18175, id18175, id18175, … Соединив их плавной кривой, получим график данной функциональной зависимости (рис.1). Преимуществом графического изображения по сравнению с другими способами задания функции являются его наглядность и легкая обозримость.

id18175

Часто в задачах по химии требуется графически проиллюстрировать происходящие химические реакции. Покажем, как мы работаем с задачей, чтобы учащиеся могли схематически изобразить протекающие химические реакции.

Задача. Электролиз id18175-ного водного раствора нитрата серебра (I) продолжали до тех пор, пока массовая доля растворенного вещества не стала равна id18175. На одном графике изобразите зависимость от времени количества всех веществ, выделяющихся на инертных электродах. На другом графике (с тем же масштабом времени) изобразите зависимость массы раствора от времени. Объясните качественные особенности приведенных графиков.

Решение. Запишем суммарное уравнение электролиза водного раствора нитрата серебра: id18175.

При электролизе массовая доля id18175 уменьшается, а массовая доля id18175 увеличивается. Найдем массовую долю id18175 при полном разложении id18175. Допустим, то исходная масса равна id18175г раствора, тогда в нем содержится id18175г id18175 моль. По уравнению реакции находим, что id18175 моль, id18175 моль, id18175 моль.

После полного разложения id18175 масса раствора равна id18175г. В растворе осталась азотная кислота, масса которой составляет: id18175г, а ее массовая доля равна: id18175. Но по условию массовая доля должна быть равна id18175, следовательно, электролиз проходил в две стадии: сначала полностью разложился нитрат серебра, а затем при электролизе раствора id18175 частично разложилась вода, суммарное уравнение электролиза воды: id18175.

Для построения графиков, будем считать, что сила тока постоянна и в одну секунду через раствор проходит id18175 моль электронов. Тогда из уравнений электродных процессов id18175, id18175; id18175 следует, что на первой стадии электролиза каждую секунду на электродах выделяется id18175 моль id18175 (массой id18175 г) и id18175 моль id18175(массой id18175 г), а на второй стадии за одну секунду выделяется id18175 моль id18175(массой id18175 г) и id18175 моль id18175(массой id18175 г). Значит, зависимость количеств выделившихся веществ от времени линейна, то есть графики – прямые линии.

Для построения графика зависимости количества веществ, выделившихся на электродах, от времени, на оси id18175 выберем момент времени id18175 - временную границу I-ой и II-ой стадий электролиза.

I-ая стадия. Известно, что id18175 растет на I-ой стадии, поэтому строим отрезок id18175 (как часть линейной возрастающей функции), угол наклона к оси id18175 выбираем произвольно. Количество id18175 в четыре раза меньше id18175 и id18175 тоже растет, значит, построим отрезок id18175, который в четыре раза меньше отрезка id18175 (график линейной функции характеризуется тангенсом угла наклона к оси id18175. id18175, id18175, но id18175, значит, id18175). Итак, id18175 - график роста количества id18175 на I-ой стадии.

II-ая стадия. Нитрат серебра полностью разложился, это значит, что график id18175 представляет собой прямую, параллельную оси id18175 (количество id18175 больше не меняется). Количество id18175 продолжает расти по тому же закону, поэтому изобразим его рост лучом id18175. Количество id18175 на этой стадии растет. Известно, что количество id18175 в два раза меньше количества id18175, поэтому при графической интерпретации id18175. Для построения угла id18175 вернемся в id18175, в нем найдем середину стороны id18175 - точку id18175 и проведем вспомогательный луч id18175. Теперь строим график для id18175, для этого из точки id18175 проведем луч id18175 параллельно лучу id18175 (id18175, где id18175).

Итак, рис.2 иллюстрирует графическую зависимость количества веществ от времени на каждой стадии процесса.

id18175

Уменьшение массы раствора за одну секунду на первой стадии электролиза составляет id18175 г (за счет id18175 и id18175 ушедших из раствора), а на второй стадии id18175 г. Зависимость массы раствора от времени линейна, то есть графики – прямые линии (части линейных убывающих функций). Отношение тангенсов углов наклона частей двух прямых (так как две стадии) равно id18175.

Для построения графика зависимости массы раствора от времени, на оси id18175 выберем момент времени id18175 (ту же временную границу I-ой и II-ой стадий электролиза как требуется в задаче). Пусть масса раствора в начальный момент времени будет отмечена на графике точкой id18175.

I-ая стадия. Известно, что масса раствора уменьшается на I-ой стадии, поэтому строим отрезок id18175 (как часть линейной убывающей функции), угол наклона id18175 к оси id18175 выбираем произвольно.

II-ая стадия. Масса раствора продолжает уменьшаться. Рассчитаем, в соответствии с выбранным углом id18175, под каким углом (обозначим его id18175) к оси id18175 будет расположен график на II-ой стадии. В id18175id18175 и id18175, тогда id18175. Отложим отрезок id18175 (для удобства построения, так как в этом случае, в отличие от первого графика, отношение тангенсов углов наклона выражено “неудобным” числом). Вычислим длину отрезка id18175. В id18175id18175. Но id18175, тогда id18175 или id18175.

Теперь график можно уточнить, получили рис. 3.

id18175

Построенные графики наглядно показывают зависимость количества выделенных веществ на инертных анодах и изменение массы раствора с течением времени.

Рационально используя методы математики, можно устранить разноречивость в подходе к одному и тому же вопросу со стороны учителей различных предметов. Учитель химии должен в совершенстве владеть математическим языком, но следует всегда помнить, что применение математического аппарата при решении химических задач не является самоцелью, а только рассматривается как практическое приложение к химии.

8.02.2008