Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Графы и их применение в решении задач

Цель проекта: научиться решать задачи, где требуется пройти по всем мостам так, чтобы побывать на каждом из них только один раз.

Задачи:

  • знакомство с задачей о семи кенигсбергских мостах;
  • знакомство с математиком Леонард Эйлер;
  • научиться рисовать графы, определять четные и нечетные вершины;
  • связь между двумя задачами;
  • общий метод решения подобных задач.

Этапы работы:

  • Определение проблемы.
  • Формулировка задач исследования.
  • Обсуждение способа построения графа, нахождение четных и нечетных вершин графа.
  • Нахождение связи между двумя задачами.
  • Самостоятельная работа над проектом.
  • Сбор, систематизация и анализ полученных знаний.
  • Подготовка к защите проекта.
  • Защита проекта.

Основная часть

На математическом кружке я рассказала детям, что через город Калининград (раньше Кенигсберг) протекает река Преголя. Она делится на два рукава и огибает остров. В 18 веке в городе было 7 мостов. Однажды житель города спросил у своего знакомого, сможет ли он пройти по всем мостам так, чтобы на каждом из них побывать только один раз и вернуться к тому месту, откуда началась прогулка. Ребята не смогли пройти по всем мостам один раз и закончить путь там, где он был начат. Тогда я нарисовала еще один мост и поставила точно такой же вопрос. Ребята тратили много времени, но результата не достигли. Тогда я предложила научиться решать такие задачи с помощью графов.

Для этого мы поступили так: “сжали” сушу в точки, а мосты “вытянули” в линии. В результате получили фигуру, которая называется графом.

id18199

 id18199

Итак, получили граф. Суши мы обозначили буквами А, B, C, Д (вершины графа). Соединили их линиями. Количество линий равно количеству мостов. Линии, которые соединяют вершины, называются ребрами графа. Мы заметили, что из вершин В, С, Д выходят по 3 ребра, а из вершины А – 5 ребер.

Кол-во вершин Кол-во четных вершин Кол-во нечетных вершин
4 0 4

Все вершины нечетные. Мы не смогли обойти все мосты, побывав на каждом из них один раз.

Попробовали увеличить количество мостов на 1. Их стало 8. Нарисовали граф.

id18199

id18199

Из вершины Д выходит 4 ребра, из А – 3 ребра, из В – 3 ребра, из С – 3 ребра, из Е – 3 ребра. Одна вершина Д – четная, а четыре вершины – нечетные. Здесь мы тоже не смогли начертить одним росчерком.

Кол-во вершин Кол-во четных вершин Кол-во нечетных вершин
5 1 4

Такой путь долгий и тяжелый.

На следующем занятии я предложила знакомую задачу: Какие буквы русского алфавита можно нарисовать одним росчерком?

Конечно, ребята с легкостью справились с этой задачей. Таких букв 15.

Мы предположили, что буквы русского алфавита это графы. Может ключ к разгадке в количестве вершин, ребер, количестве четных и нечетных вершин графа?

Начнем с букв. Возьмем букву Б.

Image2528.gif (1831 bytes)

У нее 4 вершины, 4 ребра. Из вершины 1 выходит 1 ребро, из вершины 2 -2 ребра, из вершины 3- 3 ребра, из вершины 4 – 2 ребра. Получили 2 четные вершины и 2 нечетные вершины.

Таким образом, заполнили всю таблицу.

  Б В Г З И Л М О П Р С Ф Ъ Ь Я
Кол-во вершин 4 3 3 3 4 4 5 2 4 3 2 3 4 3 4
Кол-во четных вершин 2 3 1 1 2 2 3 2 2 1 0 1 2 1 2
Кол-во нечетных вершин 2 0 2 2 2 2 2 0 2 2 2 2 2 2 2
Кол-во ребер 4 4 2 2 3 3 4   3 3 1 4 4 3 4
Кол-во росчерков 1   1 1 1 1 1   1 1 1 1 1 1 1

Что же мы заметили?

Если количество нечетных вершин равно 0 или 2, то можно одним росчерком начертить граф. Если только четные вершины (в данном случае буквы В и О) также можно не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии начертить граф. Количество четных вершин может быть четным и нечетным.

У нас возникли вопросы:

- если нечетных вершин не 2, а больше 2?

- зависит ли решение нашей задачи от количества четных и нечетных вершин?

Проверим эту гипотезу.

1. Начертим граф с нечетными вершинами (6 мостов).

id18199

id18199

Кол-во вершин Кол-во четных вершин Кол-во нечетных вершин
4 0 4

Обойти все мосты не смогли.

В задаче о кенигсбергских мостах также все вершины нечетные.

Мы пришли к выводу: если все вершины нечетные, то обойти все мосты невозможно.

2. Начертим граф только с четными вершинами (9 мостов)

id18199

id18199

Кол-во вершин Кол-во четных вершин Кол-во нечетных вершин
5 5 0

В этом случае можно одним росчерком начертить граф.

Маршрут движения: САЕАВЕДВСД или наоборот. Что мы заметили?

Вывод: Если все вершины графа четные, то можно одним росчерком начертить граф.

3. Начертим граф, где имеются четные и нечетные вершины.

Пусть 9 мостов.

id18199

id18199

Кол-во вершин Кол-во четных вершин Кол-во нечетных вершин
5 3 2

В данном случае нечетных вершин 2.

В этом случае можно одним росчерком начертить граф.

Маршрут движения: САЕАВЕДВСД или наоборот. Что я заметил? Вершины С и Д нечетные.

Если мостов 14?

id18199

id18199

Из точки А выходят 4 моста, из В- 3 моста, С- 5 мостов, Д- 6 мостов, Е – 6 мостов, F – 4 моста. Две вершины В и С нечетные, а остальные вершины четные.

Кол-во вершин Кол-во четных вершин Кол-во нечетных вершин
6 4 2

Маршрут движения: ВАЕСДАСВДЕFДЕFС и наоборот.

Во всех этих двух случаях (для 9, 14 мостов) движение начинали от одной нечетной вершины и заканчивали на другой нечетной вершине. Количество четных вершин не имел значения, а количество нечетных вершин равно 2.

К чему мы пришли?

- Если все вершины графа четные, то можно одним росчерком начертить граф. При этом движение можно начать с любой вершины и окончить в той же вершине;

- если две вершины графа нечетные, то можно начертить одним росчерком. Движение надо начинать от любой нечетной вершины, а заканчивать на другой нечетной вершине;

- если более двух нечетных вершин, то невозможно начертить одним росчерком.

Еще мы обнаружили, что

- число нечетных вершин графа всегда четное;

- если в графе имеются нечетные вершины, то наименьшее число росчерков, которыми можно нарисовать граф, равно половине числа нечетных вершин этого графа.

4.12.2015