Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Математика
  • Образовательная программа доп. образования «Решение логических задач» для учащихся 5 классов

Образовательная программа доп. образования «Решение логических задач» для учащихся 5 классов

Образовательная программа доп. образования «Решение логических задач» для учащихся 5 классов

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Решение логических задач» предназначена для учащихся 5 классов. Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Предлагаемый курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю в течение 1 учебного года). Работая с учащимися по данной программе, рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Цель данной программы: создать условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрация увлекательности изучения математики. Задачи данной программы: 1. Сформировать представление о методах и способах решения логических задач; 2. Научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию; Формы занятий: урок-игра, урок-обсуждение, ,деловая игра, практическое занятие, лабораторная работа. Формы контроля: индивидуальное домашнее задание, консультация, игра, мини-олимпиада. Форма проведения итоговой аттестации: игра. Цель: проверить знание материала, изученного на занятиях по данной дополнительной программе, умение применять его в новой ситуации. Ожидаемые результаты: формирование интереса к творческому процессу; умение логически рассуждать при решении задач; умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; успешное выступление учащихся на олимпиадах. Содержание дополнительной образовательной программы /36 часов/ 1. Задачи на разрезание (6ч). Содержание. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом. Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии. 2. Логические задачи (12ч). Содержание. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач. 3. Дележи в затруднительных обстоятельствах (3ч). Содержание. Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя. Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи. 4. Занимательные задачи на дроби (2ч). Содержание. Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу. 5. Олимпиадные задачи (12ч). Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре “Кенгуру” Заключительное занятие– мини-олимпиада (1ч). 6. Итоговое занятие – игра (1 ч). Цель занятия: проверить знание материала, изученного на занятиях данной дополнительной программы, и умение применять его в новой ситуации. Учебно-тематическое планирование /36 ч. / № п/п Тема Теория Практическая часть занятия 1. Задачи на разрезание (6ч). 2 4 1. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. 0,5 0,5 2. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. 0,5 0,5 3. Пентамимо. 0,5 0,5 4. Фигуры домино, тримино, тетрамино. 0,5 0,5 5. Лабораторная работа 1 6. Итоговое занятие по теме: консультация. 1 2. Логические задачи (12ч). 2 10 7. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. 1 1 8. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. 1 1 9. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. - 3 10. Задачи, решаемые с конца. - 4 11. Итоговое занятие /игра/. 1 3. Дележи в затруднительных обстоятельствах (3ч). 0 3 12. Задачи на переливания. - 1 13. Задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя. /Викторина/. - 2 4. Занимательные задачи на дроби (2ч). 0,5 1,5 14. Старинные задачи на дроби. - 1 15. Задачи на совместную работу. 0,5 0,5 5. Олимпиадные задачи (12ч). - 11 16. Решение олимпиадных заданий - 5 17. Решение заданий международной математической игры «Кенгуру» - 5 18. Итоговое занятие /мини-олимпиада/ - 2 6. Итоговое занятие – игра. 1 ИТОГО: 4,5 31,5 36 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие, лабораторная работа. Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, викторина, игра, мини-олимпиада, индивидуальное домашнее задание. Форма проведения итогового занятия по курсу: игра. Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран. Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы. Список литературы 1. Нагибин, Ф. Ф. , Канин, Е. С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся. – [Изд. 4-е, перераб. и доп. ] . – М. : Просвещение, 1984. 2. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006. 3. Онучкова, Л. В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса. – Киров: ВГГУ, 2004. 4. Онучкова, Л. В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса. – Киров: ВГГУ, 2004. 5. Фарков, А. В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А. В. Фарков. – М. : Экзамен, 2007 6. Фарков, А. В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А. В. Фарков. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – (Школьные олимпиады). 7. Фарков, А. В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А. В. Фарков. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2005. 8. Акимова С. Занимательная математика: Нескучный учебник. – С-Петербург: Тригон,1998 9. Асташкина И. С. , Бубличенко О. А. Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах. – Ростов н/ Д. : Феникс, 2003. 10. Баврин И. И. , Фрибус Е. А. Занимательные задачи по математике. – М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 11. Варданян С. С. Задачи с практическим содержанием. – М. : Просвещение , 1989 12. Глейзер Г. И. История математики в школе. – М: Просвещение. 13. Депман И. Я. , Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики – М: Просвещение,1989 14. Дорофеева А. В. Страницы истории на уроках математики. – Серия “Квантор”,1991 google_ad_client = "pub-8604670312147330"; google_ad_slot = "5367223794"; google_ad_width = 728; google_ad_height = 90; // Обновлено ( 19. 09. 2013 13:01 )

Метки: Математика