Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Цель:

развитие у учащихся умений самостоятельно применять понятие «части речи» к анализу новой темы, новой части речи;

совершенствование умений переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на частные явления;

отграничивать числительное от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи;

пользоваться числительными деловой речи (составлять расписку).

Ход урока.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы, имя числительное (открываем тетради, записываем).

– какой раздел русского языка изучает части речи?

– на какие две группы делятся части речи?

– какие самостоятельные части речи в этом году мы изучили?

Сегодня с вами знакомимся с еще одной самостоятельной частью речи – это числительное.

Мы должны узнать, что такое числительное, каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль, уметь различать количественные и порядковые числительные, научиться правильно читать и писать числительные, уметь отличать числительные от других частей речи, имеющих числовое значение.

– В каком классе вы учитесь?

– Сколько всего учащихся в вашем коллективе?

– Сколько вам лет?

– Какой год мы недавно встретили?

– Сколько лет нашему городу, нашей школе?

– Сколько школ в нашем городе?

Имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Мы так часто пользуемся числами и счетом, что трудно представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком. (Аня подготовила небольшое сообщение про цифры, послушаем ее).

Нам нередко встречаются и римские цифры. (Послушаем Влада с докладом по данной теме).

Скажите, а какой школьный предмет тесно связан с нашей темой? (ответы учеников)

Представьте, что идет урок математики. Ваш учитель дал задание выполнить следующие арифметические примеры. Прежде чем их выполнить, надо правильно прочитать. Попробуем? (Читаем с доски)

Из шестидесяти шести отнять одиннадцать.

К двумстам пятидесяти трем прибавить двенадцать.

К восьмистам восьмидесяти восьми прибавить восемнадцать.

Итак, из всех имен эта часть речи самая молодая, но при этом и сложная. Нам с вами предстоит научиться правильно произносить числительное, правильно писать.

– Где вы еще встречаетесь с именами числительными?

( география, история, биология)

Все помним, что такое фразеологизмы?

Давайте прочитаем, объясним их значения. (на доске красочно оформленный плакат с фразеологизмами)

1. За один присест (сразу)

2. Как две капли (похожи)

3. Наговорить с три короба (много)

4. Все как один (дружно, единодушно)

5. На седьмом небе (очень счастливо)

6. Первая скрипка (главный в каком-то деле)

7. Семи прядей во лбу (умница, эрудит)

8. Семь пятниц на неделе (непостоянный, непоследовательный человек)

9. У семи нянек дитя без глазу.

Чаще всего мы употребляем в речи числа первого десятка.

Вспомним примеры из фольклора. (Ответы учеников)

В повседневной жизни как часто мы встречаемся с числительными?

( магазин, транспорт, телевидение, радио, компьютер, дом)

Попробуем разыграть сцену в магазине, если есть желающие.

Теперь кто-нибудь из вас сделает самостоятельный вывод о значении числительных в нашей жизни.

Открыли учебники, читаем правило.

А сейчас ответим на вопросы параграфа 59 (Учебник Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А. Русский язык 6 класс):

– На какой вопрос отвечают выделенные слова в первой колонке? (сколько)

– Что они обозначают? (число)

– На какой вопрос отвечают выделенные слова из второй колонки? (какую, каким, какого)

– Что они обозначают? (порядок предметов при счете)

Значит, числительные, отвечающие на вопрос – сколько – количественные.

Числительные, отвечающие на вопрос какой – порядковые.

Теперь попробуйте определить падеж выделенных слов.

– А вывод?

Имя числительное изменяется по падежам.

Все вместе попробуем подвести итог, что мы узнали об имени числительном на данный момент.

Один из вас в роли учителя.

– Какая часть речи?

– Что обозначает?

– На какие вопросы отвечает?

– На какие группы делятся числительные?

– Каковы морфологические признаки?

Сейчас выполним упражнение 345, выделим количественные и порядковые числительные.

– Ребята, а какие числительные похожи на прилагательные? Какие числительные отвечают на такой же вопрос?

– Раз эти числительные, как и прилагательные, отвечают на такой же вопрос, то каким членом предложения они будут?

Вывод: мы их подчеркиваем волнистой чертой – определение.

– Рассмотрим дальше примеры.

Два да два – четыре.

– Найдите в упражнении подобное предложение. ( последнее)

Разделите шесть на шесть.

Вывод: имена числительные бывают разными членами предложения.

Два мальчика подошли к школе.

Количественные числительные в сочетании с существительными являются одним членом предложения.

Занятия начинаются в два часа.

Перед нами осталась последняя задача – в чем отличие числительных от других частей речи, имеющих числовое значение.

Посмотрим и прочитаем, что об этом сказано в учебнике.

Упражнение 346.

– Итак, в чем же отличие числительных от других частей речи?

Ребята, теперь обязательно подумайте над вопросом и выполните дома упражнение 347; оценки за урок.

Использованная литература:

1. Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А. Русский язык: учебник для 6 класса / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 2007. – 354с. : ил.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: учебник для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2002. – 175с.

3. Обучение русскому языку в 5-6 классах: методич. указания / М. Т. Баранов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 303с.

4. Текучев А. В. Хрестоматия по методике русского языка: пособие для учителя/ А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 2003. – 287с.

Метки: Методический кабинет