Имя числительное как часть речи
Имя числительное как часть речи
Цель:
развитие у учащихся умений самостоятельно применять понятие «части речи» к анализу новой темы, новой части речи;
совершенствование умений переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на частные явления;
отграничивать числительное от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи;
пользоваться числительными деловой речи (составлять расписку).
Ход урока.
Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы, имя числительное (открываем тетради, записываем).
– какой раздел русского языка изучает части речи?
– на какие две группы делятся части речи?
– какие самостоятельные части речи в этом году мы изучили?
Сегодня с вами знакомимся с еще одной самостоятельной частью речи – это числительное.
Мы должны узнать, что такое числительное, каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль, уметь различать количественные и порядковые числительные, научиться правильно читать и писать числительные, уметь отличать числительные от других частей речи, имеющих числовое значение.
– В каком классе вы учитесь?
– Сколько всего учащихся в вашем коллективе?
– Сколько вам лет?
– Какой год мы недавно встретили?
– Сколько лет нашему городу, нашей школе?
– Сколько школ в нашем городе?
Имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Мы так часто пользуемся числами и счетом, что трудно представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком. (Аня подготовила небольшое сообщение про цифры, послушаем ее).
Нам нередко встречаются и римские цифры. (Послушаем Влада с докладом по данной теме).
Скажите, а какой школьный предмет тесно связан с нашей темой? (ответы учеников)
Представьте, что идет урок математики. Ваш учитель дал задание выполнить следующие арифметические примеры. Прежде чем их выполнить, надо правильно прочитать. Попробуем? (Читаем с доски)
Из шестидесяти шести отнять одиннадцать.
К двумстам пятидесяти трем прибавить двенадцать.
К восьмистам восьмидесяти восьми прибавить восемнадцать.
Итак, из всех имен эта часть речи самая молодая, но при этом и сложная. Нам с вами предстоит научиться правильно произносить числительное, правильно писать.
– Где вы еще встречаетесь с именами числительными?
( география, история, биология)
Все помним, что такое фразеологизмы?
Давайте прочитаем, объясним их значения. (на доске красочно оформленный плакат с фразеологизмами)
1. За один присест (сразу)
2. Как две капли (похожи)
3. Наговорить с три короба (много)
4. Все как один (дружно, единодушно)
5. На седьмом небе (очень счастливо)
6. Первая скрипка (главный в каком-то деле)
7. Семи прядей во лбу (умница, эрудит)
8. Семь пятниц на неделе (непостоянный, непоследовательный человек)
9. У семи нянек дитя без глазу.
Чаще всего мы употребляем в речи числа первого десятка.
Вспомним примеры из фольклора. (Ответы учеников)
В повседневной жизни как часто мы встречаемся с числительными?
( магазин, транспорт, телевидение, радио, компьютер, дом)
Попробуем разыграть сцену в магазине, если есть желающие.
Теперь кто-нибудь из вас сделает самостоятельный вывод о значении числительных в нашей жизни.
Открыли учебники, читаем правило.
А сейчас ответим на вопросы параграфа 59 (Учебник Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А. Русский язык 6 класс):
– На какой вопрос отвечают выделенные слова в первой колонке? (сколько)
– Что они обозначают? (число)
– На какой вопрос отвечают выделенные слова из второй колонки? (какую, каким, какого)
– Что они обозначают? (порядок предметов при счете)
Значит, числительные, отвечающие на вопрос – сколько – количественные.
Числительные, отвечающие на вопрос какой – порядковые.
Теперь попробуйте определить падеж выделенных слов.
– А вывод?
Имя числительное изменяется по падежам.
Все вместе попробуем подвести итог, что мы узнали об имени числительном на данный момент.
Один из вас в роли учителя.
– Какая часть речи?
– Что обозначает?
– На какие вопросы отвечает?
– На какие группы делятся числительные?
– Каковы морфологические признаки?
Сейчас выполним упражнение 345, выделим количественные и порядковые числительные.
– Ребята, а какие числительные похожи на прилагательные? Какие числительные отвечают на такой же вопрос?
– Раз эти числительные, как и прилагательные, отвечают на такой же вопрос, то каким членом предложения они будут?
Вывод: мы их подчеркиваем волнистой чертой – определение.
– Рассмотрим дальше примеры.
Два да два – четыре.
– Найдите в упражнении подобное предложение. ( последнее)
Разделите шесть на шесть.
Вывод: имена числительные бывают разными членами предложения.
Два мальчика подошли к школе.
Количественные числительные в сочетании с существительными являются одним членом предложения.
Занятия начинаются в два часа.
Перед нами осталась последняя задача – в чем отличие числительных от других частей речи, имеющих числовое значение.
Посмотрим и прочитаем, что об этом сказано в учебнике.
Упражнение 346.
– Итак, в чем же отличие числительных от других частей речи?
Ребята, теперь обязательно подумайте над вопросом и выполните дома упражнение 347; оценки за урок.
Использованная литература:
1. Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А. Русский язык: учебник для 6 класса / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 2007. – 354с. : ил.
2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: учебник для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2002. – 175с.
3. Обучение русскому языку в 5-6 классах: методич. указания / М. Т. Баранов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 303с.
4. Текучев А. В. Хрестоматия по методике русского языка: пособие для учителя/ А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 2003. – 287с.
Метки: Методический кабинет