Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа элективного курса по физике для 11 класса "Основы космонавтики""

Программа элективного курса по физике для 11 класса "Основы космонавтики""

  1. Пояснительная записка.

Изменение содержания образования старшей школы привело к тому, что из учебных планов школы исключён такой предмет как астрономия, и только отдельные темы данного курса включены в обязательный минимум физического образования. Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира.

Основной целью элективного курса «Основы космонавтики» является расширение и углубление знаний по физике, в частности механики, а также химии и биологии. Рассмотрение материала курса служит примером применения основных законов механики при решении конкретной научно-технической проблемы.

Основными задачами данного курса являются:

1) Знакомство с важнейшими путями и методами использования физических законов и явлений в практике;

2) Развитие интереса к современной технике;

3) Ориентация на выбор профессий, связанных с техническим применением физики в технике;

4) Развитие научных знаний учащихся.

Данный элективный курс по физике представлен как составная часть физики, для углублённого её изучения в качестве предмета по выбору. Перед данным курсом физики «Основы космонавтики», Завершающим естественно-математическое образование, стоят следующие задачи:

– дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;

– показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

– способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественно-научную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;

– способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.

Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса физики за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:

– изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;

– изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;

– получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.

Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии, получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.

Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:

а) применять на практике различные астрономические методы;

б) овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;

в) соотносить результаты практической деятельности с теорией;

г) использовать на практике межпредметные связи.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Учащиеся должны знать:

1. Имена выдающихся астрономов;

2. Специфику астрономических наблюдений;

3. Основные элементы небесной сферы;

4. Связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца;

5. Особенности различных способов счёта времени;

6. Принципы, лежащие в основе составления календарей.

Учащиеся должны уметь:

1. Находить на небе ярчайшие звёзды;

2. Работать со звёздной картой;

3. Знать гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;

4. Законы движения планет;

5. Пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы;

6. Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

Формы контроля:

1. Устный опрос.

2. Тестовые задания.

3. Рефераты.

4. Схемы и таблицы.

2. Учебно-тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практ.

1. Предмет астрономии. История космонавтики.

4

1. 1 Общие представления о строении Вселенной.

1

1

Лекция.

Сообщение.

1. 2 Созвездия.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа.

Опорный конспект; реферат.

1. 3 Первые фантастические проекты полётов. К. Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики.

1

1

Лекция.

Сообщение.

1. 4 Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

1

0,5

0,5

Лекция; кинофильм об освоении космоса.

Сообщение.

2. Научное использование знаний о космосе.

4

2. 1 Предсказатель Нострадамус.

1

1

Лекция.

Реферат.

2. 2 Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

2. 3 Время и календарь.

1

1

Лекция.

Реферат; сравнительная характеристика календарей.

2. 4 Становление мировоззрения системы мира.

1

1

Эвристическая беседа.

Сравнительная характеристика; схема.

3. Движение небесных тел.

4

3. 1 Состав и масштабы Солнечной системы.

1

1

Лекция; кинофильм.

Опорный конспект.

3. 2 Законы Кеплера.

1

1

Решение задач.

Образцы решения задач.

3. 3 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

3. 4 Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

0,5

0,5

Лекция; решение задач.

Образцы решения задач.

4. Методы астрофизических исследований.

2

4. 1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

4. 2 Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

1

1

Групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

5. Природа тел Солнечной системы.

6

5. 1 Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

1

1

Лекция.

Сообщение.

5. 2 Планета Земля.

1

1

Лекция; кинофильм.

Реферат.

5. 3 Луна – естественный спутник Земли.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

5. 4 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

1

1

Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5. 5 Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона.

1

1

Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5. 6 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

1

1

Лекция; видеофильм.

Реферат.

6. Полёты к Луне и планетам.

2

6. 1 Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на Луну.

1

1

Эвристическая беседа.

Опорный конспект.

6. 2 Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.

1

1

Самостоятельная работа с литературой.

Сообщение.

7. Звёзды и Солнце.

5

7. 1 Солнце – ближайшая звезда.

1

1

Лекция.

Сообщение.

7. 2 Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

1

Групповая работа.

Отчёт о работе.

7. 3 Основные характеристики звёзд.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

7. 4 Переменные и нестационарные звёзды.

1

1

Лекция.

Сообщение.

7. 5 Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

1

1

Лекция; видеофильм.

Схема.

8. Наша Галактика.

3

8. 1 Наша Галактика.

1

1

Самостоятельная работа с литературой.

Отчёт о работе.

8. 2 Диффузная материя.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

8. 3 другие звёздные системы – Галактики.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

9. Перспективы космонавтики.

4

9. 1 Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе.

1

1

Лекция.

Сообщение.

9. 2 Проекты освоения Луны и планет.

1

1

Групповая работа.

Отчёт о работе.

9. 3 Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

9. 4 Связь с другими цивилизациями.

1

1

Самостоятельная работа с литературой.

Реферат.

Общее количество часов.

34

28

6

3. Содержание.

1. Предмет астрономии. История космонавтики (4 часа).

Общие представления о строении Вселенной. Созвездия. Первые фантастические проекты космических полётов. К. Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

2. Научное использование знаний о космосе (4 часа).

Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира.

3. Движение небесных тел (4 часа).

Состав и масштабы солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

4. Методы астрофизических исследований (2 часа).

Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

5. Природа тел Солнечной системы (6 часов).

Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

6. Полёты к Луне и планетам (2 часа).

Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на луну. Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.

7. Звёзды и Солнце (5 часов).

Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

8. Наша Галактика (3 часа).

Наша Галактика. Диффузная материя. Другие звёздные системы – Галактики.

9. Перспективы космонавтики (4 часа).

Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды. Связь с другими цивилизациями.

5. Используемая литература.

1. Марленский А. Д. Основы космонавтики. – М. : Просвещение, 1975.

2. Гильберг Л. А. Покорение неба. – М. : Издательство ДОСААФ, 1977.

3. Колесников Ю. Космос – Земля. – М. : Детская литература, 1987.

4. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. – М. : Наука, 1987.

5. Детская энциклопедия.

6. Кожеутов И. В. Элементы космонавтики. – М. : Просвещение, 1977.

7. Серёгин А. В. Путь в космос. – М. : Просвещение, 1974.

Метки: Методический кабинет