Программа элективного курса по физике для 11 класса "Основы космонавтики""
Программа элективного курса по физике для 11 класса "Основы космонавтики""
- Пояснительная записка.
Изменение содержания образования старшей школы привело к тому, что из учебных планов школы исключён такой предмет как астрономия, и только отдельные темы данного курса включены в обязательный минимум физического образования. Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира.
Основной целью элективного курса «Основы космонавтики» является расширение и углубление знаний по физике, в частности механики, а также химии и биологии. Рассмотрение материала курса служит примером применения основных законов механики при решении конкретной научно-технической проблемы.
Основными задачами данного курса являются:
1) Знакомство с важнейшими путями и методами использования физических законов и явлений в практике;
2) Развитие интереса к современной технике;
3) Ориентация на выбор профессий, связанных с техническим применением физики в технике;
4) Развитие научных знаний учащихся.
Данный элективный курс по физике представлен как составная часть физики, для углублённого её изучения в качестве предмета по выбору. Перед данным курсом физики «Основы космонавтики», Завершающим естественно-математическое образование, стоят следующие задачи:
– дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;
– показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;
– способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественно-научную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;
– способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.
Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса физики за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:
– изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;
– изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;
– получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.
Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии, получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.
Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:
а) применять на практике различные астрономические методы;
б) овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;
в) соотносить результаты практической деятельности с теорией;
г) использовать на практике межпредметные связи.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Учащиеся должны знать:
1. Имена выдающихся астрономов;
2. Специфику астрономических наблюдений;
3. Основные элементы небесной сферы;
4. Связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца;
5. Особенности различных способов счёта времени;
6. Принципы, лежащие в основе составления календарей.
Учащиеся должны уметь:
1. Находить на небе ярчайшие звёзды;
2. Работать со звёздной картой;
3. Знать гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;
4. Законы движения планет;
5. Пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы;
6. Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Формы контроля:
1. Устный опрос.
2. Тестовые задания.
3. Рефераты.
4. Схемы и таблицы.
2. Учебно-тематическое планирование.
Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практ. | |||
1. Предмет астрономии. История космонавтики. | 4 | ||||
1. 1 Общие представления о строении Вселенной. | 1 | 1 | Лекция. | Сообщение. | |
1. 2 Созвездия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция; групповая исследовательская работа. | Опорный конспект; реферат. |
1. 3 Первые фантастические проекты полётов. К. Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. | 1 | 1 | Лекция. | Сообщение. | |
1. 4 Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция; кинофильм об освоении космоса. | Сообщение. |
2. Научное использование знаний о космосе. | 4 | ||||
2. 1 Предсказатель Нострадамус. | 1 | 1 | Лекция. | Реферат. | |
2. 2 Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. | 1 | 1 | Лекция. | Опорный конспект. | |
2. 3 Время и календарь. | 1 | 1 | Лекция. | Реферат; сравнительная характеристика календарей. | |
2. 4 Становление мировоззрения системы мира. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. | Сравнительная характеристика; схема. | |
3. Движение небесных тел. | 4 | ||||
3. 1 Состав и масштабы Солнечной системы. | 1 | 1 | Лекция; кинофильм. | Опорный конспект. | |
3. 2 Законы Кеплера. | 1 | 1 | Решение задач. | Образцы решения задач. | |
3. 3 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. | Сообщение. | |
3. 4 Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция; решение задач. | Образцы решения задач. |
4. Методы астрофизических исследований. | 2 | ||||
4. 1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция; групповая исследовательская работа. | Отчёт о работе. |
4. 2 Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов. | 1 | 1 | Групповая исследовательская работа. | Отчёт о работе. | |
5. Природа тел Солнечной системы. | 6 | ||||
5. 1 Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. | 1 | 1 | Лекция. | Сообщение. | |
5. 2 Планета Земля. | 1 | 1 | Лекция; кинофильм. | Реферат. | |
5. 3 Луна – естественный спутник Земли. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. | Сообщение. | |
5. 4 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Сравнительная характеристика | |
5. 5 Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Сравнительная характеристика | |
5. 6 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Реферат. | |
6. Полёты к Луне и планетам. | 2 | ||||
6. 1 Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на Луну. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. | Опорный конспект. | |
6. 2 Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты. | 1 | 1 | Самостоятельная работа с литературой. | Сообщение. | |
7. Звёзды и Солнце. | 5 | ||||
7. 1 Солнце – ближайшая звезда. | 1 | 1 | Лекция. | Сообщение. | |
7. 2 Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | 1 | Групповая работа. | Отчёт о работе. | |
7. 3 Основные характеристики звёзд. | 1 | 1 | Лекция. | Опорный конспект. | |
7. 4 Переменные и нестационарные звёзды. | 1 | 1 | Лекция. | Сообщение. | |
7. 5 Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Схема. | |
8. Наша Галактика. | 3 | ||||
8. 1 Наша Галактика. | 1 | 1 | Самостоятельная работа с литературой. | Отчёт о работе. | |
8. 2 Диффузная материя. | 1 | 1 | Лекция. | Опорный конспект. | |
8. 3 другие звёздные системы – Галактики. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. | Сообщение. | |
9. Перспективы космонавтики. | 4 | ||||
9. 1 Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. | 1 | 1 | Лекция. | Сообщение. | |
9. 2 Проекты освоения Луны и планет. | 1 | 1 | Групповая работа. | Отчёт о работе. | |
9. 3 Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды. | 1 | 1 | Лекция. | Опорный конспект. | |
9. 4 Связь с другими цивилизациями. | 1 | 1 | Самостоятельная работа с литературой. | Реферат. | |
Общее количество часов. | 34 | 28 | 6 |
3. Содержание.
1. Предмет астрономии. История космонавтики (4 часа).
Общие представления о строении Вселенной. Созвездия. Первые фантастические проекты космических полётов. К. Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.
2. Научное использование знаний о космосе (4 часа).
Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира.
3. Движение небесных тел (4 часа).
Состав и масштабы солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
4. Методы астрофизических исследований (2 часа).
Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.
5. Природа тел Солнечной системы (6 часов).
Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.
6. Полёты к Луне и планетам (2 часа).
Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на луну. Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.
7. Звёзды и Солнце (5 часов).
Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.
8. Наша Галактика (3 часа).
Наша Галактика. Диффузная материя. Другие звёздные системы – Галактики.
9. Перспективы космонавтики (4 часа).
Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды. Связь с другими цивилизациями.
5. Используемая литература.
1. Марленский А. Д. Основы космонавтики. – М. : Просвещение, 1975.
2. Гильберг Л. А. Покорение неба. – М. : Издательство ДОСААФ, 1977.
3. Колесников Ю. Космос – Земля. – М. : Детская литература, 1987.
4. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. – М. : Наука, 1987.
5. Детская энциклопедия.
6. Кожеутов И. В. Элементы космонавтики. – М. : Просвещение, 1977.
7. Серёгин А. В. Путь в космос. – М. : Просвещение, 1974.
Метки: Методический кабинет