Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая разработка по декоративно–прикладному творчеству

Методическая разработка по декоративно–прикладному творчеству 1. Введение Данная разработка рекомендуется для использования преподавателями при работе с детьми в кружках изобразительного цикла или использовать фрагменты разра-ботки на уроках ИЗО. Цель: оказание помощи преподавателям при разговоре с детьми о значении изобрази-тельной деятельности в жизни человека, как об одном из видов развития личности, его кру-гозора и интеллекта. Задачи: создание творческого поля для изобразительной деятельности детей и осознан-ного желания роста. «Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Учись раскрывать свою душу для красоты, учись смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное, для это-го и нужны занятия изобразительным искусством. Помни: не каждый, кто смотрит, умеет видеть. Ты научишься и станешь не только художником, но образованным и интересным человеком. В этом тебе поможет учебник. Он научит тебя рисовать красками, мелками, тушью, лепить из пластилина, работать с цветной и белой бумагой. Большой мир искусства откроет тебе свои тайны!» Б. М. Неменский. 2. Народное творчество – наша история. Основой любой национальной культуры является народное творчество, от него тянутся ни-ти ко всем видам художественной деятельности людей. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события трудовой, хозяйственной и семейной жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны. В труде и хозяйстве – сев, косьба, жатва – праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляниями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плы-вущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни – на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век. Украшая быт, произведения народного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан: многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие всю свою любовь и талант. Произведения народного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них вы-ражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа; гармония прекрасного и полез-ного,сочетание практической целесообразности вещи с красотой ее внешнего облика. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – ко всему прикасались руки народных мастеров, превращая обыденное в произведение искусства. «От добрых рук ничего не уходит» – говорит народная пословица. Народу не были доступны драгоценные материалы, поэтому он использовал то, что давала ему сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. В народе хорошо знали природ-ные свойства материалов, но самым любимым – было дерево, из которого и дома строили, и ложки вырезали. Природа давала не только материалы, но питала темами и сюжетами народное творчество, служила источником содержания народного изобразительного искусства, т. е. декоративно – прикладного. 3. Символика в народном творчестве. В древности, не умея объяснить себе явления природы, народ населял все вокруг добрыми и злыми духами. Отголоски этой давней поры остались в народном искусстве, в мотивах орнамента и символических изображениях. Образ птицы имеет широкий спектр значений. Птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. В Городецкой росписи можно встретить фазана, петушка, курочку, павлина, голубя; в Ме-зенской росписи – лебедя, уточку, курочку; в хохломской – знаменитую жар – птицу. Часто по-вторяются изображения коней – друзей человека, помощников в труде и хозяйстве. Городчатая, зубчатая или более плавная линия являлась графическим символом воды. Горизонтальная прямая – сыра– мать-земля; вертикальная волнистая линия символизировала дождь. Женская фигура с поднятыми руками или ведущая под уздцы коней с всадниками олицетворяла мать сыру землю – всю Природу. Круги – розетки, изукрашенные узорами, означали некогда солнце – источник тепла, света и радости на земле. В декоративно – прикладном искусстве можно встретить дерево: не дуб, ясень или клен, а дерево с большими или маленькими листьями, цветами или яркими плодами – это живое, неувядающее, вечное Древо жизни – символ вечного обновления, вечной жизни на земле. 4 Мудрые мысли об искусстве. Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить . Б. Брехт Жизнь коротка, искусство долговечно. Античный афоризм Искусство живописи– это искусство выражать невидимое через видимое. э. Фромантен Искусство– одно из средств различения доброго от злого. Л. Н Толстой Где дух не водит рукой художника, там нет искусства . Леонардо да Винчи Искусства смягчают нравы. Овидий, древне – римский поэт Искусство – это совесть человечества. Гербель, немецкий драматург Искусство только тогда на надлежащем месте, когда оно подчинено пользе. Оно являет-ся постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открыть истину. Дж. Рескин, английский публицист Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкно-венное . в необыкновенном. Дидро, французский философ Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души. м. Волошин, русский поэт Знания, которые не пополняются с каждым днем, убывают с каждой минутой. Народная мудрость. 5. Цвет в декоративно – прикладном искусстве. Само призвание декоративно – прикладного искусства – украшать быт и труд – определило его оптимистичный настрой, который выражается как в выборе положительных явлений для тем и сюжетов своих произведений, так и в нарядной декоративности, орнаментальной узорчатости, яркости цветовых сочетаний. Символом добра и красоты являлся красный цвет. Желтый тон и золото в хохломе считалось символом света или солнца. Белый – цвет чистоты, правды, честности, зеленый – цвет вечности, всего земного. Никаких предварительных набросков карандашом мастер не делал. Например, в городец кой росписи, мастер брал на кисть темперную краску и в один или два мазка разбрасывал черные пятна, потом красные, зеленые. Пока никаких сцепок между ними нет, каждое пятно лежит отдельно, общая картина только в голове мастера. Когда большие плоскости высыхали, вносились соединительные элементы и всякие детали. Оживки клали белые поверх основ-ного тона в самую последнюю очередь. Поляков Гаврила Лаврентьевич. мастер городецкой росписи 18века пурпурными и вишневыми тонами делал фоны баталий, а фигурки черным и белым. Все остальные цвета подчинял главному красному пятну. Донце прялки с таким рисун ком призывно полыхало, будто жгло и тревожило. Городецкие купавки, розаны и розы изо-бра жали алыми, оранжевыми, желтыми, синими, голубыми и даже черными. Какие бы цвета не использовал мастер, народное декоративное творчество было оптимистичным, радостным, с лучшей надеждой на будущее. 6. О некоторых видах декоративно – прикладного искусства. Искусство Хохломы насчитывает более трех столетий. В своих истоках оно связано с ре-меслами Древней Руси. Хохломская роспись впитала и отразила древние и богатые традиции художественной культуры Нижегородского края. Развитым здесь иконописным делом подсказан способ, технология хохломской окраски, имитирующей золочение, особенности колорита. Ее мотивы формировались под воздействием орнаментики икон, фресок, рукописей и старопечат-ных книг, резьбы по дереву, набойки и золотого шитья, а техника письма – под влиянием свободных кистевых росписей, бытовавших в Поволжье в 17 – 18 веках. Хохлома вырабатывала свой собственный художественный язык, который определялся задачами массового производства посуды, уже в 18 веке продававшейся партиями по 1000 штук и широко экспортировавшейся, в основном, в страны Востока. Стилистика росписи развивалась, отражая эволюцию вкусов крестьянской среды и требований рынка. К 2-0Й половине 19 века сложилась оригинальная технология окраски, наряду с верховым, стало применяться фоновое письмо, определились основные орнаменты росписи, были найдены типовые композиции, соот-ветствующие формам, размерам, назначению деревянной посуды. На дешевых мисках массовой продукции при помощи трафарета исполняли простейшие геометрические фигуры. Ве-щи крупные или более сложные по форме украшали распространенными в искусстве Хохло мы и представляюшими ценнейшую часть его наследия – травными узорами, которые отношение русского крестьянина к родной природе. Необычны и оригинальны северодвинские росписи, одна из них – Пермогорская: бело-фонная роспись, основу которой составляют сюжетные композиции на народные темы, окру-женные мелким растительным узором. Он состоит из гибких тонких побегов. на которых нани-заны тюльпановидные цветы, напоминаюшие древний цветок крина. Крин, т. е. лилия, – элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого рисунка-знака лежит как бы рож-дающийся росток, лопающееся зерно. Знак этот очень устойчив, он состоит из двух отогнутых в стороны язычков И центрального язычка листика или почки, устремленной вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни. В народном орнаменте особое значение придавалось композиции с идеей жизненного начала: направленные на все 4 стороны листьями. «Да будет всюду жизнь!». Направление листьев внутрь означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок охватывал универсальное пространство, включая местопребывание человека и окружающий его мир. Кроме цветов, в растительном узоре особую пышность композиции придавали чуть изогну-тые листья с острыми кончиками, кустики и сказочно-нарядные птицы. Пермогорские птицы разнообразны. Простые курочки и петушки сменяются в зависимости от замысла изображе-ниями птицы Сирин. Северная птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, сча-стье в дом. Недаром птица с ликом девы изображалась в центре прялки. Необходимо помнить одну из главных особенностей народной росписи – так располагать узор, чтобы он органически был связан с предметом, где ни одна деталь не мешает воспринимать изделие в целом. Кроме прялок украшались росписями обычные предметы крестьянского быта: ковши, люльки, хлебницы, короба и т. д. Роспись превращала все предметы в подлинные произведения искусства. Этому способствовала цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный узора. Зеленый и желтый являются дополнительными. Большое значение в Пермогорской росписи имеет тонкий черный контур. 7. Стихи к занятию Настоящее искусство всегда волнует. Более 500 лет назад была написана Леонардо Да Винчи его знаменитая Мона Лиза, а современный поэт посвящает ей свое произведение: Всегда в движении С поворота, она все ближе, Все видней. И словно с птичьего полета, Земля виднеется за ней. Мосты, долины, рощи, реки И воздуха голубизна, Раздумием о челевеке, Как бы охвачена она. Взгляд любопытства Полный светит, В нем строгой нежности запас, И так вот пятое столетье Она рассматривает нас! ! ! Поэтическое сочинение о хохломской птице: Завелась неведомая птица , Всякий ей дивится. Не поет и не летает, Вся горит и полыхает. Это птица не простая, Расписная, золотая. В толковом словаре сказано: Искусство – творческое отражение воспроизведения действительности в художественных образах. Искусство – зеркало И отразится в нем все то, Что нынешним у нас зовется днем С его заботами, исканьями, трудами И зреющими в нем грядущими годами. Мазок на полотне, Слова стихотворений, Волненье скульптора, Певучий взлет смычка – Так сохранит наш день Для сотен по колен ий Картина, музыка и точная строка. Творцу в любой области нужно развивать фантазию, только она поможет создать уникальное произведение: На кружке ИЗО ученик – Настоящий художник, Природа – его самый главный помощник. И если он будет очень внимательный, Природа откроет ему Мир увлекательный, Где все совершенно: скорлупка ореха, Ракушка, улитка, яйцо, паутина, Она конструирует мудро, красиво. И нам помогает фантазии сила. 8. Зачем нужно заниматься изобразительным искусством? • Можно изготовить своими руками уникальное изделие, которое никогда не удастся приобре-сти в торговой сети. • Без больших затрат возможно сделать отличный подарок. • Человек,создающий никогда не станет разрушителем, он уважает чужой труд. • Изделия, изготовленные своими руками, могут быть использованы для интерьера жилища. • Чтобы быть интересным для окружающих человеком, грамотным, эрудированным и эмоции нальным • Развивая руки – развиваем интеллект. • Изделие, изготовленное руками человека, передает позитивную энергию. 9. Вопросы к детям:  Почему люди издавна занимались изобразительной деятельностью? Какие предметы домашней утвари изготовлялись в давние времена?  В каких изделиях мы можем увидеть символическое изображение солнца, древо жизни?  В какой росписи можно встретить птицу – сирин?  Какие ассоциации может вызвать слово – «хохлома»?  Какое искусство положило начало хохломе?  Какова символика красного цвета в народных росписях 10. Литература 1. «Добрых рук мастерство», изд. «Искусство», Ленинградское отделение, 1976г, составитель И. Богуславская. 2. «Искусство и ты», Москва «Просвещение», 1997 Е. И. Коротеева, под редакцией Б. М. Неменского 3. «Художественная роспись по дереву», М. «Владос», 2005, под редакцией М. С. Соколовой – учебное пособие для ВУЗОВ 4. «Первые шаги в мире искусства», Москва «Просвещение»,1991 г. , Н. А. Горяева. 5. «Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград «Художник РСФСР», 1981г. 6. «Народные росписи Русского Севера», Ханты-Мансийск, 1999 г . . Министерство общего и проф. образования РФ. Новгородский госуниверситет имени Ярослава Мудрого. Кафедра художественных искусств и методики преподавания. 7. «Возвращение к истокам» Народное искусство и детское творчество, под редакцией Т. Я. Шпикаловой и Г. А. Поровской, Москва, «Владос», 2000год. 8. «Сборник афоризмов», справочник светского человека. Издательский дом «Ниола-Пресс», Москва, 2000год. 9. «Мудрые мысли мудрых людей», О. А. Ушакова, издательский дом «Литера», С-Пб, 2005год.

Метки: Методический кабинет