Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Элективный ориентационный курс «География людей». Ч. 1

Элективный ориентационный курс «География людей». Ч. 1

Пояснительная записка

Жизнь и проблемы населения земного шара стали крайне многообразными. По определению В. П. Максаковского, «вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы». Научные исследования мирового народонаселения, его изучение в школе становятся все более сложным и актуальным делом.

Современная жизнь мирового населения все более осложняется – в разных регионах и странах самими населением этих стран – от вооруженных конфликтов с большими жертвами до губительного расходования природных ресурсов. Это все более настоятельно требует переоценки человеческого фактора, улучшения качества населения в интересах и самого населения, и нашей планеты.

Программа «География людей» рассчитана на 17 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся о численности населения, о расселении людей и миграциях, об этносах и городах мира. Данный курс позволяет изучать материал в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности, развивать умение связывать теоретические знания с практической деятельностью; способствовать развитию познавательных интересов и воспитывать трудолюбие. Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических, политических, экономических и экологических.

При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:

üмеждисциплинарного подхода к формированию содержания;

üгуманизации;

üпроблемности;

üисторизма.

В содержание курса необходимо включать краеведческий материал. Это будет способствовать расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.

Содержание программы

Введение. Что представляет собой человечество. Человечество как живой мир отдельных народов. Человечество как единый биологический вид. Единство и целостность человечества.

Тема 1. Расселение людей. Анаморфированная карта как путеводитель по планете людей. Теории происхождения человека. Возникновение и расселение древнего человека. Процесс «сапиентации». Практикум.

Тема 2. Людность регионов. Что изучает демография. Оценка численности населения Уильямом Пети. Первые переписи населения. Практикум. 2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира.

Тема 3. Пределы роста человечества. Теория Мальтуса. Кризис человечества по Мальтусу. «Пределы роста» по Медоузу. Теория демографического перехода. Практикум.

Тема 4. Демографические пирамиды. Динамика численности населения. Демографическая политика стран. Особенности половозрастной структуры населения. Построение половозрастных пирамид. Практикум.

Тема 5. Миграции населения. Причины, влияющие на переселение людей. Виды миграций. Практикум.

Тема 6. Этносы. Что изучает этнография. Деление народов по языковому признаку, по обычаям, идеологии, по религии. Теория Гумилева. Этнос как единая историческая судьба людей. Практикум.

Тема 7. Города. Процесс урбанизации – глобальный процесс. История возникновения городов. Доля городского населения как количественный показатель урбанизации. Города-миллионеры. Схема характеристики ЭГП города по Майергойзу. Мегаполисы. Правило Ципфа. Идеальное распределение городов по Ципфу. Практикум.

Тема 8. Геобиографии. Связь судеб выдающихся личностей с географией. Проектная деятельность: «Особенности распределения на карте имен выдающихся людей».

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Виды деятельности и формы занятий

Виды контроля

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Что изучает география людей.

Расселение людей

Людность регионов

Пределы роста человечества

Демографические пирамиды

Миграции населения

Этносы

Города

Геобиографии

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Лекция

Лекция. Практическая работа.

Лекция. Практическая работа.

Лекция. Практическая работа.

Лекция. Практическая работа.

Экскурсия в паспортный стол. Практическая работа.

Конференция.

Практическая работа.

Лекция. Практическая работа.

Проектная деятельность.

Анкетирование учащихся

Конспект. Оценка результатов исследования.

Конспект. Сообщения учащихся.

Конспект. Тестирование.

Конспект. Оценка результатов исследования.

Отчет об экскурсии. Круглый стол.

Сообщения учащихся.

Фотоальбом.

Конспект. Фотоальбом. Оценка результатов исследования.

Защита проектов.

Введение

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: что представляет собой единое целое – «человечество».

Совершенно очевидно, что сегодня человечество не может рассматриваться как «разбросанные» по планете, изолированные друг от друга группы людей. Человечество – это живой многоцветный мир отдельных народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают и исчезают. И у каждого народа свой неповторимый путь, своя судьба, своя культура. История бесстрастно свидетельствует, что многие некогда известные этносы (финикийцы, скифы, половцы) давно ушли в небытие. История одних народов (китайцев, греков) исчисляется тысячелетиями, другие нации сложились недавно: английская – в XVI веке, русская – в XVII-XVIII вв. Десятки других наций формируются буквально на наших глазах.

Человечество представляет собой единый биологический вид – HomoSapiens, представители которого тесно связаны друг с другом «посредством разума». Современная история человечества представляет собой единый процесс, все народы планеты так или иначе связаны общностью судеб, единым экологическим пространством.

Отдельные народы и человеческие расы зачастую развивались обособленно друг от друга, поэтому человечество не представляло собой единого целого. А сегодня резонно задать вопрос: как можно трактовать единство и целостность человечества, общность исторических судеб различных рас и народов, когда в реальной жизни отдельные страны и народы конфликтуют друг с другом, ведут настоящие войны, в которые вовлекаются миллионы людей? Думается, в данном случае имеет место субъективное «неощущение» своего единства, своей общей судьбы.

Методические рекомендации

по содержанию и проведению занятий

Тема 1. Расселение людей

Особенности расселения людей по нашей планете необходимо начать с изучения необычной карты. Она заметно отличается от географических карт, которыми мы привыкли пользоваться, так как, вопреки традициям, нарочно представляет земную поверхность в искаженном виде. Размер каждой страны на этой карте пропорционален не ее площади, а численности населения. Она наглядно показывает контрасты в заселенности Земли, позволяет оценить остроту демографических проблем в разных государствах и регионах.

Такие карты, где географическое пространство искажено пропорционально какому-нибудь специальному показателю, называют анаморфированными (от греческого anamorfosis – искаженный). Он как бы отражен в «кривом зеркале», которое выпячивает различия между странами, подчеркивает значимость одних государств и второстепенность других (в данном случае – по их людскому потенциалу). Анаморфозы появились в картографии совсем недавно. Географы до последнего времени в основном стремились заполнить на картах последние «белые пятна» и смысл своей науки видели в как можно более точном отражении картины мира. До тех пор, пока описание и инвентаризация Земли по большей части не были закончены, намеренное искажение ее лика казалось кощунством. Но в наши дни география уже перестала ограничиваться работой первооткрывателей и землемеров. Все чаще на смену ей приходит научный анализ, интерпретация фактов, накопленных при изучении земных пространств.

Анаморфированные карты – один из инструментов этого анализа. Они – не простое отображение пространства, а результат преломления его сквозь специальные «лупы». Развивая аналогию с оптикой, можно добавить, что строящий анаморфозы географ – исследователь может пользоваться и различными «фильтрами». Например, если раскрасить страны на карте-анаморфозе разным цветом в зависимости от величины естественного прироста населения или коэффициента рождаемости, станут понятны причины «разбухания» или «съеживания» их контуров. Построить анаморфированную карту довольно непросто. Нужно сохранить на искаженной основе очертания всех стран и материков; сделать так, чтобы, например, непомерно «раздувшиеся» из-за гигантского населения Китай или Индия граничили с теми же малолюдными государствами, с которыми они соседствуют в действительности.

Представленная на рис. 1 карта-анаморфоза – вводная часть путеводителя по планете людей. Она поможет разобраться в том, насколько неравномерно населены страны мира.

Практическая работа

Задание 1.

Сравните карту-анаморфозу с политической картой мира. Приведите примеры, когда размеры государств на анаморфированной карте:

А) больше их реальной площади;

Б) меньше их реальной площади

Вкратце охарактеризуйте причины найденных вами несоответствий.

Задание 2.

Перечислите в порядке убывания 10 крупнейших по численности населения стран мира. Сравните рейтинг стран, вошедших в «первую десятку» по численности населения, с местами, которые они занимают в мире по размерам территории. Какие страны с многочисленным населением не обладают столь выдающейся, по мировым меркам, площадью? Перечислите их. В каких странах, наоборот, обширность территории контрастирует с относительно небольшим населением?

Задание 3.

В каких известных вам государствах численность населения настолько мала, что они не видны на карте-анаморфозе? Где сосредоточено больше всего таких государств – «карликов»? чем это можно объяснить?

Задание 4.

Какие страны мира с близкой к России численностью населения обогнали или могут уже в скором времени обогнать ее по этому показателю? Почему?

Важнейший показатель неравномерности расселения людей – плотность населения. Огромные контрасты в плотности населения существуют не только между отдельными странами, но и между регионами внутри стран.

Задание 5.

По карте плотности населения мира определите районы с наиболее высокой плотностью населения.

А) Сравните карту плотности с картами климатических поясов и природных зон Земли и определите, в каких климатических поясах и природных зонах расположено большинство густонаселенных районов.

Б) В каких климатических поясах и природных зонах расположены районы с самой низкой на Земле плотностью населения?

Вкратце опишите, как различается плотность населения в зависимости от других особенностей географического положения (например, в равнинных и горных, приморских и континентальных районах).

Тема 2. Людность регионов

Как увеличивалась общая численность населения планеты от древности до наших дней и насколько неравномерно она прирастала в разных регионах мира? Решением этих вопросов занимались многие ученые-демографы.

Демография (от греческого demos – народ и grapho – пишу) – наука о закономерностях и воспроизводства населения, закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, динамику и состав: распределение по полу и возрасту, этнической принадлежности, месту жительства (городское и сельское) и т. д.

Одну из первых оценок численности населения мира сделал в 1682 г. родоначальник классической политической экономии англичанин сэр Уильям Петти. По его данным, человечество к тому времени достигло 320 миллионного рубежа (современные демографы считают, что он занизил реальную цифру на 50%). Петти, как и его последователи, опирался в основном на оценочные данные. Точные данные о численности населения можно получить только с помощью переписей – одновременного сбора статистической информации обо всех жителях. Их результаты – основа государственной социально-экономической политики, планирования доходных и расходных статей бюджета. Переписи стали проводиться сравнительно недавно: в Европе – с XVII в. , в России – с 1897 г. , во многих государствах Азии и Африки первые переписи прошли лишь в 60-70 гг. ХХ века.

Практическая работа

Задание 1.

Пользуясь данными таблицы, закрасьте на контурных картах регионы мира, в которых за указанные периоды население увеличивалось, значительно увеличивалось или уменьшалось.

Таблица. Численность населения регионов мира, млн. чел.

Год

Весь мир

Азия

в т. ч. Китай

Ев

ропа

Россия

/

СССР

Африка

Америка, в т. ч. Северная

Лат. Америка

Авст

ралия и Оке

ания

5000 г.

до н. э.

30

20

-

3

-

5

1

-

-

1

1

225

155

-

35

-

30

4

-

-

1

1000

305

195

-

43

10

40

15

-

-

2

1500

440

260

-

75

15

60

27

-

-

3

1650

550

330

-

82

20

100

15

-

-

3

1700

679

435

-

92

30

107

12

2

10

3

1750

769

498

200

109

35

106

18

3

15

3

1800

940

630

323

145

49

90

24

5

19

2

1850

1260

801

430

208

79

110

59

25

34

3

1900

1647

925

436

294

127

130

165

90

75

6

1950

2516

1375

555

393

180

224

331

166

165

13

1992

5479

3233

1188

512

284

682

741

283

458

27

Задание 2.

Подсчитайте и отобразите в диаграммах долю регионов в численности населения мира для разных периодов.

Как, по-вашему мнению, могут измениться пропорции в численности населения регионов в будущем? Свои предложения обоснуйте.

2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира

По данным BureauoftheCensus, . S. DeptofCommerce, население Земли (прогноз) в 2050 г. Составит 9 258 чел. , что на 3 123 млн. больше, чем в 2001 г. Ожидаемый средний ежегодный абсолютный прирост в предстоящие годы составит 62,5 млн. чел. Это значительно меньше аналогичного показателя последней трети ХХ столетия и свидетельствует о затухании «демографического взрыва» в общепланетарном масштабе.

В первой половине наступившего века на 1/5 снизит численность своего населения Европа. В 1,4 раза возрастет в Азии, Америке, Австралии, Океании. В Африке численность населения увеличится в 2,5 раза. По прогнозу в 2050 г. в России будет проживать 122 млн. чел. Это на 24 млн. меньше, чем в 2001 г. В течение полувека население будет ежегодно уменьшаться в среднем на 480 тыс. чел. Россия по численности населения переместиться на тринадцатое место, уступив не только Китаю, Индии, США, Индонезии и Бразилии, но и Нигерии, Пакистану, Бангладеш, Филиппинам, ДРК, Эфиопии, Мексике.

Метки: Методический кабинет