Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Виды зачетных (итоговых) работ в предпрофильном и профильном обучении информатике

Виды зачетных (итоговых) работ в предпрофильном и профильном обучении информатике

Контроль знаний является частью учебного процесса и обеспечивает обрат­ную связь с обучаемыми. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности, фиксируется объем труда, который вложен учащимся при вы­полнении контрольной работы.

Итоговыйконтроль (выходной) определяет качество усвоения материа­ла, фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, т. е. конста­тирует результаты обучения. Итоговый контроль позволяет проанали­зировать деятельность педагога, выявить его профессиональный

уровень, определить эффективность проводимых мероприятий в ходе оперативного контроля.

При планировании элективных курсов рекомендуется избегать традиционной отметочной технологии оценивания, поэтому по способу оценивания наибольшее распространение имеют такие виды итогового контроля элективных курсов как:

"рейтинговая" технология, основанная на наборе баллов, полученных за освоение разных разделов (тем) программы, и их суммировании. По­сле этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов. Возможен вариант, при котором каждая группа учащихся получает свой ранг. При такой системе оценивания могут быть преду­смотрены дополнительные баллы, которые используются для поощре­ния наиболее активных и инициативных учащихся, например, за оригинальное творческое решение и пр. Результаты по рейтинговой шкале могут быть пересчитаны и приведены к традиционной пяти­балльной системе оценки;

Например, рейтинговую технологию оценивания результатов обучения я использую в предпрофильных элективных курсах.

Проводя элективные курсы по информатике, могу сказать, что чаще использую по своей функции констатирующий итоговый контроль, который фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, используется в процессе проведения зачетов.

По способу получения информации в ходе контроля используются:

устный метод (различные опросы, собеседования, экзамены, зачеты, дискуссии);

письменный метод (контрольные или проверочные работы, тестирование, рефераты, письменные дискуссии и пр. );

практический метод, который состоит в наблюдении за ходом выполнения ла­бораторных и практических работ и в непосредственном выполнении проектов и презентаций.

Основныеформыконтроля

На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала:

Собеседование в той или иной степени используется на всех этапах обучения. Основное значение собеседование приобретает в старших классах, например, для выяснения усвоения принципов, концепций, законов, теорий и др. и во время проведения зачетов и экзаменов. Технология оценивания – отметочная и (или) качественная. По способу организации – контроль учителя.

Опросы (экспресс-опросы) часто используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию последующего нового материала, для акти­визации внимания. Опрос проводится, как правило, либо в начале урока, либо в конце урока для закрепления новых терминов и понятий. Элемента­ми опроса пользуются и во время проведения зачета. Технология оценива­ния – качественная или отметочная, используется взаимный контроль или контроль учителя.

Зачет одна из распространенных форм контроля в старших классах. Ха­рактеризуется тем, что учащимся выдается список вопросов или перечень тем, по которым производится зачет, оглашаются требования к уровню подготовки. Хорошие результаты дает не просто отдельный зачет, а проду­манная система зачетов, которая согласуется с другими формами контроля.

Технология оценивания – отметочная, используется контроль учителя или взаимный контроль.

Письменная контрольная работа представляется собой перечень заданий и (или) задач, которые учащиеся выполняют в письменном виде. Такая кон­трольная работа может содержать вопросы, которые требуют анализа, рас­суждений, обоснования, структуризации и пр. Технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя.

Тестированиеиспользуется для оперативной проверки качества знаний уча­щихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизиро­ванной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быст­рым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащих­ся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавле­ния слов, формул, терминов и пр. Главное – тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и хра­ниться в памяти компьютера. Технология оценивания – рейтинговая и (или) отметочная, по организации – автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

Дискуссияможет быть организована как в письменной, так и устной форме, использует сочетание методов опроса, собеседования, наблюдения или ре­цензирования, а для оценивания применяется качественная технология на основе экспертных заключений учителя.

Учитывая требование практической направленности элективного курса, (которое позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний), наиболее целесообразными видами итогового контроля будут являться:

• проект,

• реферат, исследовательская работа,

• комплексное практическое задание.

Например, в ходе работы над проектом по любым темам, и не только по информати­ке, учащиеся выполняют задания, связанные с набором, редактированием, форма­тированием и оформлением текста (рекламный листок, сообщение, доклад, отчет и пр. )– Можно включать подготовку рефератов, презентаций по любым предметам, например, в качестве зачетной работы по элективному курсу «Мультимедийные технологии» я засчитывала презентации, которые ученики использовали при защите своих исследовательских работ на школьной НПК.

Существуют еще возмож­ные варианты работы с текстом – оформление стендов, подготовка заметок в газету и доводка их до печати в виде твердой копии (на бумаге) или подго­товка электронных сообщений (публикация в Интернете, участие в теле­конференциях, переписка по электронной почте, подготовка материалов для Web-страницы и пр. ) Например, хорошей, достойной зачетной работой по элективному курсу «Разработка Web-сайтов» стал Виртуальный клуб юных избирателей «Перспектива».

В 2006-2007 учебном году вместо итоговой контрольной работы по элективному курсу «Защита информации» были предложены на выбор учащихся: комплексное практического задания или реферат на одну из предложенных тем.

Но в какой бы форме ни проводился итоговый зачет, важно, чтобы критерии и способы оценивания были бы известны учащимся до проведения контрольной работы или зачета, а не во время или после нее.

Метки: Методический кабинет