Легкая атлетика 1-4 классы
Легкая атлетика 1-4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры «Комплексной программе физического воспитания» (А. В. Кизыма, 2004; В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2005; Я. Т. Гаврих, 2009), предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, содействие всестороннему развитию личности. В процессе овладения этой деятельностью у юных спортсменов совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Актуальность. Обусловлена проблемой подготовки школьников в условиях спортизации в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества влияющих на морфофункциональное развитие молодого поколения, отсюда не правильная осанка, плоскостопие, недоразвитость отдельных групп мышц, в последствии не редко приводящие к различным заболеваниям, что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта. Специальная подготовка легкоатлетов оказывает существенное влияние на морфофункциональные параметры организма школьника (М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецов1995), особенно значимые в условиях интенсивно растущего организма. Незрелость основных функциональных регуляторных систем, нестабильность метаболических процессов, гетерохронное развитие органов и тканей (Р. И. Айзман, Л. А. Гиренко, В. Б. Рубанович 2002; В. А. Антонова 2006), обуславливают необходимость выявления оптимальных критериев, для физиологической регламентации нагрузок на детский организм в условиях спортивной деятельности (И. А. Аршавский. 1982; Р. М. Баевский, А. П. Берсеньева 2001).
Цель программы:
Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость. Обучить основам легкоатлетических прыжков и других видов легкой атлетике.
Учитывая эти особенности, программа по легкой атлетике для школьников ориентируется на решение следующих задач.
Задачи программы:
– укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;
– совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
– обучение и совершенствование легкоатлетическим упражнениям, гимнастическим, подвижным и спортивным играм;
– развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
– формирование общих представлений о легкой атлетике, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
– направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
– направленностью на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебно-тренировочного материала на целостное формирование мировоззрения юных спортсменов в области легкой атлетике и физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
Краткая характеристика программы:
Программа составлена для школьников 3-4 классов. Предусматриваются следующие направления обучения:
Общефизическая подготовка с элементами других видов спорта.
Обучение техники видов легкой атлетики.
Умение правильно выполнять гимнастические упражнения различного характера, специально беговые упражнения на развитие определенных качеств.
Самостоятельно выполнять задания.
Выступление в спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала по легкой атлетике
№ | Программный материал | Количество часов |
1 | Теоретические сведения | 4 |
2 | Соревновательные действия | 4 |
3 | Легкая атлетика | 32 |
4 | Подвижные и спортивные игры | 32 |
5 | итого | 72 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Дата |
Количество часов |
|
1 |
История легкой атлетики. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы,упр. на осанку. ОРУ, подвижные игры. |
сентябрь |
2 |
|
2 |
Повороты, разновидность ходьбы,упр. на осанку. ОРУ Специально беговые упражнения, подвижные игры. |
|
2 |
|
3 |
Повороты, разновидность ходьбы,упр. на осанку. ОРУ Специально беговые упражнения, подвижные игры. |
|
2 |
|
4 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах Маховые движения рук, ног. |
|
2 |
|
5 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Толчок одной ногой с места |
октябрь |
2 |
|
6 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. |
|
2 |
|
7 |
Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шаговЭлементы спортивных игр |
|
2 |
|
8 |
Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шаговЭлементы спортивных игр, подвижные игры. |
|
2 |
|
9 |
Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения |
ноябрь |
2 |
|
10 |
Гимнастические упражнения, подвижные игры. |
|
2 |
|
11 |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. |
|
2 |
|
12 |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спорт игр. |
|
2 |
|
13 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. |
декабрь | 2 | |
14 |
Соревновательная деятельность |
2 | ||
15 |
Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, с 3-х,6-и беговых шаговЭлементы спортивных игр. |
2 | ||
16 |
Повороты, разновидность ходьбы,упр. на осанку. ОРУ Специально беговые упражнения, подвижные игры. |
2 | ||
17 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах Маховые движения рук, ног. |
январь | 2 | |
18 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Толчок одной ногой с места |
2 | ||
19 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. |
2 | ||
20 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. |
2 | ||
21 |
Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шаговЭлементы спортивных игр |
февраль | 2 | |
22 |
Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шаговЭлементы спортивных игр, подвижные игры. |
2 | ||
23 | Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения |
2 | ||
24 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | 2 | ||
25 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | март | 2 | |
26 |
Теоретические сведения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спорт игр. |
2 | ||
27 |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спорт игр. |
2 | ||
28 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. |
2 | ||
29 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Обучение прыжок в длину с места |
апрель | 2 | |
30 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Закрепление прыжок в длину с места |
2 | ||
31 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в длину с места. |
2 | ||
32 |
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. |
2 | ||
33 | Гимнастические упражнения, подвижные игры, «рычаги». | май | 2 | |
34 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики, «рычаги». | 2 | ||
35 | Соревновательные действия | 2 | ||
36 |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики, комплекс упр. «рычаги». Элементы спорт игр. |
2 | ||
|
итого | 72 | ||
Теоретические и практические занятия,
общеразвивающие и специальные упражнения.
– Значение общеразвивающих и специальных упражнений.
– Место и время проведения общеразвивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий.
– Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов легкой атлетики.
– Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
– Для развития силы-упражнения с предметами и без предметов, снарядах и со снарядами в парах.
– Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
– Для развития выносливости-длительный бег умеренной и переменной интенсивности.
– Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими требованиями к координации и амплитуде движений.
– Специальные упражнения, включающие элементы основных видов легкой атлетики, их варианты, а так же движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых усилий.
– Специальные упражнения бегуна, специальные упражнения прыгуна.
Бег на средние дистанции и по пересеченной местности.
Скорость бега зависит от длинны и частоты шагов. Фазы отталкивания, полета и опоры. Положение туловища. Работы рук. Обучить: высокому старту и стартовому разгону. Бегу по повороту. Финишированию. Особенности бега по пересеченной местности.
Методика преподавания. Последовательность решения задач и основные средства. Дыхание при беге на средние дистанции и по пересеченной местности. Одежда и обувь. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности.
Бег на короткие дистанции.
Обучить низкому старту и дать общую характеристику бегу на короткие дистанции. Стартовый разгон и его особенности. Бег по дистанции и динамика скорости. Положение туловища, работа рук, основные фазы бегового шага, финиширование. Особенности техники бега по повороту. Методика обучения. Последовательность обучения. Основные средства. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности.
Прыжок в высоту, в длину с разбега.
Подбор длины разбега. Особенности последних шагов разбега. Фаза отталкивания. Движения в фазе полета и приземление.
Методика преподавания. Последовательность решения задач при обучении. Обувь для прыжков в высоту. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности.
Рекомендуемая литература.
1. И. А. Тер-Ованесян. , Летящий над землей. М. , «Физкультура и спорт» 1984.
2. В. Санеев. , Быстрее, выше, сильнее. М. , «Физкультура и спорт» 1986.
3. В. Санеев. , Твой первый прыжок. М. , ФиС. ,1990.
4. Н. Г. Озолин, Легкая атлетика. М. , ФиС. ,1979.
5. Н. Г. Озолин, Путь к успеху. М. , ФиС. ,1985.
6. Н. Г. Озолин, Спринтерский бег. М. , ФиС. ,1986.
7. В. Б. Попов, Прыжок в длину. М. , Тера-Спорт,2001.
8. А. И. Шилкин, Легкая атлетика. М. , Издательский центр «Академия»,2003.
9. В. А. Креер, Легкоатлетические прыжки, М. , ФиС. , 1986.
10. Ю. Н. Вавилов, Проверь себя, М. , ТиПФК. ,1997.
Используемая литература.
1. Н. Г. Озолин, Молодому коллеге, М. , ФиС. , 1988.
2. Об утверждении программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»: Приказ министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2003 г. № 114 // Консультант Плюс. Версия Проф.
3. В. М. Зациорский, Физические качества спортсмена, М. , ФиС. , 1990.
4. А. И. Пьянзин, Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов–М. : ТиПФК, 2004.
5. В. И. Лях, Тесты в физическом воспитании школьников Пособие для учителя. – М. : ООО Фирма, 1998.
6. В. И. Лях, Двигательные способности школьников – М. , 2003.
7. А. П. Назаров, Тройной прыжок – М. : ФКиС, 2007. – 160 с.
8. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классов – М. : Просвещение, 2005.
9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. М. : ФиС. , 2001.
10. Кашафутдинов, М. С. Легкая атлетика: учебное пособие [Текст] /М. С. Кашафутдинов// – М, 2003. – 3 – 6c.
Метки: Методический кабинет