Программа дополнительного образования «Юный лыжник». Ч. 2
Программа дополнительного образования «Юный лыжник». Ч. 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Основы знаний
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы из Республики Коми. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий.
Способы самостоятельной деятельности
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.
Физическое совершенствование
2. Техника передвижения на лыжах
2. 1 Передвижение ступающим и скользящим шагами;
2. 2. Попеременный двухшажный ход;
2. 3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
2. 4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
2. 5. Повороты переступанием на месте;
2. 6. Торможение падением. повороты переступанием;
2. 7. Непрерывное передвижение до 1,5 км.
3. Игры на лыжах
«Удержи равновесие», «Общий старт», «С горы в ворота» и т. д
4. Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
5. Общая физическая подготовка
5. 1 Строевые упражнения
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи подруку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».
5. 2. Общеразвивающие упражнения
5. 2. 1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса;
5. 2. 2. Упражнения для развития мышц туловища;
5. 2. 3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
5. 2. 4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
5. 2. 5. Упражнения в равновесии;
5. 2. 6. Легкоатлетические упражнения.
5. 2. 7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
– координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки)
– выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности.
– скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 метров.
6. Подвижные игры
Игры с мячом. Игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием. Игры на местности. Эстафеты встречные и круговые с преодолением препятствий.
Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с ориентированием на местности.
7. Кроссовая подготовка
Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности
8. Контрольные проверки и соревнования
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по лыжной подготовке занимающиеся должны:
Иметь представления: о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышения физической подготовленности человека; о способах изменения направления и скорости движения; о режиме дня и личной гигиене.
Уметь: передвигаться на лыжах ступающим шагом без палок; передвигаться на лыжах скользящим шагом с движениями рук; передвижение в медленном темпе до 1000 м.
Выполнять комплексы упражнений на развитие равновесия, координации, формирования правильной осанки.
Критерии уровня физической подготовленности
Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Передвижение на лыжах 1км | 9. 00 | 9. 30 | 10. 45 | 9. 30 | 10. 00 | 11. 45 |
Выполнение скользящего шага на 10-м отрезке (кол-во шагов) | 7-8
|
9-11 | 12-13 | 8-9 | 10-12 | 13-14 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) | 18-20 | 13-17 | 8-12 | 17-19 | 13-16 | 7-12 |
Прыжок в длину с места (см) | 143-150 | 128-142 | 119-127 | 136-146 | 118-135 | 108-117 |
Бег 30 м с высокого старта (сек. ) | 6. 0-5. 8 | 6. 7-6. 1 | 7. 0-6. 8 | 6. 2-6. 0 | 6. 7-6. 3 | 7. 0-6. 8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.
Основной формой практических занятий является урок, который строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.
Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.
Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного урока.
В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.
Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия на лыжах.
Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.
Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и подведение итогов обучения.
Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.
В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.
Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.
Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.
Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических условиях, учитель должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном спорте терминологию.
Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода – воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.
Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях (например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных усилиях при отталкивании.
Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.
Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.
Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической базы.
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в овраге, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов передвижения.
Для наиболее успешного усвоения учебного материала на занятиях используются следующие методические пособия и дидактический материал:
1. Информационный стенд с «Правилами техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке», с расписанием занятий, с инструкцией по применению лыжных мазей, подбору лыжного инвентаря;
2. Карточки-задания для развития двигательных качеств;
3. Карточки-задания для выполнения и запоминания элементов лыжной техники;
4. Подборка журналов о лыжном спорте;
5. Сценарии праздников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аграновский М. А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК. – М. : физкультура и спорт, 1980.
2. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. – М: Просвещение, 1983.
3. Гурская Л. А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов физической культуры, учителей физической культуры, общеобразовательных школ. – Смоленск: СГИФК, 1996. – 73с.
4. Гурский А. В. , Ермаков В. В. , Кобзева Л. Ф. , Рыженкова Л. И. лыжные гонки: Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры, тренеров и спортсменов /СГИФК. -Смоленск, 1990.
5. Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов физической культуры, учителей школ и тренеров ДЮСШ. – Смоленск :СГИФК, 1993.
6. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл. : Метод. пособие. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
7. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. – Смоленск: СГИФК, 1988. – 19с.
8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венгер. -М: Радуга, 1982.
9. Ромашова Л. Т. , Тухватулин Р. М. , Комарова Т. К. , Кореневская Г. П. , Пирог А. В. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе: Учебное пособие для преподавателей, методистов, студентов институтов физической культуры, учителей физической культуры общеобразовательных
Метки: Методический кабинет