Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Социально – воспитательные технологии

Социально – воспитательные технологии

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, педагогическим процессам.

В научном понимании и употреблении «педагогическая технология» существуют несколько различных позиций.

1. Педагогическая технология – средство, т. е. производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования; совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно– методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов, В. Бухвалов, М. Майер и др. )

2. Педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. (М. А. Чошанов, С. Гибсон, В. А. Сластёнин и др. )

3. Представители третьей позиции (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

4. Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Г. К. Селевко, Д. Финн и др. ) и означает систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенной на научной основе, запрограммированной во времени и в пространстве и приводящей к намеченным целям.

Основные общие качества педагогических технологий:

1. Системность (комплексность и целостность).

2. Научность (концептуальность и развивающий характер).

3. Структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность и гибкость, процессуальность).

4. Управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Социальное воспитание – социально-контролируемая составная часть социализации, педагогически ориентированная система общественно– государственной помощи и поддержки, оказываемой человеку для его вхождения в общество и нормального функционирования в нем.

Социализация – процесс (и результат) усвоения человеком социальных норм и культурных ценностей, предполагающий его включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Процесс социализации происходит под действием множества факторов:

1. Мегафакторов (космос, планета, мир)

2. Макрофакторов (страна, этнос, общество, государство)

3. Мезофакторов (регион, село, город, поселок)

4. Микрофакторов (семья, школа, соседи, группы сверстников, работники образовательных и воспитательных учреждений)

Технологии социального воспитания подрастающего поколения – это группа социальных технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества – подготовку подрастающих поколений к включению в общественную жизнь, нормальному функционированию в обществе.

Социально – воспитательные технологии:

– Технологии семейного воспитания:

1. Домашнее образование

2. Домашнее воспитание по Б. П. и Л. А. Никитиным

3. Домашнее воспитание по П. В. Тюленеву

– Технологии дошкольного воспитания

1. Мантессори– педагогика: «Развививающая среда»

2. Вальдорфский детсад: «Природосообразность»

3. Система Б. П и Л. А. Никитиных

4. Воспитание по Споку

5. Современные авторские программы дошкольного образования

6. Программа «Радуга» (Т. Н. Доронова, г. Москва)

7. Программа развитие (Л. А. Вегнер, О. М. Дьяченко, г. Москва)

8. Программа «Я вхожу в мир сам» (Г. К. Селевко, г. Ярославль)

9. Программа Е. Е. Шулешко

– Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С. Т. Шацкий)

– Технологии социально – педагогических комплексов

1. Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов»

2. Модель «Содружество школы и производства»

3. Модель «Комплекс социально– педагогической поддержки ребенка»

4. Модель «СПК как специально спроектированная среда»

– Технологии дополнительного образования

1. Обучение и воспитание способных и одаренных детей

2. Клуб для детей, дневной приют для приходящих детей, культурно – просветительское общество «Сетлемент» (С. Т. Шацкий, А. У. Зелёнко)

3. Театр юношеского творчества

– Технологии трудового и профессионального воспитания и образования

1. Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе

2. Технология контекстного профессионально – ориентированного обучения

– Модель «Профильное обучение»

– Система А. С. Макаренко

– Система В. А. Сухомлинского

– Система Г. М. Кубракова

– Система З. Г. Шоюбова

– Система А. А. Католикова

– Система А. А. Захаренко

– Подготовка кадров на производстве

– Трудовая политехническая школа с производственным обучением

– Трудовое воспитание в школах США

– Технология установления связей с общественностью (PR -технологии)

Технологии социально – педагогических комплексов

Идеи открытой школы, выдвинутые и апробированные в начале прошлого века в России (С. Т. Шацким, В. П. Вахтеровым, В. А. Зеленко, Е. Н. Медынским) воплощаются сегодня в социально– педагогических комплексах.

Цель –

– включение педагогического влияния на всех участников воспитательного процесса, выработка единых целей, задач, критериев эффективности воспитательных взаимодействий;

– выбор целесообразных средств и способов согласованного влияния на конкретную личность на основе её диагностики;

– определение содержания и программирование воспитательно– образовательного процесса на личностном уровне и на уровне конкретных детских коллективов (класса, группы, клуба, кружка и т. п. )

Социально-педагогический комплекс предполагает интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса.

Классификационные параметры технологий СПК:

Уровень и характер применения: отраслевая, социально-педагогическая технология, охватывающая определенные виды учебно – воспитательных учреждений.

Философская основа: диалектическая

Методологический подход: социокультурный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный

Вид социально– педагогической деятельности: поддержка + воспитание + обучение

Преобладающие методы: развивающие

Подход к ребенку и воспитательной ориентации: личностно– ориентированный, сотрудничества, самовоспитания

Акценты целей:

– Построение человекоориентированной школы

Объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды.

Социализация, формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично меняющегося социума.

– Создание воспитывающей среды, педагогизация окружающей среды.

– Формирование позитивных влияний на личность через семью посредством оздоровления внутрисемейных отношений, положительного примера родителей.

– Психолого– педагогическая коррекция поведения трудновоспитуемых детей, их отношений с окружающим миром

– Создание системы социальной охраны и защиты детства, профилактики ненормативного поведения.

В зависимости от локальных условий технология СПК может иметь несколько вариантов– моделей.

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребёнка»

Педагогическая поддержка

– – деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей

– – система разноплановых мероприятий, проводимых для дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку.

Задачи социально– психологическо– педагогической службы:

– Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

– Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждение

– Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально– педагогических мероприятий, акций

– Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях для предотвращения серьезных последствий

– Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т. п.

– Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов их соответствующих учреждений и организаций

– Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов

– Решение практических вопросов обеспечения учебно– воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

Цель всех образовательных учреждений общества – сформировать человека, наделить его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы.

Для этого педагог должен иметь представление о личности ребенка, применять педагогические технологии, постоянно развиваться и совершенствоваться.