Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Экологическое воспитание на уроках русского языка и чтения

Экологическое воспитание на уроках русского языка и чтения В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.

Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют уроки русского языка. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.

Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал на разных уроках.

Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно – экологическим потенциалом. Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник русского языка Н. Г. Галунчикова и Э. В. Якубовского. Проблема экологического воспитания в данном УМК освещается очень серьезно.

Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных с ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся нашей школы. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста.

На уроках русского языка включаю дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой – свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе;"природоохранительные" тексты. Используя упражнения, на основе текстов известных авторов: Пришвина, Бунина, Пескова, Рубцова, Шукшина, Мамина-Сибиряка, Аксакова, Майкова, Снегирева– почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.

Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете. Учебник снова приходит на помощь. В нем мы встречаем тексты упражнений по темам:

– животный мир – «Белка», «Рысь», «Кашалот», «Волк», «Пингвины», «Сорока-нумизмат», «Верблюд» «Слон», «Ежики», «Животный мир степи», « Подводный мир»,

– мир растений– «Ветка тополя», «Ива», «Поющие деревья», «Спор деревьев», « Ивовый пир» природные явления– «Дождик», «Сколько красок у зимы», «Снег»природные зоны– «Тайга», «Пустыня».

Типовые упражнения «На уроках природоведения» вызывают интерес учащихся. Это и осуществление межпреметных связей, и получение метапредметных результатов.

Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям, их поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.

Творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 9 классе .

Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, старшеклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).

Большой интерес вызывает у учащихся работа по стихотворению Р. Сефа «Ты еще не видел чуда?» Они выполняют задание: рассмотрите фотографию. Почему автор называет чудом обыкновенную березку? Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе, тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.

Решая задачи экологического воспитания, в 9 классе задаю такое домашнее задание: Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Пользуясь таблицей в тетради, определить основные стилевые черты текстов.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.

Приведу отрывок из такого экологического урока:

– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос– – слово, понятие (др. -греч. ), однако затрудняются с объяснением первой части слова. )

– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).

Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме, где мы живем. Познакомимся с газетными публикациями о нашем городе – о г. Астрахани.

Представление двух газет: первая рассказывает о строительстве нового культурно-развлекательного комплекса – «Звездный», а вторая – о строительстве 17– пристани. (небольшой рассказ детей).

Да, наша Астрахань и красивый, и интересный город, однако он имеет немало экологических проблем. И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего города, мы обратимся к публицистическому стилю речи.

2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле

(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)

3. Беседа об экологических проблемах в Астраханской обл. представьте и подберите материалы из местных газет об экологии по области.

Примерный список проблем

1 Наличие АЭС, ТЭС, ГЭС, и д. р. промышленных предприятий

2 Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха,

неправильная парковка)

3. Несанкционированные свалки бытовых отходов

4 Состояние водоемов.

5. Переход к практической работе

6. Обсуждение и редактирование рабочих материалов

Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Е. Н. Сазонова «Формирование экологических понятий на уроках русского языка»

2. О. М. Крайник «Экологическое воспитание на уроках русского языка»

3. Е. Ю. Малинская «Уроки развития речи в 9-м классе