Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конструирование на уроках химии как средство развития личности ребенка на основе учебной деятельности

Конструирование на уроках химии как средство развития личности ребенка на основе учебной деятельности

Происходящая всеобъемлющая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?

Cистемно-деятельностный подход в образовании − основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В рамках системно-деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т. е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности. Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Приходя в некоторые школы и задав учителю химии вопрос «а есть ли у вас конструкторы моделей молекул?», чаще всего получаешь отрицательный ответ, уловив удивленный взгляд преподавателя. Сегодня в наше стремительное время, в век компьютеров и интерактивных досок, когда информация потоком льется на человека из различных источников, многие считают слишком архаичным использование конструктора на уроках. А как же, такой «немодный» способ обучения, не относящийся к инновациям и модернизации учебного процесса! Не встречаются сегодня и новые усовершенствованные модели таких конструкторов. Думается, что их вообще перестали выпускать. И напрасно. … Стоит задуматься о том, какие функции несет в себе простое конструирование моделей молекул и атомов при изучении химии. Конечно, вопрос не новый, но остановлюсь на нем подробнее.

При собирании модели молекулы того или иного вещества у обучающегося появляется возможность «прикоснуться» к объектам микромира, ведь строение атома или молекулы многие люди так и не могут представить и понять в силу своих природных способностей даже с помощью компьютера. Да и нет у нас такой возможности – «заглянуть» внутрь молекулы. Когда же ученик своими руками создает молекулу, включается образное мышление, даже недостаточно развитое. Это дает большие возможности развития его творческой деятельности, формированию креативности мышления, да и, наконец, просто способствует запоминанию формул химических веществ.

Кроме того, большинство детей даже старшего школьного возраста длительное время остаются, как говорят психологи, кинестетиками. Поэтому им особенно полезна и важна такая форма деятельности как конструирование. А с каким удовольствием и неподдельной радостью ребята возятся с шариками-атомами! Невольно возникает мысль, что все-таки они дети и, наверное, многие еще просто не «доиграли». Кроме того, такой обучающе-игровой этап несет в себе профилактические функции предупреждения утомления на уроке.

Говоря о психологических аспектах такой деятельности на уроке, необходимо отметить значимость ее и для формирования и развития речевых навыков у детей. Ведь не секрет, что сегодня в школе все меньше детей способных к грамотному монологическому выступлению. Дети сегодня все больше читают, пишут, выполняют тесты на уроках. Особенно утрачивается эта сторона обучения в связи с реформами в образовании, связанными с введением тестирования. Но не стоит забывать, что проявление интеллекта заключается и во владении грамотной и четкой речью. Всем известно, что в дошкольном возрасте у ребенка обязательно должен быть какой-либо конструктор, поскольку развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики способствует формированию и развитию речи у ребенка, а также образного мышления. Но почему-то об этом в более старшем возрасте начинают забывать, хотя детский организм продолжает формироваться на протяжении всех школьных лет.

Существует мнение некоторых учителей, что работа с конструктором «отнимает много времени и нервов». Да, не всегда дети бережно обращаются с деталями и порой пропадают «атомы». Но, полагаю, это лишний раз подчеркивает их интерес к данному виду деятельности, ведь конструировать любят все! Главное со стороны педагога грамотно спланировать и организовать эту работу, а результаты не заставят себя ждать. Большой интерес среди коллег вызвал эксперимент, осуществленный в 10-11 классах. Как оказалось, ученики в классе, работающем с конструктором, гораздо лучше запоминают и воспроизводят формулы органических веществ, владеют номенклатурой, самостоятельно составляют структурные формулы, по сравнению с тем классом, где при обучении конструкторы не использовались. Руководствуясь результатами мониторинга, мы не только применяем такой вид деятельности обучающихся на уроке, но и используем конструирование из различных доступных подручных материалов, например из пластилина. Но все же очень хочется иметь в арсенале новенькие компактные современные конструкторы! Несмотря на то, что сегодня существуют разнообразные компьютерные возможности моделирования молекул и атомов, конструктор необходим. Да и по стоимости это «хорошо забытое старое» не может конкурировать со многим современным «новым»!

Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.