Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Педагогические условия построения оптимального образовательного процесса, способствующего интеллектуальному развитию

Педагогические условия построения оптимального образовательного процесса, способствующего интеллектуальному развитию В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте. Воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. «(Сухомлинский В. А Избр. пед. соч. : В 3т. -М. 1979-Т. 1-c. 48)

Создавалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Таковы игры, созданные Э. Сегеном, Декроли, М. Монтессори. Но, несмотря на то, что они создавались с целью развития внешних чувств. С их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память детей. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности. Монтессори пишет о том, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике, ребенок движется к развитию интеллекта.

Так что же такое интеллект– это мыслительная способность, умственное начало у человека.

Итак, приоритетной целью начального образования является интеллектуальное развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться – значит уметь «учить себя»)

Вспомним всем известное положение теории развивающего обучения, сформулированное Д. Б. Элькониным: своеобразие и значение учебной деятельности школьника не столько в усвоении тех или иных знаний и умений, сколько в изменении ребенком самого себя. В этом смысле развитие есть результат обучения не совпадающий с его содержанием. Ученик -равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать интеллектуальному развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств ее решения, осуществлять контроль и самоконтроль.

Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений выборе альтернативы, обсуждение наиболее целесообразных способов ответа.

Изучив методики Н. Ф. Виноградовой и М. Монтессори, я стала создавать среду, то есть оптимальные условия для образовательного процесса способствующие интеллектуальному развитию школьника.

Девизом своей работы избрала слова М. Монтессори «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей ».

В настоящее время остро встает вопрос об индивидуализации учебно-воспитательного процесса, создании благоприятных условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, включение его в различные виды деятельности, где бы он смог проявить себя, сделать свободный выбор. Реализация данной проблемы повлекла за собой стремление по новому подойти к изучению педагогической теории и практики прошлого.

В этом плане представляет несомненный интерес педагогическое наследие и практическая деятельность итальянского ученого, профессора, доктора медицины М. Монтессори.

Изучив педагогику и методику М. Монтессори, я поняла, что это то, что нужно детям. И стала создавать атмосферу учения. Создавая среду для исследовательской деятельности детей на уроках начальной школы, я обращала внимание на то, что все эти материалы предназначены для ребенка. Они представляют собой систему помощи ребенку, которая необходима ему для самостоятельного учения. Работа с материалом должна быть целенаправленной и находиться в тесной взаимосвязи с воспитательной задачей.

Рабочий материал– это «ключ к миру». Через ясные, точные, однозначные структуры в рабочем материале мир для ребенка становится упорядоченным, разграниченным.

Учение происходит через осмысление материала. «Рука– инструмент ума, который помогает ребенку достичь глубокой поляризации внимания». В рабочем материале заложено опосредованное руководство к социальному поведению и контроль над правильным выполнением работы. Посредством контроля ребенок сам может оценивать результаты своей работы. Он сам определяет дальнейшие шаги в учебной деятельности. При этом ребенок становится независимым от учителя, от его похвалы или порицания. Самоконтроль – осознанный шаг в воспита6нии личности ребенка. Рабочий материал предполагает завершенность каждого учебного отрезка, вызывает интерес, вопросы и побуждает к мышлению.

На моих уроках ребенок выступает в роли исследователя, который постоянно ведет поиск информации. Так на уроках русского языка по методике Н. Ф. Виноградовой, я подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка, а ученик, выполняя работу над ошибками, находит, орфограмму и доказывает правильность написания слов, т. е. устанавливает ее причину и исправляет. Также на обычных уроках, учащиеся, выполняют самоконтроль и взаимоконтроль, работают в парах сменного состава, например, со словарной работой или работа с таблицей умножения, а затем самооценивают свой конечный результат. му и доказывает правильность написания слов,т. е. ник выполняя работу над ошибками находит орфогра

Необходимо на уроках уважать свободу и спонтанность ребенка. По методике М. Монтессори ребенок свободен в выборе предмета, а также сам определяет социальную форму, в которой хочет работать. У него есть возможность работать одному, работать с партнерами, который знает больше, чем он сам. С которым он стоит на одном уровне, который знает меньше, чем он сам. Он может попросить учителя оказать ему помощь, или просто слушать, когда объясняется материал другому ученику. Он также свободен в выборе темпа и продолжительности работы, с каким либо предметом. Мой опыт проведения ряда учебных занятий по предметам показывает, что есть возможность позволять детям работать на данных уроках более свободно. Ребенок учится ориентироваться в окружающей

среде и при этом приобретает самостоятельность и независимость.

Предлагаю материал, который можно использовать на обычных уроках:

Материал с дробями, существует два вида карточек, на синем фоне задания, а на розовых карточках самопроверка. Например: берет ребенок карточку №1. На ней задание: составь круг из половины и четвертей круга. Ребенок выполняет это задание, а затем выполняет самоконтроль Склонение местоимений. Сначала ребенок читает, что же такое местоимение, что такое склонение, вспоминает падежи с вспомогательными вопросами, выполняет задание, раскладывая карточки по падежам, и осуществляет самоконтроль по готовой карточке. Точно также выполняется задание с существительными в работе «Изменение существительных по падежам».

Примеры на сложение. Даны карточки с примерами, а рядом расположены цветные кружочки с ответами в разброс. Ребенок ищет ответ правильный и прикрепляет ту по цвету скреп.

ку, которая соответствует этому ответу. Затем осуществляет самоконтроль на обратной стороне.

Собери таблицу умножения.

Даны карточки разные по цвету и пустая таблица, эту таблицу ребенок заполняет и по готовой таблице осуществляет самоконтроль.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Сухомлинский В. А Избр. пед. соч. : В 3т. -М. 1979-Т. 1-c. 48

2. Мария МонтессориДом ребенка: Метод научной педагогики Пер. с итал. С. Г. Займовского Целевое назначение: Уч. -метод. пособие д/прочих видов обучения Серия: Несерийное издание Издательство: АСТ Издательство Год издания: 2006