Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности обучаемых на уроках русского языка и литературы

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности обучаемых на уроках русского языка и литературы Замечено, что в процессе обучения в школе у учащихся по мере их взросления усиливается интерес к одним дисциплинам и, как следствие, снижается к другим. Это влияет на качество усвоения материала по "неинтересным" предметам, которыми могут являться русский язык и литература. Существует целый ряд способов повышения мотивации учебной деятельности в освоении этих дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.

Этой педагогической технологии и посвящена данная статья.

Игра – древнейшая форма передачи знаний. Можно утверждать, что игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д. ),

развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),

воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),

мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

В довершении к этому, посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т. е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений.

Оценка у спешности, то есть оценка знаний и действий ученика на уроке – обязательный элемент, а в игре – желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна соответствующая. Это могут быть жетоны разных цветов или с написанными на них баллами, «моники» (как, например, в игре «Банк знаний») номиналом в 1,3,5 баллов, что позволяет дифференцированно оценивать ответы.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что все игровые формы обучения имеют следующие целевые ориентации:

1. дидактические:

– расширение кругозора, познавательная деятельность;

– применение ЗУН в практической деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

2. воспитывающие:

воспитание самостоятельности и воли;

– воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

3. развивающие:

– развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,

сопоставлять, находить аналогии;

– развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии,

умения находить оптимальные решения;

– развитие мотивации учебной деятельности;

4. социализирующие:

приобщение к нормам и ценностям общества;

– адаптация к условиям среды;

– стрессовый контроль, саморегуляция;

– обучение общению;

– психотерапия.

Немецкий учёный Готфрид Лейбниц писал: «Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры».

Очень часто школа «примеряет на себя» форму телевизионных игр: «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и т. д. Какие-то игры отличаются зрелищностью, являются сугубо развлекательными; другие глубоко интеллектуальны, и их участники должны продемонстрировать блестящую эрудицию, прекрасную память, логику, смекалку. К последним относится и передача «Своя игра».

«Своя игра» идеально подходит для итоговых занятий, особенно в конце года или полугодия; она может быть связана с любым материалом, изученным на уроках.

Удовольствие от демонстрации имеющихся, азарт, вызванный соперничеством, стремление стать лучшим знатоком литературы, возможность самореализации каждого участника в творческом процессе игры – всё это благоприятно сказывается на формировании и развитии интереса к предметую

Правила игры, конечно, следует адаптировать к школьным условиям. Пусть играют не три человека, а три команды по 2-3 участника. Ещё одно важное изменение в правилах поможет создать ситуацию успеха: не стоит вычитать баллы за неправильные ответы.

В финале игроки делают ставки, исходя из количества набранных баллов, дают ответы в письменной форме. За неправильный ответ на финальный вопрос баллы надо вычесть: на то игра и «своя», чтобы рассчитывать на свои силы. Победители награждаются (лучше, конечно, книгами).

Хочу обратить ваше внимание на то, что сама я являюсь автором разработок уроков с использованием игровых технологий: «Литература плюс. . . » (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – 8 класс), «Эта песня в сердце отзовётся. . . » (творческий зачёт в 11 классе по творчеству С. А. Есенина), урок – соревнование «В редакции газеты» по теме «Предлог» (в 7 классе). Все они были опубликованы в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», ежегодно проводимого Издательским домом «Первое сентября».

Остальное – творчески переработанные методические материалы учителей – практиков из газет «Литература» и «Русский язык» (приложений к газете «Первое сентября»), журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Русская словесность» и т. д.

Буду рада, если кто-то в моей работе найдёт полезное и созвучное своим мыслям. . . Я хочу научить своих детей мыслить, думать, запоминать, любить родной язык и литературу, любить учиться.

Обобщив всё вышесказанное, можно утверждать, что дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развитие всех психологических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, творческих способностей и умений. Как сказал К. Д. Ушинский: «В игре формируются все стороны детской души». Также я считаю, что прав и К. Бальмонт, писавший: «В этом мудрость, в этом счастье – увлекаясь, увлекать. . . »

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Изд-во Педагогика, 1989.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998.

3. http://1september. ru/