Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности обучаемых на уроках русского языка и литературы
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности обучаемых на уроках русского языка и литературы Замечено, что в процессе обучения в школе у учащихся по мере их взросления усиливается интерес к одним дисциплинам и, как следствие, снижается к другим. Это влияет на качество усвоения материала по "неинтересным" предметам, которыми могут являться русский язык и литература. Существует целый ряд способов повышения мотивации учебной деятельности в освоении этих дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.
Этой педагогической технологии и посвящена данная статья.
Игра – древнейшая форма передачи знаний. Можно утверждать, что игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником.
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
• обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д. ),
• развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
• воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
• мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
В довершении к этому, посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т. е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.
Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений.
Оценка у спешности, то есть оценка знаний и действий ученика на уроке – обязательный элемент, а в игре – желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна соответствующая. Это могут быть жетоны разных цветов или с написанными на них баллами, «моники» (как, например, в игре «Банк знаний») номиналом в 1,3,5 баллов, что позволяет дифференцированно оценивать ответы.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что все игровые формы обучения имеют следующие целевые ориентации:
1. дидактические:
– расширение кругозора, познавательная деятельность;
– применение ЗУН в практической деятельности;
– развитие общеучебных умений и навыков;
2. воспитывающие:
– воспитание самостоятельности и воли;
– воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
3. развивающие:
– развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии;
– развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии,
умения находить оптимальные решения;
– развитие мотивации учебной деятельности;
4. социализирующие:
– приобщение к нормам и ценностям общества;
– адаптация к условиям среды;
– стрессовый контроль, саморегуляция;
– обучение общению;
– психотерапия.
Немецкий учёный Готфрид Лейбниц писал: «Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры».
Очень часто школа «примеряет на себя» форму телевизионных игр: «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и т. д. Какие-то игры отличаются зрелищностью, являются сугубо развлекательными; другие глубоко интеллектуальны, и их участники должны продемонстрировать блестящую эрудицию, прекрасную память, логику, смекалку. К последним относится и передача «Своя игра».
«Своя игра» идеально подходит для итоговых занятий, особенно в конце года или полугодия; она может быть связана с любым материалом, изученным на уроках.
Удовольствие от демонстрации имеющихся, азарт, вызванный соперничеством, стремление стать лучшим знатоком литературы, возможность самореализации каждого участника в творческом процессе игры – всё это благоприятно сказывается на формировании и развитии интереса к предметую
Правила игры, конечно, следует адаптировать к школьным условиям. Пусть играют не три человека, а три команды по 2-3 участника. Ещё одно важное изменение в правилах поможет создать ситуацию успеха: не стоит вычитать баллы за неправильные ответы.
В финале игроки делают ставки, исходя из количества набранных баллов, дают ответы в письменной форме. За неправильный ответ на финальный вопрос баллы надо вычесть: на то игра и «своя», чтобы рассчитывать на свои силы. Победители награждаются (лучше, конечно, книгами).
Хочу обратить ваше внимание на то, что сама я являюсь автором разработок уроков с использованием игровых технологий: «Литература плюс. . . » (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – 8 класс), «Эта песня в сердце отзовётся. . . » (творческий зачёт в 11 классе по творчеству С. А. Есенина), урок – соревнование «В редакции газеты» по теме «Предлог» (в 7 классе). Все они были опубликованы в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», ежегодно проводимого Издательским домом «Первое сентября».
Остальное – творчески переработанные методические материалы учителей – практиков из газет «Литература» и «Русский язык» (приложений к газете «Первое сентября»), журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Русская словесность» и т. д.
Буду рада, если кто-то в моей работе найдёт полезное и созвучное своим мыслям. . . Я хочу научить своих детей мыслить, думать, запоминать, любить родной язык и литературу, любить учиться.
Обобщив всё вышесказанное, можно утверждать, что дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развитие всех психологических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, творческих способностей и умений. Как сказал К. Д. Ушинский: «В игре формируются все стороны детской души». Также я считаю, что прав и К. Бальмонт, писавший: «В этом мудрость, в этом счастье – увлекаясь, увлекать. . . »
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Изд-во Педагогика, 1989.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998.
3. http://1september. ru/