Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

В ходе модернизации российской школы важное место отводится проблеме организации образовательного процесса. Осуществляется «сбрасывание» старой формы урока. Строгий, регламентируемый урок, характеризующийся дисциплинированностью учеников, безоговорочно подчиняющихся учителю, сменяется уроками с новыми характеристиками. Это уроки, которые дают возможность ученику быть самостоятельным, инициативным и формируют у него разносторонние познавательные потребности. Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к умению, т. е. осознание смысла и результата своих действий. Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать самостоятельность. Существует несколько различных мотивов, стимулов, побуждающих заниматься. Это принуждение (поддерживаемое страхом наказания или соблазном награды), сознательность и самый действенный стимул – интерес к предмету. Последний стимул желательно развивать самыми различными способами: от необычных приемов обучения и форм проведения урока, новизны содержания материала до элементарного, доброжелательного настроя. Главная особенность предмета математики – направленность не только на то, чтобы дать детям числовую грамотность, но и, в первую очередь, на то , чтобы, используя изучаемый математический материал, создать условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, от класса к классу, усиливая акцент на развитие мышления, что обуславливается спецификой предмета. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, догадки, сообразительности, умение подметить закономерности – вот те основные особенности методики формирования вычислительных навыков, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся. Поэтому, главная цель учителя организовать так учебную деятельность младших школьников, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Для реализации поставленной цели, необходимо решить ряд задач: 1. Целенаправленно формировать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); 2. Организовывать самостоятельную деятельность учащихся; 3. Активно включать в познавательную деятельность приемы наблюдения, преобразования и конструирования. 4. Использовать различные модели: предметные, вербальные, графические, схематические, символические; 5. Создать каждому ребенку условия максимального, эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний. Для решения поставленных задач, я рассматриваю свою педагогическую деятельность с трех функций, являющихся средством организации моей работы: а) логической; б) методической; в) психологической. Что касается первой (логической) функции, я четко должна представлять место урока в теме и вообще в курсе, выявить конкретную единицу содержания, над которой предстоит работать с учащимися. Для учащихся так же важно узнать тему урока, как и для учителя. Ребенок должен узнать о том, зачем ему это нужно, почему изучение данной темы необходимо (т. е. необходимо создать мотивацию), полученные знания он должен реализовать на уроке. Каждый ребенок должен для себя подвести итог урока: что нового он узнал, чему научился, не потратил ли время впустую. Для отслеживания результативности обучения и повышения мотивации обучения, можно использовать мониторинг успеваемости. Пройденные темы, зачеты, самостоятельные работы закрашиваются прямоугольниками определенного цвета. Мониторинг дает: Учителю – возможность отслеживать пропущенные ребенком по уважительной причине или неотработанные темы и задания, соревновательный момент, который всегда важен в работе с детьми младшего возраста. Ребенку – всегда четко видны свои успехи, так и то, что можно отрабатывать в случае оставшегося времени, а так же, что будем «проходить» далее. Родителю – даже не владеющему спецификой предмета, легко видны успехи своего ребенка в наглядной и доступной форме, всегда видна программа обучения. Ф. И. Величины Сам. работа «Единицы длины» Сам. работа «Единицы площади» Сам. работа «Единицы времени» Сам. работа «Единицы массы» Тест «Вели чины» Контрольная работа Иванов С. Петров А. ………… …………. □ □ □ □ □ □ синий 80% – 100% решенных заданий, ответов на вопросы теста. зеленый 50% – 79% решенных заданий, ответов на вопросы. красный 20% – 49% решенных заданий, ответов на вопросы тестов. Вторая (методическая) функция педагогической деятельности – это организация учебного процесса. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности. Необходимо на уроке математики организовывать так, чтобы усвоение знаний учащимися было сознательное и прочное, и происходило в процессе активной умственной деятельности. Изучение новой темы начинаю с маленьких проблемных ситуаций, которые включают ученика в познавательную деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания. 1. Записаны числа: 7 10 21 3 12 28 14. Запишите все возможные суммы двух чисел, которые делятся на 7. (7 + 21) : 7 (7 + 28) :7 (7 + 14) : 7 (21 + 28) : 7 (21 + 14) : 7 (28 + 14) : 7 Что вы можете сказать про числа, которые записаны в скобках? А про числа, которые остались не использованными? Какой можно сделать вывод? Приведите свои примеры? Анализируя выражения, учащиеся приходят к выводу: «Если слагаемые делятся на данное число, то и их сумма будет делиться на это число». Докажите, будет ли делиться сумма на данное число? ( 18 + 36 + 42 +17): 6 (9 +36 + 45): 9 2. Запишите все двузначные числа до 20. Выпишите только те числа, которые можно представить: а) в виде суммы одинаковых слагаемых (10, 12, 14, 16, 18, 20); отметьте закономерность в записи этих чисел (каждое последующее число на 2 больше предыдущего); б) в виде суммы трех одинаковых слагаемых (12, 15, 18); докажите вычислением ( 12 = 4 + 4 + 4, 15 = 5+ 5 + 5, 18= 6 + 6 + 6). Такие задания заставляют размышлять, пробовать и ошибаться и, наконец, находить правильный ответ. Учащиеся постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя открытия. Очень много внимания уделяю организации самостоятельной работы на уроках. Для ее организации использую метод наблюдения. В процессе наблюдения ученики анализируют, сравнивают, делают выводы. Полученные таким образом знания являются более осознанными и, тем самым, лучше усваиваются. Процесс наблюдения и анализа рассматриваемых объектов, ведущий к обобщению, неразрывно связан с рассуждением, выявлением причинно-следственных связей, с обоснованием тех выводов, к которым приходит ученик в процессе выполнения предлагаемых ему заданий. Для развития самостоятельности использую следующие задания: – составь задачу к схеме; – поставь вопрос к условию задачи; – задача с недостающими данными; – задача с лишними данными; – составь задачу, чтобы она решалась в два действия. Учу детей обосновывать правильность избранного способа решения, что содействует пониманию причинно-следственных связей процессов и явлений действительности, овладению логическими основами доказательности и убедительности. Для организации самостоятельной работы использую дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Организованная таким образом самостоятельная работа учащихся способствует развитию мышления, творческих способностей, повышает познавательную активность. Самостоятельно решенная задача приносит каждому ученику радость, удовлетворение, чувство уверенности в себе. Включаю в урок взевозможные разминки, направленные на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления. Найди лишний ряд чисел. Объясни, почему он лишний. 5 8 11 14 4 7 10 13 10 20 30 40 50 3 6 9 12 15 2. Найди лишнее число. Обоснуй свой ответ. 23 47 85 22 52 90 3. Найди закономерность. ▲ ○ □ ▲ ○ Большое внимание на уроках математики уделяю проведению устного счета. Ведь очень важно организовать внимание учащихся в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для этого использую «Ромашки», «Цифровик» , конструирование из геометрических фигур, провожу устный счет в форме игры, соревнования. Это активизирует ребят, создает положительный настрой на урок. Для повышения эмоциональности урока использую: – считалки; – пословицы; – стихи об арифметических действиях, о числах и цифрах; – задачи в стихотворной форме; – сказки с математическим содержанием; – физминутки в стихотворной форме; – сказочных героев, как действующих лиц урока. Сказочная форма задач делает их необычными, увлекательными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математике побуждает ребенка еще раз прочитать литературное произведение, поразмыслить над ним. Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются, сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. При всем многообразии форм и методов образования на уроке должен присутствовать диалог как между учителем и учеником, так и между учащимися. Диалоги помогут создать непринужденную обстановку, в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа, получить от учителя помощь и поддержку, что очень важно для формирования интереса к предмету и положительного отношения к учебному процессу. Для организации диалога необходимы следующие условия: Открытость, эмоциональность, доброжелательность учителя, свободная обстановка на уроке. Уверенность, комфортность, удобство ребенка на уроке. Внимательность учителя ко всем и каждому. Присутствие эмоциональных «поглаживаний»: улыбки, обращение по имени, физический и зрительный контакт. Предпочтения отдавать вопросам открытым, операционным, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ. Умение учителя быть хорошим слушателем. Диалог учит детей анализировать, рассуждать, выражать свое мнение. Рассуждения детей становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать. У ребят развивается наблюдательность, внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики привыкают работать не рядом, а вместе. Относительно третьей (психологической) функции педагогической деятельности, я должна опираться на уровень сознания ребенка (готов ли он принять содержание, подготовленное учителем). Я должна искать способности в себе и у детей, чтобы «продвинуть» эту единицу содержания. При подготовке к уроку я стараюсь планировать свою работу с учетом вдруг возникшего непонимания ребенком изучаемого материала. Тогда я преподношу материал с несколько иной точки зрения. У ребят, посмотрев по-новому на изучаемую единицу, появляется огонек в глазах, и они приступают к работе. Таким образом, познавательная активность учащихся на уроках математики зависит от творческой индивидуальности учителя, его способностей в организации процесса обучения. Ведь учитель – это «солнце», от которого зависит будет ли на уроке «пасмурно», скучно, однообразно или «ясно», интересно, познавательно. И чем больше и разнообразнее будут лучики у этого солнышка, тем активнее и продуктивнее будет идти развитие учащихся. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Афанасьева Л. Г. Зрительные диктанты на уроках математики. // Нач. школа. – №7. – 2000. 2. Бескоровайная Л. С. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы. – Ростов н/Д: Феникс. – 2003. 3. Горина О. П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике? // Нач. школа – №5. – 2002. 4. Деменева Н. Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. // Нач. школа. – №2. – 2004. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нач. школа . – №4. – 2002. 6. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Сер. : Учение с увлечением. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. 7. Мартынова О. А. Разминки на уроках математики. // Нач. школа. – № 7. – 2003. 8. Пентегова Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики. // Нач. школа. – №11. – 2000. 9. Радюпова Л. А. Из опыта обучения математики 1-2 классы четырехлетней школы. // Нач. школа. – №7. – 1995. 10. Рудакова Е. А. Сочинения и загадки на уроках математики в начальной школе. // Нач. школа. – № 11. – 2002. 11. Селиверстова Н. Ю. Найди закономерности. // Нач. школа. – №5 – 2003. 12. Толок Л. А. На уроках чувствую себя свободно, уверенно… // Нач. школа – №7. – 2001. 13. Шикова Р. Н. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики. / Калинина Н. Г. // Нач. школа. – №5. – 1994.