Технологии модерации на уроках 3 ступени обучения
Технологии модерации на уроках 3 ступени обучения Одной из главных проблем сегодняшней школы по мнению педагогов из различных регионов России является низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Технологии модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся. Они также обеспечивают развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
Принципы модерации:
– структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
– систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
– комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
– прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты). Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:
– инициация (начало урока, знакомство);
– вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
– формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
– интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
– проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
– подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
– эмоциональная разрядка (разминки).
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов :
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся ;
анализ деятельности участников и оценка результатов;
Интеракция-Коммуникация-Визуализация-Мотивация-Мониторинг-Рефлексия-Анализ и оценка
Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Список литературы:
1. Вигман С. , Мюллер В. «Нетрадиционные методики образования для взрослых»
М: ЦИНО Общество «Знание» России 1998
2. КорниловС. В. ,Корнилова С. Э. «Методический ларец» Петрозаводск «Петропресс»,2002
3. Фоппель К. «Энергия паузы» Генезис 2004