Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательном учреждении: самооценка, самообследование и др

Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательном учреждении: самооценка, самообследование и др

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России. В настоящее время под качеством образования понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях. (Статья 2. П. 29 ФЗ). Основными видами оценки качества образования в образовательном учреждении являются: внутренний и внешний аудит, общественная экспертиза. Общероссийская система оценки качества образования регламентирует создание внутренней системы оценки качества образовательного процесса, (Статья 28, п. 3) которая строиться с учетом основных субъектов и составляющих образовательного процесса: обучающихся, обучающих и ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового). Согласно концепции общероссийской системы оценки качества образования внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование следующих инструментов оценивания: 1. Самооценку обучающихся. 2. Внутренний мониторинг качества образования. 3. Оценку образовательных программ. 4. Самооценку ОУ (самообследование). 5. Оценку педагогических кадров. 6. Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую государственную (итоговую) аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме. В соответствии с требования ФГОС слагаемыми качества образования являются качество ООП, качество условий и качество результатов. В рамках процедуры госаккредитации нашей школы в прошедшем учебном году мы провели самообследование в соответствии с новым приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 53 от 26 января 2012 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИЛИ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЯ». Приложение Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 53 ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИЛИ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЯ 1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения образовательным учреждением или научной организацией (далее вместе – организации) процедуры самообследования. 2. Целью проведения самообследования является подготовка соответствующего отчета об обеспечении организации соответствующего уровня качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (государственными образовательными стандартами – до завершения их реализации в образовательном учреждении) или федеральными государственными требованиями, а также о выполнении образовательным учреждением показателей деятельности, необходимых для определения типа и вида. 3. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: – планирование и подготовку работ по самообследованию организации; – организацию и проведение самообследования в организации (в том числе в ее обособленных структурных подразделениях); – обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета о самообследовании организации; – рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании на заседании ученого (педагогического, научно-технического) совета организации. 4. Этапы, сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, в том числе представителей работодателей, общественно-профессиональных объединений в сфере образования, определяются организацией. 5. При проведении самообследования организация использует результаты мониторинга качества образования, внутреннего аудита, общественной (общественно-профессиональной) аккредитации. 6. В процессе самообследования проводится анализ всех представляемых к государственной аккредитации образовательных программ организации в отношении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (государственных образовательных стандартов – до завершения их реализации в образовательном учреждении) или федеральных государственных требований, а также показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида. 7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации. 8. Отчет о результатах самообследования подписывается руководителем и заверяется печатью организации. Отчет о результатах самообследования размещается на официальном сайте образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Мониторинговый режим сбора информации и её анализа с последующим принятием управленческих решений по всем трем слагаемым качества образования способствовал успешному проведению самообследования и прохождению процедуры государственной аккредитации. Итак, рассмотрим первую составляющую качества образования качество ООП. В школе реализуются следующие ООП: 1. Основная образовательная программа начального общего образования (1-3 классы, соответствие ФГОС начального общего образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373). 2. Основная общеобразовательная программа начального общего образования(4 классы, соответствие ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 108). 3. Основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы, соответствие ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 108). 4. Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая профильное обучение по предметам в соответствии с выданной лицензией (10-11 классы, соответствие ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 108). Рабочие программы по предметам и программы внеурочной деятельности разрабатываются всеми педагогами самостоятельно на основе имеющихся рекомендаций и перед утверждение рассматриваются на заседаниях школьных методических объединений. Вторая составляющая качества образования – качество условий – также отражена в отчете о результатах самообследования. Качество условий складывается из следующих ресурсов: 1. Кадровые. В школе работает 44 педагогических работника, 30 % из них имеют высшую квалификационную категорию, 50 % – первую. Педагоги своевременно повышают свою квалификацию через курсовую подготовку по актуальным проблемам современного образования, таким как переход на новые ФГОС, применение ИКТ технологий в образовательном процессе, подготовка к итоговой аттестации учащихся. – – – Отличник просвещения -– 1. – -– Почетный работник образования РФ -– 9. – Награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ – 8. – «Грант Президента» – 1. – «Грант Губернатора» -– 2. – Лауреаты областного конкурса «Учитель года» – 2. – Победители районного конкурса «Учитель года» – 7. – «Сердце отдаю детям» – 6. – «Мои инновации в образовании» – 2. – «Лучший учитель Лузского района» -– 5. 2. Материально-технические. 3. Финансовые. 4. Учебно-методические. 5. Информационно-образовательная среда. В ходе реализации КПМО на данном сайте доступны результаты автоматизированной системы контроля по различным параметрам деятельности образовательного учреждения. В 2013 – 2014 учебном году в школе в тестовом режиме начинается запуск программ АРМ «Директор» и «ЭКЖ», которые значительно облегчат механизм обработки данных внутришкольного мониторинга качества образования. Ну и третья составляющая качества образования – это качество результатов, мониторинг которого осуществляется в рамках внутришкольного контроля, текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Основными направлениями мониторинговой деятельности в нашей школе являются: – процент освоения обучающимися государственных образовательных стандартов, процент обучения на 4 и 5, % отличников (в целом, по предметам, по учителям); – результаты итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов; – процент поступления в ВУЗы; – творческая познавательная активность обучающихся: участие в олимпиадном движении, интеллектуальных, творческих конкурсах и проектах. Результаты итоговой аттестации анализируются на заседания педагогического совета, школьных методических объединений, производственных совещаниях. Учебный год 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Количество обучающихся / аттестованных, чел. 603/538 581/533 623/544 638/567 613/551 Количество «отличников», чел. /% 37/6,9 48/9,0 52/9,6 55/9,7 60/10,9 Количество обучающихся на «4» и «5», чел. /% 265/49,3 256/48,0 271/49,8 253/44,6 266/44,6 Выпускники – «медалисты» 1 золотая 7 серебряных 1 золотая 6 серебряных 1 золотая 6 серебряных 4 золотые 1 серебряная 2 золотые 4 серебряные Широкие возможности быстрой и качественной обработки данных внуртишкольного мониторинга качества образования представлены в статистических отчетах АРМ «Директор» и «ЭКЖ». В условиях перехода на ФГОС второго поколения мы начинает отслеживать не только предметные результаты освоения ООП, но также метапредметные и личностные, инструментарий для проверки которых очень разнообразен и не систематизирован. Управление оценкой качества образования в соответствии с новыми ФГОС предусматривает создание многоуровневой системы ОКО, способной оценить степень соответствия предоставляемых образовательных услуг запросам личности, общества, государства через использование эффективных технико-технологических схем и программного обеспечения. Уровни ОКО: региональный, муниципальный, образовательного учреждения, педагога, обучающегося. 21 июня 2013 года в департаменте образования прошло заседание координационного совета по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в школах области. Было отмечено, что федеральная система оценки качества образования будет сформирована к 2018 году. В настоящее время в субъектах выстраиваются региональные системы оценки качества, в образовательных учреждениях разрабатываются системы внутреннего мониторинга качества образования (требование ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), поэтому рабочей группой под руководством завуча Угрюмовой Л. А. разрабатывается школьное положение о системе оценки качества образования. В аспекте представляемой модели перед региональной системой ОКО ставятся следующие задачи: – –определение индивидуального прогресса в обучении школьников; -– оценка результатов деятельности педагогов, образовательных учреждений, муниципальных и региональной образовательной системы; – – содействие становлению и развитию новых механизмов, технологий, процедур оценки качества образования, в том числе имеющих мониторинговую направленность, связанных с независимой оценкой качества образования; – – создание системы общественно-профессиональной внешней оценки образовательных организаций и их систем, аккредитации учреждений; – – определение направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования по вопросам управления качеством образования. Для оптимизации информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе оценки качества образования в регионе необходимо будет создать единое информационно-образовательное пространство на основе ИКТ – технологий, что позволит выстроить систему индикативного управления, способствующего росту объективности принимаемых решений по повышению качества образования. Таким образом, качество образования это – итог деятельности школы по обучению, воспитанию школьников, методической работе, самореализации всех участников образовательного процесса. Л. В. Кузнецова,зам. директора по УВР,МОКУ «СОШ № 2»г. Лузы, Кировская обл.

Метки: Педагогическая инноватика